Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восприятие как психологическое новообразование.
Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Восприятие, таким образом, становится совершенно сознательным процессом. Теперь похожие акты восприятия могут преследовать разные задачи, равно как и наоборот: одна и та же задача может побуждать к разным актам восприятия. Опытные педагоги в курсе тех трудностей, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта. Поэтому они учат детей рассматривать объект, руководят их восприятием. Для руководства восприятием необходимо у ребенка создавать предварительное представление, предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Важно последовательно приучать ребенка к тому, что на объекты можно смотреть по-разному, с разной задачей. Важно приучать и к тому, что можно управлять своим вниманием Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: 1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя. 2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу младшего школьного возраста формируются: 1. Учебная деятельность и ее субъект. 2. Теоретическое мышление, которое, в соответствии с теорией В.В. Давыдова, включает в себя: o содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий; o содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей; o содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы; o содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи; o содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным. Все эти достижения и, особенно, поворот ребенка на самого себя (" Кем я был? " и " Кем я стал? ") в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
|