Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действенное Слово






Если вы осознаете, что Иисус Христос желает коренным образом изменить вашу жизнь, вам необ­ходимо подумать о тех ее сферах, которые вы будете соотносить со Словом. Я хотел бы объяснить, что я подразумеваю под «действенным Словом». В наблю­дении и толковании вы находили для себя новые откровения — то, чего вы раньше не замечали. Эти от­кровения влекут за собой ряд новых взаимоотношений.

Новые отношения с Богом. Сейчас Он ваш Небес­ный Отец. У вас с Ним личные и близкие отношения. Он послал Своего Сына для вашего спасения, и Святого Духа — чтобы помочь вам расти и исполнять Его волю.

Новое отношение к себе. Вы становитесь новым человеком. Ведь если Бог любит вас, если Христос умер за вас, если Святой Дух одарил и укрепил вас — значит, вы имеете потрясающую ценность и значение. Ваша жизнь приобретает новый смысл.

Новое отношение к другим людям. Вы открываете для себя то, что другие люди для вас вовсе не враги. Они могут быть просто жертвами врага, но они — те люди, которых Сам Бог поставил в вашей жизни. Он призывает вас относиться к ним по примеру Христа.

Новые отношения с врагом. Пожалуйста, обра­тите внимание: как только вы пришли ко Христу, вы переместились на другую сторону поля духовной битвы. Перед этим вы были просто пешкой в руках врага. Он крутил вами как хотел. У вас даже не было никакого представления о том, что вы — жертва обмана. Но сейчас вы на стороне Бога. Поверьте мне, враг совершенно этому не рад. Поэтому ваша христи­анская жизнь будет постоянной борьбой.

Новые познания, которые вы черпаете из Писания, должны применяться ко всем этим видам отношений. Обратите внимание на то, как это происходит.

Слово разоблачает ваш грех. Помните Второе послание к Тимофею 3: 16? Писание обладает исправи­тельной и обличающей функциями. Оно постоянно говорит вам, когда вы пересекли допустимые границы, чтобы очистить вашу жизнь от греха.

Слово дает вам Божьи обещания. Оно говорит вам о том, что мы можем ожидать от Бога и в чем можем на Него положиться. Это невероятно утешает, особенно когда мы сталкиваемся с обстоятельствами, которые кажутся нам непреодолимыми.

Слово дает вам Божьи повеления. В Писании есть как обещания, так и условия. Повеления и принципы обеспечивают безопасную жизнь и здоровье.

Слово дает примеры. Мне нравится изучать биб­лейские биографии — истории жизни людей, которые ходили перед Богом. Именно здесь Писание становится реальным. Некоторые из них — положительные при­меры, и мне хотелось бы им следовать. Другие пред­ставляют негативный пример, и их нужно избегать.

Используя «действенное Слово», Иисус Христос про­изводит изменения в жизни тех, кто хочет применять библейскую истину на практике. Относитесь ли вы к этой категории людей? Это можно проверить: говорил ли вам кто-либо, кто знает вас очень хорошо: «Эй, что с тобой случилось? Я знаю тебя уже сто лет, но ты какой-то другой. В твоей жизни что-то произошло». Какое объяснение вы могли бы этому дать? Мог ли это быть приход Христа в вашу жизнь?

Короче говоря, что в своей жизни вы не можете объяс­нить иначе, как только сверхъестественным путем?

 

Шаг 3. РАЗМЫШЛЯЙТЕ

Когда я был моложе, в моей жизни был момент, когда я, как говорится, «дошел до ручки». Фактически, я был прекрасным кандидатом в пациенты психболь­ницы. Парни в белых халатах уже были готовы под­катить носилки и забрать меня, когда один мой друг, занимавший руководящее положение, узнал о моем состоянии.

Он прилетел в Даллас за свой счет и провел со мной три дня. Все, что делал я, делал и он. Везде, куда ходил я, ходил и он. Он слушал каждый разговор, присутство­вал на каждом уроке, даже жил у меня дома. В конце этого периода он сообщил мне мой «диагноз»: «Хови, твоя проблема в том, что ты допускаешь в свой разум огромное количество информации, которое твой мозг просто не в состоянии обработать».

