Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возраст 35 месяцев.






 

Здесь еще нет полноценной ролевой игры, но есть первые совершенно очевидные попытки воспроизвести внешнюю сторону процесса общения. Ребенок пробует на одну реплику подобрать соответствующий ответ. Персонажи медленно проплывают перед нашим взором, словно аттракцион детской карусели.

Дж. Морено писал, что ребенок в игре входит в роль другого человека, и становится способен воспринимать его. Он утверждал, что такие феномены как эмпатия, идентификация и имитация имеют в своей основе «ролевое развитие». При игровом обмене ролями происходит усвоение различных способов вербального поведения.

Усложнение игровой деятельности является проявлением интенсивного развития познавательной деятельности и потребностно-мотивационной сферы, расширение диапазона психической активности ребенка, что побуждает его к познанию и усвоению все более сложных объектов и форм социального опыта. Основной механизм социализации в раннем возрасте это подражание, которое формируется благодаря привязанности к близким людям. (Бреслав Г.М. 1990)

В процессе общения важно понимание состояния другого человека, это ни у кого не вызывает сомнения, но не надо упускать из виду и то, что нам необходимо научиться владеть собственной мимикой, уметь регулировать каждое проявление эмоциональной нагрузки и приобрести легкость в подборе ответных реплик в бытовом общении. Приведенные здесь примеры Вериной игры доказывают нам, что ребенок уже начал этим заниматься.

В этой главе мы хотим показать, как проявляется в игре ребенка влияние на него всей общественной культуры. Социально-экономический статус семьи и культурные различия будут непременно влиять на игровое самовыражение. Основные черты структуры игры, ее социальная природа, роль воображения, в основном, присутствуют. Но конкретное содержание будет обязательно индивидуальным.

Для маленького ребенка «реальность» не существует как абсолют, ребенок этого возраста конструирует свое представление о реальности почти полностью из сообщений родителей о ней. Однако наши наблюдения за игрой служат доказательством того, что ребенок начинает активно использовать в своей игре информацию, почерпнутую из других источников.

Наблюдая игру, мы можем теперь утверждать, что ребенок начинает захватывать сведения, получаемые из книг, мультфильмов и тому подобных источников информации. Родители перестают быть единственным информационным каналом. Тем самым ребенок подготавливается к виртуальному постижению мира. Его игра теперь все чаще выглядит отражением процессов интериоризации знания, полученного из телевидения. Ребенок накапливает материал, из которого впоследствии его фантазия, как из кирпичиков будет строить собственные образы.

Согласно концепции Л. С. Выготского, окружающая среда выступает для высших психических функций в качестве источника развития. Вне взаимодействия с обществом человек никогда не приобретет те качества, которые появились в результате развития всего человечества. Выготский постоянно подчеркивал, что высшие психические функции появляются как форма коллективного поведения и лишь потом, через сотрудничество с другими людьми, становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Развитие разнообразных форм поведения происходит путем индивидуального опыта благодаря присвоению исторически выработанных форм и способов деятельности.

Процессу развития Л. С. Выготский дает свое определение. «Развитие— есть процесс формирования личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».

Идеи Л. С. Выготского были подхвачены такими отечественными психологами, как П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, в работах, посвященных анализу строения и формирования предметного действия, выделению в нем ориентировочной и исполнительной функций. Д.Б.Эльконин делал акцент на том, что ребенок вначале усваивает мотивационную сторону деятельности, а лишь за тем операционально-техническую. Мотивы и нормы, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение их в собственной деятельности.

Достаточное овладение и понимание речи теперь позволяет ребенку обратиться к новым способам получения информации. В нашей культуре детям довольно рано начинают читать книжки, показывать картинки. Но мы еще не имеем подтверждения о том, какую информацию ребенок при этом сохраняет. И лишь при достаточном уровне развития символической игры мы получаем право судить об усвоении ребенком новых знаний из виртуальных источников. В содержании индивидуальной символической игры теперь мы можем найти в избытке подтверждение того, что ребенок начал усваивать содержание читаемых ему книжек и просматриваемых им фильмов. Ребенок уже становится в состоянии выйти за рамки узкого мира его семьи и ассимилировать опыт, принадлежащий социуму. Он перестает быть зависимым от тех сказок, которые ему рассказывает бабушка, то есть от опыта одного или нескольких близких людей. Факт постепенного включения в символическую игру новых героев демонстрирует нам, готовность ребенка прильнуть к истокам общественной культуры.

У детей слитность реального и фантазийного мира очень сильна. В некоторых ситуациях доставляет ребенку много трудностей, поэтому дети боятся оставаться одни дома. Иногда они могут бояться каких-нибудь портретов или темных шкафов, так как фантазия наделяет эти предметы магическими способностями. (Осорина М.Б.). Правда Л. С. Выготский утверждал, что ребенок достаточно определенно различает фантазию, вымысел и реальность, играя, он говорит, что это «понарошку». Когда специалисты говорят об игре ребенка, непременно связывают ее с развитием такой психической функции как воображение. Н.Н. Палагина предоставляет достаточно подробное изложение этого вопроса. Она утверждает, что способность к воображению возникает во взаимодействии ребенка и взрослого не только в игровом общении, но и вне игры. Знакомство со сказками, прочитанными или увиденными на видео, способствуют становлению натурфилософской картины мира, в которой представлены порой фантастические взаимосвязи человека и окружающей среды.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал