Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последовательность работы учителя и учеников с научно-художественными текстами
Учитель: 1) читает произведение (к концу обучения в начальной школе дети читают текст самостоятельно); 2) выявляет, как воспринято произведение учениками; 3) ставит перед учениками проблему, связанную с авторским отношением к изображаемому; 4) предлагает план действий для разрешения проблемы (к концу обучения в начальной школе дети это делают самостоятельно); 5) руководит аналитической деятельностью детей; 6) подводит итоги работы. Ученики: 1) слушают (или читают самостоятельно) произведение; 2) отвечают на вопросы учителя после прослушивания (чтения) произведения; 3) осмысляют поставленную перед ними проблему и план действий по ее разрешению (позднее самостоятельно вырабатывают план действий); 4) самостоятельно перечитывают текст и выделяют его части; 5) определяют основное событие в каждой части, выделяют ключевые слова, определяют точки зрения на событие автора и персонажей; микротему и главную мысль в каждой части текста; 6) озаглавливают каждую часть и объясняют свой выбор; 7) устанавливают причинно-следственные связи между поступками персонажей, событиями; 8) выделяют в каждой части языковые средства, передающие авторское отношение, отношение к происходящему персонажей, и средства, создающие художественные образы; 9) находят языковые средства связи между частями текста; 10) выявляют причины изменения в отношении персонажей и автора к событиям и их участникам; 11) формулируют основную мысль рассказа; 12) выясняют, что в произведении можно пересказать, а что нельзя и почему; 13) сжато пересказывают текст; 14) сравнивают авторский вариант текста с его сжатым изложением; 15) выборочно пересказывают текст по заданию учителя (возможен творческий пересказ); 16) дома или на следующем уроке сочиняют научно-художественный рассказа по аналогии (например, для братишки или сестренки, для друга и т.п.). Литературно-творческая деятельность протекает в определенной последовательности, которую дети постепенно усваивают и запоминают. На первых этапах освоения этой деятельности они пользуются памятками. 13. Величины и их измерение. Длина, площадь, масса, время, объём - величины. Первоначальное знакомство с ними происходит в начальной школе, где величина наряду с числом является ведущим понятием. ВЕЛИЧИНА - это особое свойство реальных объектов или явлений, и особенность заключается в том, что это свойство можно измерить, то есть назвать количество величины, которые выражают одно и тоже свойство объектов, называются величинами одного рода или однородными величинами. Величины, характеризующиеся только числовым значением, называют скалярными (длина, масса, время, объем, площадь и др.). Кроме скалярных величин в математике рассматривают еще векторные величины, которые характеризуются не только числом, но и направлением (сила, ускорение, напряженность электрического поля и др.). Длина — это характеристика линейных размеров предмета. В дошкольной методике формирования элементарных математических представлений принято рассматривать «длину» и «ширину» как два разных качества предмета. Однако в школе оба линейных размера плоской фигуры чаще называют «длиной стороны», то же самое название используют при работе с объемным телом, имеющим три измерения. Длины любых предметов можно сравнивать: § на глаз; § приложением или наложением (совмещением). При этом всегда можно либо приблизительно, либо точно определить, «на сколько одна длина больше (меньше) другой». Масса — это физическое свойство предмета, измеряемое с помощью взвешивания. Следует различать массу и вес предмета. С понятием вес предмета дети знакомятся в 7 классе в курсе физики, поскольку вес — это произведение массы на ускорение свободного падения. Терминологическая некорректность, которую позволяют себе взрослые в обиходе, часто путает ребенка, поскольку мы иногда, не задумываясь, говорим: «Вес предмета 4 кг». Само слово «взвешивание» подталкивает к употреблению в речи слова «вес». Однако в физике эти величины различаются: масса предмета всегда постоянна — это свойство самого предмета, а вес его меняется в случае изменения силы притяжения (ускорения свободного падения). Для того чтобы ребенок не усваивал неправильную терминологию, которая будет путать его в дальнейшем в начальной школе, следует всегда говорить: масса предмета. Кроме взвешивания, массу можно приблизительно определить прикидкой на руке («барическое чувство»). Масса — сложная с методической точки зрения категория для организации занятий с дошкольниками: ее нельзя сравнить на глаз, приложением или измерить промежуточной меркой. Однако «барическое чувство» есть у любого человека, и на его использовании можно построить некоторое количество полезных для ребенка заданий, подводящих его к пониманию смысла понятия массы. Основная единица массы – килограмм. Из этой основной единицы образуются другие единицы массы: грамм, тонна и пр. Площадь — это количественная характеристика фигуры, указывающая на ее размеры на плоскости. Площадь принято определять у плоских замкнутых фигур. Для измерения площади в качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру (без зазоров). В начальной школе детей знакомят с палеткой — кусочком прозрачного пластика с нанесенной на него сеткой квадратов равной величины (обычно размером 1 см2). Накладывание палетки на плоскую фигуру дает возможность подсчитать примерное количество поместившихся в ней квадратов для определения ее площади. В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя этот термин, с помощью наложения предметов или визуально, путем сопоставления занимаемого ими места на столе, земле. Площадь — удобная с методической точки зрения величина, поскольку позволяет организацию разнообразных продуктивных упражнений по сравнению и уравниванию площадей, определению площади путем укладывания промежуточных мер и через систему заданий на равносоставленность. Например: 1) сравнение площадей фигур методом наложения: Площадь