Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы должны совпадать с общим учением Писания
Это возвращает нас к практике сравнения одного отрывка с другим. По мере выделения принципа из определенного отрывка, подумайте о других отрывках, которые созвучны ему. Например, я читаю в Книге Притчей 20: 2, что верующие должны проявлять уважение к правительству. Если бы это был единственный текст в Библии, говорящий об этом вопросе, мне нужно было бы проявить осторожность, прежде чем активно внедрять эту точку зрения в жизнь. Но из Симфонии узнаем, что и некоторые другие отрывки говорят о том же (Рим. 13: 1-7 и 1 Пет. 2: 13-17). Вот теперь я чувствую себя уверенно, применяя второй стих двадцатой главы Книги Притчей к своей ситуации. Подобно этому, Павел поднимает вопрос об идоложертвенном мясе в Послании к Римлянам 14. История Даниила дополняется рассказами об Иосифе, Есфири и Неемии, которые служили языческим правителям и при этом сохранили верность и праведность. Поэтому, когда я ищу применение этим библейским текстам, мне в голову приходит масса ситуаций. Люди сталкиваются с непреодолимыми трудностями, пытаясь вывести «принцип» из одного единственного стиха, а затем стараются построить целую доктрину на основе одного этого высказывания («выборочное богословие»). Например, один молодой человек настаивал, что Бог хочет, чтобы люди ходили босиком. В качестве обоснования своего тезиса он взял текст Быт. 3: 22. В нем написано, что Бог использовал шкуры животных, чтобы сделать одежду для Адама и Евы, но ничего не сказано о сандалиях или ботинках. Из этого он сделал вывод, что Богу не угодно, чтобы люди носили обувь из шкуры животных. Это не только аргумент из разряда «без комментариев», но и игнорирование приема сравнения, потому что есть немало текстов, противоречащих такому применению (Мк. 6: 8-9; Ин. 1: 27; Деян. 12: 8). Да и вообще, оно звучит глупо. В нем мало теоретического и практического смысла. Если Бог сделал одежды, то почему Он должен быть против и обуви? Другое заблуждение имеет место тогда, когда кто-то, используя Писание, пытается оправдать то, что Писание однозначно осуждает. Как-то мой студент был убежден, что должен жениться на одной девушке. «Бог мне сказал жениться на ней», — объяснял он мне и процитировал стих. В решении этого вопроса я столкнулся с массой проблем, самой значительной из которых была та, что девушка была неверующей. Я сказал: «Если ты хочешь жениться на ней — это твое решение, но не приписывай этого Богу, Который четко и ясно сказал: „Не преклоняйтесь под одно ярмо с неверными". А коли так, то маловероятно, чтобы тебе лично Он сказал что-то другое». Мы должны быть очень осторожными, делая выводы из Писания. Не то, чтобы мы не могли шире применять Слово, но давайте применять его благоразумно и последовательно. Принципы должны отвечать на нужды, интересы, вопросы и проблемы реальной жизни Соотнести принцип с эталоном Писания — это еще полдела. Как сказал однажды Джон Стотт: «Не трудно быть современным, если вы не заботитесь о том, чтобы быть библейским, также не трудно быть библейским, если вы не стремитесь быть современным. Но быть библейским и современным одновременно — вот где необходимо умение». Именно здесь на сцену выходит изучение культуры. Если вы сделали домашнее задание об обществе, у вас должно быть представление о том, каково оно на сегодняшний день. Вы будете знать, где его сильные стороны, а где «кровоточащие раны», откуда происходят срывы и что актуально сегодня. Вам следует знать, кто чувствует себя отдаленным от Бога, кто в растерянности, а кто и рассержен на Него или кто сбит с толку. У вас будет представление о том, где Божий народ проявляет активность, идя навстречу нуждам общества, а где он занимает пассивную позицию. Короче говоря, если вы разобрались в собственной культуре, вы будете знать многое о ее потребностях и проблемах. А, зная об этом, вы можете начать поиск основных истин Писания, которые можно будет применить к сегодняшней ситуации. Возможно, люди в древности использовали их по-другому; но эти истины правдивы, а, следовательно, применимы к трудностям, характерным и для современного общества. Например, один человек начал изучение Книги Неемии. Еще в первой главе он обратил внимание на молитву (ту самую, о которой мы говорили раньше). Он заметил, что Неемия говорил с Богом о людях в разрушенном Иерусалиме. И его осенило: «А когда я в последний раз молился о людях моей компании?» Он был владельцем небольшой фабрики. Сначала он составил список всех своих сотрудников. Затем перечислил продавцов. После он помолился и попросил Бога о взаимоотношениях с каждым человеком, помолился также и об их нуждах. И эта молитва послужила началом дела, которое продолжается до сего дня. Но началось оно с признания этим человеком простого принципа из Слова — Бог хочет, чтобы мы молились о людях и проблемах вокруг нас. Затем Он действует через нас в конкретных ситуациях. Принципы должны предлагать план действий Эксперт по менеджменту Питер Друкер говорит, что лучшие из идей бесполезны до тех пор, пока кто-то их не опробует. Рано или поздно, но они должны произвести действие. Это верно и в отношении библейских принципов. Чтобы быть эффективными, они должны производить действие. Легко строить предположения, «собирая сливки» из теологических размышлений. Именно с этой проблемой столкнулся Павел в Афинах (Деян. 17: 21). Люди, жившие там, любили сидеть и философски разглагольствовать. Но Слово Божье было дано нам не для того, чтобы возбуждать наше любопытство, но для того, чтобы изменять нашу жизнь. Когда мы извлекаем принципы из Писания, нам постоянно нужно задавать вопросы: «Что я буду делать с этой истиной? Когда, где и как я смогу ее применить?». Эталон для этого я собираюсь предложить вам в следующей главе, но прежде позвольте мне поделиться с вами опытом одного человека, который испытал на себе действие этого принципа. Я помню, как один далласский ковбой посещал изучение Библии по Посланию к Ефесянам, которое проводил я. Мы дошли до пятой главы, где говорится о браке. Это именно тот раздел, о котором я упоминал в предыдущей главе. Я никогда не забуду удивления этого громадного неуклюжего парня, когда он, наконец, понял важность слов Павла. «Вы хотите сказать, что я должен любить свою жену? — спросил он недоверчиво. — Вы имеете в виду, что мне нужно сказать ей об этом?» Он на самом деле представил ясную картину проповеди Павла. Не знаю, как на эти слова отреагировали ефесяне, когда впервые прочитали об этом. Но этот парень усвоил для себя основной принцип брака. И он был готов по-особому применить его в своих личный отношениях. Итак, он пошел домой, полный решимости сказать жене, что он ее любит (не плохо для парня, который не говорил этого жене со дня их свадьбы!). Весь день он колебался, стараясь собрать все мужество. Пока они ужинали, он обдумывал слова. Наконец, он отважился сделать решительный шаг. Он встал, обошел вокруг стола, схватил свою жену за плечи и в буквальном смысле слова поднял ее со стула. (Позже она рассказывала мне, что подумала в тот миг, что он сошел с ума). «Жена, — пробасил он, — я просто хочу сказать тебе одну вещь... Я люблю тебя!» И крепко поцеловал ее. Может быть, для вас это ничего не значит, но для этого человека подобное переживание было совершенно новым. Это свидетельствовало о важном изменении в его жизни. Ответив действием на библейский принцип, он сделал значительный шаг вперед в собственном браке.
УМНОЖАЯ ИСТИНУ Однажды я посетил лекцию Генри Кессинджера, бывшего госсекретаря Соединенных Штатов. Он делился наблюдениями: говорил о том, что ситуация на мировой арене на грани взрыва. События протекают на фоне кризиса, и это, конечно же, ставит нелегкие задачи перед лидерами. Как они будут держаться? Он объяснил, что иногда ход событий развивается настолько быстро, что нет времени обдумывать сложившуюся ситуацию, а есть лишь время, чтобы отреагировать. Поэтому приходится оперировать теми знаниями и опытом, с которыми вы пришли на работу. Сидеть и тщательно изучать ситуацию — большая роскошь, причем вам она не доступна. Мне кажется, из этих слов можно извлечь урок и для христианской жизни. Конечно, нужно находить время для основательного изучения Божьего Слова. Но часто мы попадаем в ситуации, когда нет времени на размышление — нам нужно реагировать сразу. Например, у нас недоразумение с сотрудником. Возникает искушение обмануть посетителя или конкурента. Наши дети задают нам по дороге в школу провокационные вопросы. Нам звонит друг, которому нужно принять важное решение, и он просит совета. В подобных ситуациях приходится полагаться на тот багаж знаний и опыта, который мы накопили до этого момента. Нет сомнений, что имея достаточно времени мы могли бы дать хорошо обдуманный, точный ответ. Но часто жизнь лишает нас времени. Поэтому вопрос стоит так: «На сколько мы знакомы со Словом, с какой библейской основой мы подходим к ситуации?». У нас нет времени для глубокого изучения. К чему же прибегнем в данной ситуации? Если мы будем опираться на принципы Писания, то в нас накопится достаточно полезных ресурсов на все случаи жизни. Как видите, принципы дают нам возможность приумножать истину. Толкование одно, применений много. Мы можем не найти конкретный стих, который можно было бы использовать в тех или иных обстоятельствах, но мы все-таки можем найти Божий путь, переосмысливая ту истину, которую уже знаем.
попробуйте вы
Способность находить принципы в Писании — один из самых лучших навыков, который можно развить в рамках этапа применения. Это даст вам возможность соотносить Божье Слово практически с любой ситуацией в вашей жизни. Тем не менее, для приобретения сноровки требуется некоторая практика. Вы не можете использовать первую попавшуюся фразу, которая подходит по смыслу, и провозгласить: «Библия говорит...» Нет, выработка полезных и точных навыков требует правильного понимания текста и приемлемого видения его в контексте. Вот несколько вопросов для освоения и применения библейских принципов.
1. Что вы можете узнать о первоначальном контексте, в котором был написан и использован этот отрывок? 2. Зная этот контекст, что вы можете сказать о значении текста? 3. Какие основные общепризнанные истины представлены в этом отрывке? 4. Можете ли вы перефразировать эту истину одним или двумя предложениями, чтобы получилось утверждение, понятное всем? 5. На какие вопросы, существующие в вашей культуре или в вашей собственной ситуации, направлено ее действие? 6. Какая роль отведена данному принципу в вашей жизни и в окружающем вас мире? Каких изменений он требует? Какие ценности заставляет переосмыслить? Проводит ли он какое-то различие?
А сейчас, используя эти вопросы, сформулируйте принципы применения на основе трех отрывков из Писания: Притч. 24: 30-34; Ин. 13: 1-17; Евр. 10: 19-25.
ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЖИЗНИ
Церковный пикник подошел к концу. Участники собирали вещи и прощались, рассаживаясь по машинам. Какой это был замечательный выходной! Тут было все: шутки и смех, вкусные угощения, а главное — плодотворное время, проведенное в изучении Послания к Филиппийцам. Пастор Джонс широко улыбался, принимая слова признательности от благодарных прихожан. Подошел и Лэрри, один из членов церкви. «Пастор, — сказал он, — этот уикэнд был... Ну, в общем, он действительно изменил мою жизнь. Я уже никогда не буду таким, как прежде». «Рад слышать это, Лэрри, — ответил служитель. — Скажи, а что было самым важным?» «Ну, я не знаю. Наверное, все, — он засмеялся. — Я осознал, что мне еще многому нужно научиться. Когда я вернусь домой, начну больше читать Библию. Я действительно по-другому буду относиться к людям. Еще я думаю, что смогу помогать в воскресной школе. И кажется, мне нужно пересмотреть вопрос пожертвований. Я был тронут, когда вы говорили о миссиях». «Кажется, вы многое взяли для себя на этом отдыхе, — радостно сказал пастор. — Я буду молиться о вас». Они пожали друг другу руку и разошлись. На первый взгляд, разговор звучит чудесно. Отталкиваясь от проповеди пастора Джонса, Лэрри выделил для себя несколько аспектов духовного роста и направления деятельности. Это замечательно. Но яркая картина тускнеет, когда мы узнаем, что Лэрри ежегодно посещает не менее дюжины подобных мероприятий и подобным образом отзывается о каждом из них. Изменился ли он? Ни капельки. Каждый раз его переполняет энтузиазм, но как только он возвращается домой, благие намерения испаряются, и он даже не успевает начать процесс изменения.
С ЧЕГО МНЕ НАЧАТЬ? Проблема Лэрри, как и многих других людей, заключается в планировании. Мы можем выразить эту проблему в форме вопроса: «С чего начать?». Это может быть решающим вопросом в применении. Видите ли, любой христианин может придумать грандиозные планы изменения ситуации. Кто-то решил открыть какую-то страну для Христа. Другой постановил для себя изучить все книги Библии в течении ближайших пяти лет. Кто-то планирует выучить сотню стихов. Еще кто-то собирается стать похожим на Христа и изменить ситуацию в семье. Чудесно! С чего вы собираетесь начать? До тех пор, пока вы не ответите на этот вопрос, все, что у вас есть — это просто благие намерения. А они не более ценны, чем использованный чек. И, в конце концов, что пользы мечтать о завоевании мира для Христа, если вы не можете поделиться Благой Вестью с человеком, сидящем в соседнем кабинете? Как вы собираетесь изучать всю Библию, если даже не знаете, какой стих вы будете изучать завтра? Как вы можете выучить сто стихов, если никогда даже не пробовали запомнить хотя бы один? А вместо того, чтобы фантазировать о библейском браке, почему бы не начать с чего-то простого — например, помыть посуду, если вы муж, или подбодрить своего мужа, если вы жена. Слишком много «применений» остается на уровне желаний, потому что мы говорим об окончании путешествия, не уточняя, где, когда и как мы в него отправимся. Как кто-то мудро заметил: мы не планируем неудачу, мы терпим ее при планировании. Поэтому я хочу предложить вам простой план, которым вы могли бы воспользоваться, планируя личный процесс изменения жизни. Поймите правильно, моя цель — вовсе не упростить все до предела. Вне всяких сомнений, жизнь сложна, и многие из ее составляющих невозможно просто «нанести на карту». Но я также знаю, что многие христиане застряли в духовном развитии, потому что не знают, с чего начать. Они знают обо всех важных обетованиях, которые предположительно когда-нибудь будут принадлежать им. Но суть вопроса в том, что сегодня им делать для того, чтобы продвигаться в намеченном направлении. Вот вам три шага для преобразования благих намерений в действия, изменяющие жизнь.
|