Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровое ролевое самочувствие учащихся-читателей.




Читатель, следуя за авторским воображением, испытывает, по мнению ряда исследователей (М.Арнаудов, Е.И.Добринская, М.Е.Марков, Б.А.Успенский и др) " игровое '(ролевое) самочувствие". Он мьюленно переносится в иной - художественный - мир, создаьлый врлей художника. В этом мире читатель занимает определенную позицию, играет определенную роль.' Он может вслед за автором стать наблюдателем-сочувствующим, сопереживающим героям. Может перенести свое " я" " в образ героя, формируемый в его сознании кодовыми средствами произведения или на.позицию автора" *. При этом позиция читателя подвижна, она может меняться в зависимости от стиля повествования, от наличия в тексте эпических, драматических или лирических компонентов^ И. одновременно читатель всегда остается при этом самим собой, интуитивно- или осознанно оценивая происходящую в его сознании " игру".. " Игровое (ролевое) самочувствие", внутренняя потребность юного читателя в проявлении отношения к событиям, изображенным автором; в сочувствии, содействии героям; в замещении их собой указывают на возможный путь работы с художественным произведением в школе. Это путь трансформации текста, проясняющий, делающий более определенной роль читателя, подсказанную его " игровым самочувствием". Чтобы " услышать" голос автора, нужно помочь читателю тоже стать " кем-то иным", принять позицию героя, устами'которого говорит автор. Такое перенесение требует трансформации текста из эпического в драматический - в форму диалога, монолога. В этом случае, рассказывая о событиях произведения от имени героя, изображая его, ученик должен, чтобы оценивать происходящее, осознанно или интуитивно проанализировать систему ценностей персонажа, его. позицию. Такая операция с текстом позволит ярче проявить характер героя, выявить отношение к нему автора, а значит и авторское отношение к изображаемому. Упражнения в трансформации текста, оформленные как сценическое действие, помогают практически освоить понятие сценической речи и сценического действия. Подготовка учебных спектаклей или проектов воображаемых спектаклей предоставляет дополнительные методические возможности в ' изучении художественного произведения.

В искусствоведческой литературе признанно, что литературное произведение, воплощаясь в спектакль, не просто приобретает иную. форму, но и своеобразным образом истолковывается постановщиками и исполнителями Сценическо-игровой подход к изучению литературного произведения учитывает особенности программы средних классов. Ее основу составляют эпические произведения разных жанров. Насыщенные действием, они предоставляют большие возможности для сценическо-игровых трансформаций. В программе немало произведений устного народного творчества, естественным для изучения которых может стать поиск наиболее точной художественной-манеры рассказывания, исполнения произведения. Учебные спектакли по сказкам помогут подчеркнуть особенности их, сказовой манеры повествования. Сценическо-игровая деятельность на уроке литературы -тоже действенное изучение литературного произведения через его сценическое воплощение с учетом возможностей школьного урока. Это не постановка целостного спектакля для его показа на сцене,, а лишь имитация отдельных этапов работы над возможным, воображаемым спектаклем. Простое чтение и даже чтение по ролям дают возможности учащимся глубоко постичь их специфику. Для понимания пьесы необходимо умение создавать их " театральное видение", на развитие которого направлены сценическо-игровые упражнения с драматическими произведениями. Инсценировки пьес помогут сделать этот вид произведений более доступным и интересным для школьников.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал