![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинар № 8. Тема: Специальная психология как отрасль клинической психологии
Тема: Специальная психология как отрасль клинической психологии. Изучение проблем дизонтогенеза в специальной психологии 1. Общие представления о предмете, объекте, целях и задачах специальной психологии: а) определение специальной психологии как отрасли психологии, занимающейся изучением психической реальности, существующей в жизни детей и взрослых с особыми проблемами, появляющимися из-за врожденного или приобретенного психофизиологического дефекта и обуславливающего своеобразие общего развития аномального ребенка. б) Задачи специальной психологии, обозначенные в направлениях реформирования специального образования: получение достоверной психологической информации об особенностях раннего возраста детей с отклонениями в развитии. информации об особенностях контингента детей, до сих пор не охваченных специальной системой образования; психологические знания для эффективного функционирования психолого-педагогических комиссий (ПМПК), комплектующих учреждения специального образования; разработка и экспертизация ранее разработанных диагностических методик для использования их в условиях ПМПК; поэтапное внедрение через систему высшей школы и систему повышения квалификации пролицензирования наборов диагностического инструментария, методик и их применения. 2. Перспективы применения психологической диагностики в исследовании проблем развития аномальных детей: а) принципы работы специального психолога в учреждениях образования: принцип единства диагностики и коррекции; принцип целостного и комплексного изучения и воздействия на ход психического развития аномального ребенка; принцип обязательного взаимодействия различных специалистов при работе с проблемным ребенком. б) основные направления в работе специального психолога в образовательном коррекционном учреждении.
Темы для рефератов и докладов 1. Проблемы психической нормы и патологии. 2. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития: 3. Нарушения психического развития у детей. Психический дизонтогенез. 4. Дисгармоническое психическое развитие и его особенности в детском и подростковом возрасте. 5. Современные проблемы специальной психологии. 6. Клиническая психология в системе народного образования и психологическая помощь населению. Литература 1. Комплексная оценка лиц с задержкой психического развития. Тестирование лиц с физическими недостатками// Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия 2Мастера психологии»). – С. 274 – 289. 2. Использование тестов в клинической психологии и психологическом консультировании// Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия 2Мастера психологии»).– С.556 – 583. 3. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001. 4. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001. 5. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2001. 6. Гуревич К.М. Введение в психодиагностику. – М., 1997. 7. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. – М., 1973. 8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973. 9. Лебединский В.в. Нарушение психического развития у детей. – М., 2000. 10. Левченко Н.Р. Проблемы специального образования. – М., 2002. 11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989. 12. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. – М., 2000.
|