Знаете, если бы я дал ему тогда 20 000 долларов, я не думаю, что заплатил бы сполна за его открытие. Он подсказал мне, что я позволял себе обращать вни­мание на такое количество вещей, что уже не мог хоть как-то их упорядочить в своем уме. В конце кон­цов, это меня перегрузило.

То, что описал мой друг, напрямую связано с размы­шлением. В современном обществе оно превратилось в забытое искусство, если, конечно, не брать во внима­ние сторонников восточного мистицизма. Я говорю о том, что не имеет ничего общего с «умственной гимна­стикой», опустошающей ум. Истинное размышление — это размышление о том, как истина может изменить и привести в порядок нашу жизнь. Так как многие из нас — деловые, занятые люди, скорее всего, мы сделаем вывод, что размышление было хорошо для первых веру­ющих, а к нашему времени это не относится.

Это в корне неправильно. Мы уже говорили в главе 14 о том, что размышление полезно при наблюдении. Оно также абсолютно необходимо на этапе применения. Помните Книгу Иисуса Навина 1: 8 и Псалом 1: 1-2? Оба эти отрывка говорят о том, что ключ к духовному процветанию — это размышление над Словом день и ночь. Другими словами, мы должны вплести Писа­ние в ткань нашей повседневной жизни.

Моя жена готовит просто превосходный суп. Но для его приготовления требуется несколько часов. Она берется за работу рано утром — и очень скоро по дому растекается восхитительный аромат. У меня просто слюнки текут, и я готов проглотить его цели­ком. Но жена говорит: «Не сейчас. Подожди до ужина». Я называю ее суп — «суп энтузиазма», так как она бросает в кастрюлю большое количество пищевых компонентов. Это не идет ни в какое сравнение с куп­ленным в магазине супом-полуфабрикатом.

Как же ее суп становится таким вкусным? Она ста­вит его на дальнюю конфорку и готовит на маленьком, почти незаметном огне до тех пор, пока все ароматы не перемешаются и не придадут ему просто восхитительный вкус.

А что у вас стоит «на дальней конфорке»? Что гото­вится у вас в голове? Пользуетесь ли вы преимуществом блага библейского размышления?

«Но мне трудно думать!» — может сказать кто-то.

Нет, проблема в том, что вы не упражняете свой мозг. Вы не снабжаете его «горючим». Видите ли, есть прямая связь между размышлением и памятью. Память обеспе­чивает ум «горючим», которого ему не достает для благоприятного размышления.

Когда я думаю о своей духовной жизни, то очень сожалею о том, что не запоминал больше стихов из Писания, когда был молод. Хотя мне посчастливилось приобрести «Тематическую систему запоминания» — набор карточек, издаваемых миссией «Навигаторы». Эта программа помогает запоминать два стиха в неде­лю. Это не много, но задумайтесь: если вы будете так делать на протяжении пятидесяти недель в году, то в вашем распоряжении будет 100 стихов из Писания.

Может ли это изменить вашу жизнь? Вскоре после того как я взялся за эту программу запоминания Биб­лии, меня оперировали. Сама операция прошла успеш­но, но после нее я подхватил инфекцию. У меня было такое состояние, что я не знал, останусь ли в живых — более того, мне даже хотелось умереть. И я помню, единственным, что поддержало меня в этот период, было Божье Слово, которое я запомнил к тому времени. Этот случай убедил меня, что память — ключ к раз­мышлению. А размышление — это ключ к измене­нию мышления.

 

Шаг 4. ИСПОЛЬЗУЙТЕ

Конечная цель изучения Библии — использование истины на практике. Цель Писания — не «раскармли­вать гусей», а тренировать атлетов и снаряжать солдат для реальной битвы. «Бегите, чтобы победить!» «Бори­тесь, чтобы победить!» Это и есть основное послание Слова.

У вас навряд ли получится применять каждую ис­тину, которую вы узнаете при разборе, но многим из них найдется место в вашей жизни. Так, вы можете всегда себя спросить: «Есть ли какая-то сфера в моей жизни, где эта истина необходима?».

Позвольте привести личный пример. Послание к Филиппийцам 2: 14 — обличающий стих: «Все делайте без ропота и сомнения». Может для вас это и не представляет особой сложности, но для меня это особенно трудный стих. По правде говоря, мне бы хотелось перепрыгнуть с стиха 13 прямо на стих 15. Но этот короткий осуждающий стишок находится между ними, и никуда от него не денешься.

Довольно многое я спокойно могу делать без ропота и сомнения, тут нет ничего сложного. Например, преподавание. Я люблю учить. Я живу, чтобы учить. Для меня наибольшее в жизни — это преподавание. Я бы, наверно, даже сам платил деньги, чтобы иметь возможность учить. Но в этом стихе говорится: «Делайте без ропота все» — а не только преподавайте.

Так вот, «все» для меня включает в себя коррес­понденцию. Я не могу писать письма с тем же рвением, с которым преподаю. Но в конечном итоге письма накапливаются — и мне ничего не остается, как отве­чать на них. Вот вам и ситуация, в которой можно применить Послание к Филиппийцам 2: 14. Стих не говорит о том, что мне нужно полюбить писать письма; он только говорит о том, что мне нужно научиться делать это без ропота и сомнения.

Это может показаться непоследовательным. Но нет ничего непоследовательного в переменах, которые Бог желает произвести нашей жизни. Он дал нам Слово, чтобы преображать наши чувства. И уверяю вас, ваш голод к этому Слову будет прямо пропорционален вашему послушанию Ему. В действительности, суще­ствует некий круг: чем больше вы его понимаете, тем больше используете; и чем больше используете, тем больше хотите понимать его. И то, и другое необходимо.

В конце вы всегда найдете две стороны христиан­ской жизни: вам нужна пища и вам нужно движение. От переизбытка пищи бывает ожирение. Недостаток пищи приводит к дистрофии. Но пища перерабатыва­ется в энергию, а энергия позволяет вам делать то, что Бог вам предназначил. В процессе деятельности вы истощаетесь и устаете. Вы теряете ориентацию. Поэтому вам опять нужно вернуться к Слову Божьему для под­крепления. Помните, что Божье Слово, примененное на практике, приносит подлинное удовольствие.

 


 

попробуйте вы

 

Существует прямая связь между размышлением и за­поминанием. Чем больше стихов из Писания вы знаете, тем больше у вас материала для размышления.

К сожалению, само по себе запоминание пользуется плохой репутацией. Многие из нас сразу вспоминают школу, где нас заставляли зубрить бессмысленные даты, имена деятелей истории или математические формулы. И как только мы закончили школу, мы пообещали себе больше никогда этого не делать!

Но если Бог обещает, что за размышлением над Его Словом последуют благословения (Нав. 1: 8, Пс. 1), и если размышление зависит от заучивания, тогда, возможно, нам стоит пересмотреть свои взгляды. Я бы посоветовал вам «Тематическую систему запоминания», изданную мис­сией «Навигаторы». Ниже приведено маленькое упражне­ние, которое поможет вам начать. Заучите наизусть Псалом 99:

 

«Псалом хвалебный. Воскликните Господу, вся земля!

Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!

Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.

Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,

Ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».

 

В этом псалме всего пять стихов. Это замечательный псалом для размышления, потому что он в радости воз­носит ваше сердце пред Богом. В нем с уверенностью утверждается истинный характер Бога.

Вот еще несколько советов:

1. Прочитайте и изучите этот псалом, используя принципы наблюдения и толкования.

2. Прочитайте его несколько раз.

3. Настройтесь на запоминание одного стиха за раз на протяжении нескольких дней. Например, в первый день выучите первый стих. Прочитайте его несколько раз. Повторите про себя еще несколько раз. Через час или два вспомните и повторите. Продолжайте вспоминать его в течении дня. На другой день проделайте то же со вторым стихом, только повторяйте его вместе с первым. Продолжайте добавлять стихи на протяжении недели.

4. Расскажите то, что вы выучили другу или члену семьи. Пусть он следит и проверяет по Библии, правильно ли вы заучили отрывок.

5. Если у вас есть музыкальное дарование, то попро­буйте написать к нему мелодию и пойте его (большинство псалмов в оригинале пелись, а не читались.)

6. Продолжайте повторять псалом в уме на протяжении следующих нескольких недель — до тех пор, пока не будете уверены, что он отложился у вас в голове.

 

 

В чем же состоит процесс изменения жизни? Он начинается с Божьего Слова.

Библия — это Божий инструмент, приносящий изменение в нашу жизнь. Но обратите внимание: Слово сначала должно изменить мою жизнь. Затем оно может начать изменять окружающий меня мир. Видите, когда Божья истина изменяет мою жизнь, я могу стать причиной изменения в сфере моего влияния. Спрашивали ли вы себя когда-либо: «Как я могу изменить наше общество?». Единствен­ная возможность привнести кардинальные и устойчи­вые перемены — через изменение отдельных людей.


 

ДЕВЯТЬ ВОПРОСОВ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Раньше, когда мы рассматривали этап наблюдения, я говорил, что очень важно при разборе любого отрывка из Писания буквально забрасывать текст вопросами. То же самое происходит и на этапе применения. Итак, существует девять вопросов применения, которые вы можете задавать, изучая Слово:

 

1. Есть ли здесь мне пример для подражания?

Замечали ли вы когда-либо, как много в Библии биографий? Это не случайно, так было задумано. Бог наполнил Свое Слово людьми, потому что ничто не может оживить истину так, как люди.

Однако иногда бывает сложно провести параллели между вашей ситуацией и описанным в Библии. Вспомните историю Авраама, изложенную в Книге Бытие 18. Господь открывает Аврааму, что Он соби­рается уничтожить Содом и Гоморру, где живет со своей семьей Лот, племянник Авраама. Поэтому Авраам умоляет Бога не разрушать Содом, если Он найдет там достаточно праведников. Я пока не встречал людей, которые бы подошли ко мне и сказали: «Хендрикс, Бог открыл нам, что собирается разру­шить такой-то город, если не найдет в нем 10 людей, живущих праведно». Если бы кто-то и сказал мне такое, я бы наверняка подумал: «Из какого сумасшед­шего дома он сбежал?».

Итак, значит ли это, что мне совсем нечего взять для себя из Книги Бытие 18? Нет, Авраам — выдающийся пример ходатайственной молитвы о грешниках. Вот он стоит на коленях, умоляя Господа избавить их от суда. Поэтому я могу спросить себя: «Так ли я молюсь об ок­ружающих меня? Или я отношусь к тем, которые наде­ются, что Бог скоро уберет всех этих „язычников"?»

 

2. Есть ли грех, которого следует избегать?

Одна из ценностей Слова в том, что Оно повышает

ваше самосознание в отношении аспектов морали. Не­смотря на то, что до покаяния я многое делал непра­вильно, если бы тогда мне кто-то сказал, что я грешу, я бы ответил: «Вы, наверное, шутите?» У меня была аб­солютно другое понимание того, что хорошо и что плохо.

И только когда я пришел ко Христу и начал читать Библию, я узнал, что такое настоящий грех. Это похоже на то, как однажды сказал мой друг: «До того как я стал христианином, мне даже и в голову не приходило, что с моим браком не все в порядке. Я думал, мы живем как все остальные. Но когда я прочел пятую главу Послания к Ефесянам, то начал сознавать, каким жалким был мой брак в действительности».

 

3. Есть ли здесь обещание для меня?

Божье Слово полно различных обетований — обе­щаний, данных Тем, Кто никогда не лжет и Кто спо­собен их выполнить. Помните наше изучение первой главы Книги Неемии? Неемия провозгласил Божье обещание относительно восстановления земли Изра­иля, если люди признают грех и раскаются в нем. И Бог сдержал Свое слово. Он даже использовал Неемию как часть ответа на его молитву.

Конечно, не все обещания в Писании даны для нас. Одни обетования Бог дал лишь отдельным людям, а не всем в целом. Другие — определенным группам людей — Израилю как нации, например. Мы не вправе требовать выполнения обещания, которое было адре­совано не нам. Но мы можем просить об обетованиях, данных церкви, а также о тех, которые даны «правед­никам» в Книге Притчей и других Книгах Премудрости.

4. Есть ли пример молитвы?

В восемнадцатой главе Книги Бытие Авраам учит нас молитве. То же делает и Неемия. Я хочу вдохновить вас провести изучение «великих молитв» Писания: например, молитва раскаяния Давида (Пс. 50); молитва благодарения Анны после рождения Самуила (1 Цар. 2: 11); молитва Ионы из чрева кита (Ион. 2); молитва Марии (Лк. 1: 46-55); молитва Павла о Ефесянах (Еф. 3: 14-21); молитва Иисуса в Гефсимании (Мф. 26: 36-46, Мк. 14: 32-42, Лк. 22: 39-46) и «Отче наш» — молитва Господня, вернее молитва учеников, а если еще точнее, наша молитва (Мф. 6: 5-15).

Во время изучения этих отрывков спросите себя: «Есть ли в этой молитве нечто, о чем мне тоже нужно молиться?».

5. Есть ли наставление?

В Библии содержится масса четких, действенных наставлений. Только в одном Послании Иакова их пять­десят четыре. Точно так же и в «применительных» раз­делах посланий Павла (Рим. 12-15, Гал. 5-6, Еф. 4-6, Кол. 3-4) — в основном содержится увещевание.

Одного мудрого пожилого богослова как-то спроси­ли, как узнать Божью волю. Его ответ был очень прост: «95% воли Бога открыто в установлениях Библии. Если вы уделите время и внимание для их выполнения, то вам не составит большого труда, чтобы выполнить остальные 5%».

6. Есть ли условия, которым необходимо следовать?

Большинство обетований Бога содержат в себе усло­вия, представленные в конкретном контексте. Напри­мер, Иисус сказал: «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15: 7). Вы заметили здесь условия? «Если пребудете во Мне и [если] Слова Мои в вас пребу­дут». Если мы выполним их — Иисус выполнит Свое потрясающее обещание: «Чего ни пожелаете — просите, и дано будет вам».

 

7. Есть ли стих для запоминания?

Конечно же, каждый стих Писания можно выучить. Но некоторые стихи будут для вас более значительными, чем другие. Поэтому я бы советовал вам начать пользо­ваться программой заучивания библейских текстов наизусть. Возможно, это будет что-то похожее на «Систе­му тематического запоминания», о которой я упоминал в предыдущей главе. Может, вы захотите создать свой список стихов, которые значительны лично для вас.

Я также вдохновляю вас запоминать большие отрывки из Слова. Когда мои сыновья были еще малень­кими, у них в воскресной школе был учитель, познав­ший ценность заучивания Библии. Он поощрял своих учеников к этому и устраивал соревнования, кто больше выучит. В конечном итоге дети запоминали целые главы Библии, например, Пс. 1, Ис. 53, даже Ин. 14. Причем они цитировали их точно, слово в слово. Так что это возможно. А преимущества такого заучивания просто безграничны.

8. Помогает ли это исправить ошибки?

Одно из положительных изменений, которое я на­блюдал среди христиан на протяжении всей моей жизни, это желание уделять достаточное внимание людям и развивать с ними отношения. Именно к любви и заботе о людях и о их нуждах должно приводить настоящее познание библейской истины.

Тем не менее, на протяжении того же периода вре­мени я наблюдал нежелательную потерю интереса к знанию основных доктрин Библии. Когда дело доходит до фундаментальных камней, лежащих в основании веры — таких как Воскресение, Рождение от девы, безошибочность Писания, действие Святого Духа — то оказывается, что большинство христиан имеют неясное понимание этих основ христианской веры. В результате они становятся разносчиками теологических ошибок.

Личное изучение Библии помогает изменить это по­ложение. Во время изучения Божьего Слова спросите себя: «О каких доктринах и истинах идет речь в этом отрывке? Какие теологические ошибки он устраняет?» А затем: «Что мне нужно изменить в своем мышлении, чтобы думать так, как учит Библия?».

