![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возраст 31 месяц.
В символической игре ребенок начинает отображать различные социальные действия, которые ребенок черпает из собственной жизни и жизни своей семьи. Хотя игровые действия пока еще коротки и являются изображением одного-двух реальных действий, тем не менее, это важный момент в развитии ребенка. Это начало формирования социальной компетентности будущей личности. В этом контексте психологи иногда употребляют термин социальный или практический интеллект. Иногда его противопоставляют «математическому» интеллекту. Французский психолог Пьер Олерон относит к концепциям социального интеллекта такие характеристики как импульсивность, терпеливость, эмоциональность, чувствительность, бесконтрольность (О1егоп Р.). Невролог А.Дамасьо, которого французские авторы много цитируют, также разрабатывал категорию социального интеллекта. В частности, он указывает на то, что у ребенка «ближайший социальный контекст представлен в игре и обычно отсутствует уаутистов» (Р1ите1 М.-М., ВеаисНспоп 7.) Специалист по игре С.Л.Новоселова называет игру формой практического размышления ребенка о действительности. В онтогенезе психики происходит процесс трансформации общественного опыта в индивидуальный опыт ребенка. С самого начала проводником общественного опыта является для ребенка ближайший и значимый взрослый. «Близкие люди знакомят ребенка с предметной средой, формируют адекватные формы эмоционального отношения ребенка к окружающему». Результат познания, происходящего в повседневной практике ребенка, обогащает его образ мира и повышает уровень ориентировки в условиях любой жизненной задачи. Э.Каттанах пишет «Через игру ребенок создает вымышленный мир как способ осмысления реальности». Через игру ребенок совершенствует свои навыки в символическом взаимодействии с внешней средой, используя игры драматизации. Все начинается с семейной игры — фактического реконструирована событий реальной жизни, проходя стадию проигрывания историй, рассказов из того материала, который уже знаком ребенку (Каттанах Э.). А.В.Запорожец связывает игру с реальным окружением ребенка. «На определенной ступени исторического развития общество, сообразуясь с воспитательными задачами и возрастными особенностями детей, начинает культивировать игру, создавая и производя игрушки и игровые материалы, создавая традиционные сюжеты и правила игры, передаваемые из поколения в поколение. Так вырабатываются и фиксируются общественно сложившиеся способы игрового изображения действительности». До возникновения сюжетной игры возможности ребенка ограничены пределами практического манипулирования предметами. И только с появлением сюжетной игры ребенок с помощью действий с игрушками воссоздает труд и быт окружающих взрослых, отношения между ними, события их жизни (Запорожец А.В.). Известный психоаналитик Дональд Винникотт, рассуждая об игре и истоках воображения, писал: «В игре ребенок манипулирует внешними явлениями для обслуживания своей мечты и вносит в выбранные внешние явления чувства и смыслы из своего воображаемого мира». Мы сможем убедиться в этой главе, ссылаясь на приведенные протоколы, что ребенок умеет в игре отображать те действия, которые он наблюдает. Благодаря развитию речи, ребенок определенно сообщает наблюдателю, какое реальное действие символизируют его манипуляции с игрушками, но мы еще хотим убедиться, что ребенок в состоянии правильно и все более полно замечать то, что происходит вокруг него. Символическая игра связана с определенным стилем мышления. Мы можем предположить, что при передаче социального содержания, которое мы обнаруживаем в символической игре этого возраста, ребенок пользуется теми же механизмами, которые преобладающе действуют при полезависимом когнитивном стиле. М.А.Холодная, говоря о различных когнитивных стилях, подчеркивает, что полезави-симые личности более чувствительны к социальным источникам информации. И вообще присутствие других людей интенсифицирует их деятельность. То есть ребенок в этом возрасте в процессе своего нормального развития должен выступать как полезависимая личность. В возрасте от двух до трех лет прогресс в развитии речи столь очевиден и порой забавен, что доставляет близким ребенку людям большое удовольствие. Взрослые пересказывают друг другу, удивляются и радуются каждой новой фразе малыша как открытию. В свою очередь, интенсивное речевое развитие оказывает влияние на все психические процессы ребенка: восприятие, внимание, память. Речь позволяет ребенку отражать процесс мышления и констатировать возникающие в его сознании образы и картины, благодаря чему становится возможным постепенное овладение своим поведением. Выполнение ребенком речевых инструкций, поступающих от взрослого, психологи предлагают рассматривать как первую форму произвольного поведения ребенка. Надо предостеречь родителей, что о полной произвольности поведения еще и не может быть речи.
|