Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компетенция главного бухгалтера
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст. 9 «Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации») руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Он должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы: · создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; · ввести в штат должность бухгалтера; · передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по его ведению, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем; · вести учет лично в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет. Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации. Компетенция (права и обязанности) главного бухгалтера
1. Все работники, занятые бухгалтерским учетом, подчиняются главному бухгалтеру. Он устанавливает для них служебные обязанности. 2. Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации. 3. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. 4. Увольнение и перемещение материально ответственных лиц производится по согласованию с главным бухгалтером. 5. В компетенцию главного бухгалтера входят постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; формирование учетной политики организации; составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. 6. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств. 7. Главный бухгалтер должен обеспечить такую организацию учета, которая предупреждала возможность злоупотреблений.
Во время отсутствия главного бухгалтера (отпуск, болезнь, командировка), его права и обязанности переходят к заместителю. Прием и сдача дел при назначении и увольнении главного бухгалтера оформляется актом после проверки состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности, который утверждается руководителем. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.
Учетная политика организации, ее содержание и принципы формирования Бухгалтерский учет в организациях должен осуществляться по определенным правилам в рамках общих принципов, утвержденных законодательными актами. Выбранные правила и принципы ведения бухгалтерского учета организации должны быть закреплены документально, т.е. посредством оформления учетной политики. В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» учетная политика представляет собой совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией.
Принципы формирования учетной политики 1. Обособленность учета имущества и обязательств в организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц. 2. Непрерывности деятельности организации. 3. Последовательности применения учетной политики. 4. Временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя организации. Однако в нормативных документах не всегда содержится полное описание способов ведения учета различных активов, обязательств и хозяйственных операций, поэтому приказ об учетной политике должен содержать точную и обоснованную информацию по следующим группам вопросов: – выбор методов ведения учета, предусмотренных в различных вариантах в нормативных документах по бухгалтерскому учету; – описание методов ведения учета, не предусмотренных в нормативных документах по бухгалтерскому учету; – методы ведения учета, обусловленные структурой организации, численностью персонала и отраслевой принадлежностью. Методы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при составлении учетной политики, применяются последовательно от одного периода к другому, начиная с 1 января. Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя. Вносить изменения в учетную политику возможно в случаях реорганизации (слияния, присоединения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности. В учетной политике должны быть раскрыты организационно- технический и методический аспекты бухгалтерского учета. Учетная политика организации включает: - применяемые организацией виды учетной оценки; – план счетов бухгалтерского учета организации; – применяемые организацией формы первичных документов; - применяемую организацией форму бухгалтерского учета; - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; иные способы организации и ведения учета. Таким образом, учетная политика организации представляет собой объемный документ, состоящий из распорядительной и констатирующей части, где определены практически все элементы учетного процесса.
|