треугольника меньше площади круга, а площадь круга больше площади треугольника; 2) сравнение площадей фигур по количеству равных квадратов (или любых других мерок); При выполнении таких заданий дети в непрямой форме знакомятся с некоторыми свойствами площади: § Площадь фигуры не изменяется при изменении ее положения на плоскости. § Часть предмета всегда меньше целого. § Площадь целого равна сумме площадей составляющих его частей. Эти задания также формируют у детей понятие о площади как о числе мер, содержащихся в геометрической фигуре. Емкость — это характеристика мер жидкости. В школе емкость рассматривают эпизодически на одном уроке в 1 классе. Знакомят детей с мерой емкости — литром для того, чтобы в дальнейшем использовать наименование этой меры при решении задач. Традиция такова, что с понятием объем в начальной школе емкость не связывают. Время — это длительность протекания процессов. Понятие времени более сложное, чем понятие длины и массы. В обыденной жизни время — это то, что отделяет одно событие от другого. В математике и физике время рассматривают как скалярную величину, потому что промежутки времени обладают свойствами, похожими на свойства длины, площади, массы: § Промежутки времени можно сравнивать. Например, на один и тот же путь пешеход затратит больше времени, чем велосипедист. § Промежутки времени можно складывать. Так, лекция в колледже длится столько же времени, сколько два урока в школе. § Промежутки времени можно вычитать, умножать на положительное действительное число. § Промежутки времени измеряют. Но процесс измерения времени отличается от измерения длины. Для измерения длины можно многократно использовать линейку, перемещая ее от точки к точке. Промежуток времени, принятый за единицу, может быть использован лишь один раз. Поэтому единицей времени должен быть регулярно повторяющийся процесс. Такой единицей в Международной системе единиц названа секунда. Наряду с секундой используются и другие единицы времени: минута, час, сутки, год, неделя, месяц, век.. Такие единицы, как год и сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Скорость — это путь, пройденный телом за единицу времени. Скорость — величина физическая, ее наименования содержат две величины — единицы длины и единицы времени: 3 км/ч, 45 м/мин, 20 см/с, 8 м/с и т. п. Очень трудно дать ребенку наглядное представление о скорости, поскольку это отношение пути ко времени, и ни изобразить его, ни увидеть невозможно. Поэтому при знакомстве со скоростью обычно обращаются к сравнению времени передвижения объектов на равное расстояние или расстояний, пройденных ими за одинаковое время. Именованными числами называют числа с наименованиями единиц измерения величин. При решении задач в школе с ними приходится выполнять арифметические действия. Знакомство дошкольников с именованными числами предусмотрено в программах «Школа 2000» («Раз — ступенька, два — ступенька...») и «Радуга». В программе «Школа 2000» это задания вида: «Найди и исправь ошибки: 5 см + 2 см — 4 см = 1 см, 7 кг + 1 кг - 5 кг = 4 кг». В программе «Радуга» — это задания того же вида, но под «именованиями» там подразумевается любое наименование при численных значениях, а не только наименования мер величин, например: 2 коровы + 3 собаки + + 4 лошади = 9 животных. Математически выполнить действие с именованными числами можно следующим способом: выполнить действия с численными компонентами именованных чисел, а при записи ответа добавить наименование. Такой способ требует соблюдения правила единого наименования в компонентах действия. Этот способ является универсальным. В начальной школе этим способом пользуются и при выполнении действий с составными именованными числами. Например, для сложения 2 м 30 см + 4 м 5 см дети заменяют составные именованные числа на числа одного наименования и выполняют действие: 230 см + 405 см = 635 см = 6 м 35 см либо складывают численные компоненты одних наименований: 2 м + 4 м = 6 м, 30 см + 5 см = 35 см, 6 м + 35 см = 6 м 35 см. Эти способы используются при выполнении арифметических действий с числами любых наименований. а) Длиной отрезка называется положительная величина определённая для каждого отрезка так, что: равные отрезки имеют равные длины; если отрезок состоит из конечного числа отрезков, то его длина равна сумме длин этих отрезков. б) Площадью фигуры называется неотрицательная величина, определённая для каждой фигуры, которая обладает теми же свойствами, что и длина. в) Масса – эта такая положительная величина, которая обладает свойствами: масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах; масса складывается, когда тела соединяются вместе: масса нескольких тел, вместе взятых равна сумме их масс. г) Время, в обычной жизни – это то, что отделяет одно событие от другого. В математике и физике время рассматривается как скалярная величина, так как промежутки времени обладают свойствами похожими на свойства длины, площади, массы. Их можно сравнивать, складывать, измерять. д) Объёмом фигуры называется неотрицательная величина, определённая для каждой фигуры так, что: равные фигуры имеют один и тот же объём; если фигуры состоят из конечного числа фигур, то её объём равен сумме их объёмов. Понятие положительной скалярной величины и ее измерение. Скалярные величины могут быть однородными или разнородными. Однородные величины выражают одно и то же свойство объектов некоторого множества. Разнородные величины выражают различные свойства объектов (длина и площадь) Свойства скалярных величин: § любые две величины одного рода сравнимы либо они равны, либо одна из них меньше (больше) другой: §величины одного рода можно складывать, в результате получится величина того же рода: § величину можно умножать на действительное число, в результате получится величина того же рода: § величины одного рода можно вычитать, в результате получится величина того же рода: § величины одного рода можно делить, в результате получится действительное число:
Разностью величин А и В называется такая величина С = А - В, что А = В + С.
|