![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инвентаризация. Виды инвентаризации
Инвентаризация – способ определения фактического наличия имущества (активов) и обязательств (пассивов) путем сверки с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Однако данные учета иногда расходятся с действительностью.
Причины расхождений
Все эти явления не могут быть выявлены в момент их совершения. Для выявления расхождений между данными учета и действительным состоянием средств и их источников периодически проводится инвентаризация активов и обязательств. Виды инвентаризаций
Рис. 1 Виды инвентаризаций 7.5. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов. Отражение результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета Порядок проведения инвентаризаций регулируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минист В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» ст.13 «Инвентаризация активов и обязательств организации» проведение инвентаризации обязательно: • при реорганизации или ликвидации организации; • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; • при смене материально-ответственных лиц; • при выявлении фактов хищения или порчи имущества; • в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; • в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Для проведения инвентаризации в организациях ежегодно руководителем организации утверждается специальная инвентаризационная комиссия (рабочий орган). В ее состав входят: руководитель организации или его заместитель (председатель комиссии); главные специалисты по отраслям и производствам; руководители структурных подразделений; главный бухгалтер и специалисты, занимающиеся учетным процессом; представители внутреннего аудита, независимые аудиторские организации.
Рис. 1. Этапы проведения инвентаризации
Определяют фактическое наличие материальных ценностей путем их взвешивания, измерения, пересчета, обмера. Затем результаты проверки записывает в инвентаризационные описи, где указывает полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. Каждая страница описи нумеруется. В конце страницы цифрами и прописью выводится общий итог всех ценностей в натуральных показателях, записанных на страницах, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, декалитрах и т. д.) эти ценности отражены. Подчистки, помарки и ошибки при заполнении описей не допускаются. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами комиссии, а также материально-ответственным лицом. По данным описей по выявленным расхождениям (излишкам или недостачам) составляются сличительные ведомости. К ним прилагаются объяснения материально-ответственных лиц. На основании этих объяснений комиссией принимается решение о порядке регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке: • излишки активов в соответствии с решением руководителя организации приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации; • недостача активов и его порча в пределах норм естественной убыли в соответствии с решением руководителя организации списывается на затраты по видам деятельности (увеличение расходов); • недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если таковые не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки списываются на расходы по текущей деятельности. Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, применяются лишь в случаях выявления недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Отражение операций инвентаризации
Лекция 8. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета Вопросы: 8.1Учетные регистры, их сущность и значение. 8.2 Виды и формы учетных регистров, их классификация. 8.3 Принципы построения форм бухгалтерского учета. 8.4 Приемы исправления ошибок в учете.
|