 

9. С какими трудностями я могу столкнуться?

Случалось ли вам когда-либо, читая Библию, по­чувствовать угрызения совести от прочитанного? Это Святой Дух касался вашего сознания. Когда вы будете читать Слово, Он будет побуждать вас к изменениям в определенных областях вашей жизни и в ситуациях, с которыми вы сталкиваетесь. Это могут быть взаимо­отношения, которые нужно исправить. Это может быть необходимость попросить у кого-то прощения. Может быть, вам нужно избавиться от чего-то, что отдаляет вас от Бога. Или, может быть, это привычка, которую нужно начать развивать. Что бы это ни было — Дух использует Писание, чтобы способствовать изме­нениям в вашей жизни.

Вопрос состоит в том, открыты ли вы для изменений? Готовы ли вы ответить на Божий призыв? Я гаранти­рую вам, что если вы приблизитесь к Божьему Слову с необходимым прилежанием и должной ответствен­ностью, Дух не даст вам разочароваться.

 

 

попробуйте вы

 

Вам стоит выработать привычку каждый раз, изучая Библию, задавать все девять вопросов применения, пере­численных в этой главе. Сейчас я хотел бы предложить вам немного поупражняться, используя их при разборе довольно длинного отрывка из Евангелия от Луки.

В отрывке с 14: 25 по 17: 10 Иисус дает серию притч и наставлений. Ключ к пониманию контекста — проследить, какие три группы людей слушали Иисуса: множество народа (14: 25), включая мытарей и грешников (15: 1), ученики (16: 1; 17: 1) и фарисеи (16: 14). Используйте наблю­дение и толкование, чтобы понять эту часть Нового Завета. Затем, основываясь на тексте, ответьте на девять вопросов:

 

1. Есть ли здесь пример для подражания?

2. Упоминается ли грех, которого следует избегать?

3. Есть ли Божье обещание?

4. Есть ли молитва для повторения?

5. Есть ли наставление для послушания?

6. Есть ли условия, которым необходимо следовать?

7. Есть ли стих для запоминания?

8. Помогает ли это исправлять ошибки?

9. С какими трудностями я могу столкнуться?

 

 

СЕЙЧАС И ТОГДА

 

Помните Кена из первой главы? Он лучше всех отозвался о Библии. Если вы спросите его — открыто ли для него Слово Божье, он ответит: «Несомненно». Он уверен, что оно представляет авторитет в области веры и религиозной практики.

Но угадайте, что происходит, когда Кен идет на работу? Он оставляет Слово дома — не только физи­чески, но и умственно. Не то, чтобы он пренебрегал Писанием. Суть в том, что ему даже в голову не при­ходит, что там может быть что-то сказано о том, как вести дело. Почему? Потому что он воспринимает Библию как нечто не относящееся к данному контексту. «Мир бизнеса — это не урок воскресной школы, — сказал он мне. — Вы имеете дело с тем, что в Библии даже не упоминается. Поэтому она не совсем приме­нима к повседневной жизни».

Вряд ли Кен единственный, кто так думает. Джордж Гэллап младший, который занимается изучением об­щественного мнения, провел опрос и подсчитал, что только 57 % американцев сейчас верят, «что религия может отвечать сегодняшним проблемам». Это спад по сравнению с 81 % в 1957 году. В то же время число тех, кто думает, что религия безнадежно устарела, возросло с 7 % до 20 %. Поэтому неудивительно, что другой опрос Гэллапа свидетельствует о том, что «нет существенной разницы» между верующими и неве­рующими в этике их поведения и ценностях на про­изводстве.


Чувствуете ли вы, что ваша вера применима и ко всему, что касается работы и других дел повседневной жизни? Или вы в числе тех, кто хотел бы применить веру в обыденных делах, но никак не знает, как это сделать? В конце концов, вы не находите, что древние страницы Писания направлены также и на решение ключевых проблем нашего общества. Итак, как же провести параллели?

Позвольте предложить вам начать со сравнения кон­текстов — оригинального контекста времени написания Библии и современного контекста наших дней. Контекст играет большую роль в том, как человек применяет библейскую истину.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал