Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поведение. Вера довольно подвижная и энергичная девочка
Вера довольно подвижная и энергичная девочка. Ей нравится залезать на стулья, кресла, скамеечку. К тому же она изобретает свои собственные способы для залезания на кресло или диван необычным путем: через спинку или со стороны подлокотников. Ребенок исследует возможности своего тела. Иногда она пытается встать ногами на кукольную кровать, увы, не учитывая возможности игрушечной мебели. Вера умеет раскачиваться сама на качелях, правда иногда сбивается с ритма. Может одеть трусы, обе части пижамы, туфли. Может налить сок из неполной коробки сока, может открутить крышку кока-колы, слушает сказку в записи на кассете в течение 15-20 минут. Сейчас зима, и Вера любит толкать впереди себя санки со спинкой. Спонтанно может начать произносить стишок «Спать пора, уснул бычок». А вот рассказать стишок по просьбе слушателей она пока отказывается. В науке это называется отсутствием произвольности поведения. Вера охотно повторяет стихи вместе со взрослым. Когда взрослые оживленно дискутируют между собой, Вере неудержимо хочется участвовать в дискуссии, и она начинает произносить произвольный текст: «Он пошел, а навстречу ему...» Многие слова Вера произносит специфично, но легко узнаваемо. Например, «телефон» звучит как «тефон», она не произносит «л», поэтому в слове теряется целый слог. Когда я звоню Вериным родителям, то, услышав в трубке телефонные гудки, мое звуковое воображение сразу накладывает на эти гудки детский голосок, и я как будто слышу: «Тефон! Тефон! Тефон!» Произнося новые слова, дети в этом возрасте иногда теряют некоторые слоги, а часто переставляют слоги местами, и тогда слово «бегемот» звучит как «гебемот», это мы услышим дальше в протоколе ее игры. Как многие дети Вера смягчает твердые согласные перед звуками: а, о, у. Слово «кукла» звучит в ее устах примерно как «кукля». Вера путает слова «ещё» и «уже»: «Я уже не построила дом», и «Я уже не наигралась!» Такую ошибку, кстати, характерную для многих детей, мы бы объяснили так. Реплика со словом «ещё» должна звучать при ответе на вопрос, как раз содержащий наречие «уже». Например, ты уже наигралась? И когда ребенок строит отрицание, он еще не знает, что надо изменить в этом случае и наречие. Когда Вера что-нибудь нетерпеливо объясняет, она начинает ходить по комнате, то есть ей трудно оставаться неподвижной, если ее что-то волнует. Собственная крупная моторика помогает выстраиванию целостной речи. Уже никто не удивляется ее речевым достижениям, так близкие взрослые привыкли и даже совершенно уверены, что она может сказать обо всем. Вместе с мамой лепят из пластилина крокодила Гену, Вера просит: «А теперь слепи Чебурашку». Мама отвечает: У меня нет нужного цвета. Вера берет два кусочка пластилина, соединяет их: «Вот Чебурашка! Он пошел в гости». Вера любит лепить из пластилина вместе с мамой, но и сама умеет отрывать маленькие кусочки пластилина, а потом множество таких кусочков она может налепить друг на друга. Она спешит вербально обозначить полученный результат, поэтому так легко решается задача с Чебурашкой: «Это Чебурашка, он пошел в гости». Хорошо известно, что лепка помогает ребенку тренировать мелкую моторику, а мелкая моторика активизирует в мозгу те отделы мозга, которые отвечают и за вербальное развитие. Вера может большой кусок пластилина превратить в маленькие кусочки, налепив их друг на друга. Когда получается такой «сталактит», Вера может назвать свое произведение домом, елкой, девочкой, мальчиком и т.п. Собственное воображение ребенка создает необходимые подробности названного образа. Если в комнате много народа, и все разговаривают, Вера, жестикулируя руками, с папиной интонацией приговаривает: не надо шуметь, не надо шуметь! Вера очень похожа на папу. У каждого из Вериных родителей есть сестры, Вере часто поясняют, что тетя Оля — мамина сестра. Вера, пока единственный ребенок в своей семье, поэтому она фантазирует: «У меня есть подружка, она живет вон там. У меня есть сестра, ее зовут Маша». Каждый раз она упоминает разные имена. Как любой ребенок иногда Вера капризничает, роняет игрушки, начинает плакать: «Я злая, поставь песенку, тогда не буду злая». Это не просто первые попытки вербально обозначить свое эмоциональное состояние, но и еше указание на то, как это состояние можно было бы улучшить. «Вера злится» или «Вера злая» — такие слова часто звучат от родителей, но это не критика, а объяснение ее негативного состояния и последующий поиск приемлемых способов удовлетворения ее потребностей. Про Веру в грудничковом возрасте родители редко говорили: «Вера плачет», а обычно: «Вера сердится», и пытались понять и устранить причины дискомфорта. Последние четыре месяца изменился образ жизни Веры. Семья Веры переехала и теперь живет вместе с прабабушкой. К сожалению, большую часть времени она проводит дома в одной и той же обстановке. Из-за плохой погоды они редко гуляют, может быть, два раза в неделю, а в дальние поездки в гости или на детские занятия они выбираются примерно раз в неделю. Но ребенок не может не развиваться, а некоторый недостаток новых сенсорных ощущений Вера уже компенсирует с помощью символической игры и собственных фантазий. «Собственная активность ребенка, направленная на удовлетворение информационного голода, поиск виртуальных моделей реальных взаимоотношений людей друг с другом, и с предметами... проявляется в условиях игрового пространства». (Куликовская И.Э.) Протоколы этой главы и двух следующих мы записываем совместно с Вериной мамой. Только мама в состоянии расшифровать то, что говорит ребенок. Читатель должен иметь в виду, что Верина речь не такая фонетически чистая, как приведено в данной работе, для удобства читателя мы приводим текст в общепринятой форме. В этом возрасте нарушение звукопроизношения объясняется недостаточной развитостью артикулярного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Кроме того, для правильного произнесения слов необходимо иметь достаточно развитое слуховое внимание. Все эти навыки еще находятся в процессе развития, и самостоятельная символическая игра выступает с двойной функцией в качестве тренинга и в качестве места проявления этого развития. Здесь много обращений к маме. Из-за того, что Верину речь во время игры с теми же игрушками мы записываем совместно с ее мамой.
|