Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неизменная истина в постоянно меняющемся мире
Помните Книгу Бытие 2: 24, где Бог установил институт брака? «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». Каким должен был быть брак Адама и Евы до грехопадения? Представьте себе, какой уровень общения, доверия, сотрудничества и близости они чувствовали! Но затем они согрешили. Теперь им пришлось бороться с трудностями, которые были для них совершенно новы: недоверием, себялюбием, гордостью и вожделениями плоти. И все же Бог оставляет неизменной возможность жить, как «одна плоть» в совершенно новом контексте. Давайте пойдем дальше и вспомним Моисея, когда он повествует в Книге Бытие о народе Израильском. Они вышли из Египта, где было принято многоженство. Из-за этого даже патриархи Израиля имели наложниц. Как же выглядят теперь отношения «одной плоти» при таком наследии? Опять изменение контекста. Еще позже мы читаем об Иисусе, обсуждающем этот вопрос с фарисеями (Мф. 19: 1-9). К тому времени разводы стали привычным делом. Насущным вопросом тогда было, как человеку избавиться от брака, а не как остаться в нем. И тем не менее, Иисус цитирует вторую главу Книги Бытие, чтобы укрепить священные обязанности брачного союза. Его слова явно шокировали слушателей. «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться», — скептически отреагировали ученики. Та же самая библейская истина, но совершенно другой контекст. Позднее Павел пишет Ефесянам. Наверное, Ефес был самым богатым из всех римских городов того времени — своего рода Орландо, мировая столица туристов первого века. Ко времени появления на сцене Павла (Деян. 19), институт брака пал до ужасающего состояния, особенно среди знати. Высказываясь о женщинах той эпохи, римский философ Сенека острил: «Они разводятся, чтобы снова жениться. Они женятся, чтобы опять развестись»[8]. Его сын, равный отцу в сарказме и цинизме, охарактеризовал верную замужнюю женщину как ту, у которой не более двух любовников[9]. Павел уже был причиной немалого смятения в Ефесе из-за того, что проповедовал новое и странное учение (Деян. 19: 23-41). Но сейчас он поражает новообращенных ефесян еще и своим письмом. Подобно Иисусу, он цитирует Книгу Бытие 2: 24, а потом продолжает: «...каждый да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (5: 33). Как же христианская супружеская пара стремилась к отношениям «одной плоти» в контексте первого века в Ефесе? А как же выглядит брак в контексте XXI века? Больше половины заключенных браков сегодня заканчивается разводами. Количество случаев супружеской неверности не уменьшается, несмотря на все увеличивающееся количество случаев СПИДа и других венерических заболеваний. Две трети супружеских пар с детьми живут согласно договоренности о делении доходов пополам. Это означает, что мать сама «тянет на себе» семью со всеми вытекающими из этого требованиями, определяющими ее личное время и эмоциональные силы. Все больше и больше людей попадает в смешанные семьи и в динамику специфических родственных отношений, связанных с этим. Как же пары в сегодняшней культуре применяют на практике положение о браке как «одной плоти»? Суть в том, что Божье Слово вечно и неизменно, чего нельзя сказать о нашем мире. Поэтому, когда мы живем по Божьей истине, от нас требуется, чтобы мы использовали ее во всех обстоятельствах. Но, пожалуйста, обратите внимание: истина остается неизменной, она не пытается приспособиться к каждой новой системе общественных отношений. Скорее, изменяется применение истины в свете наших потребностей.
|