Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ рисков






Риск-событие, которое может случиться или не случиться. Если такое событие произойдет, то у предприятия возможны три экономических результата:

• отрицательный - потеря части ресурсов предприятия, недополучение доходов или появление дополнительных расходов:

• положительный - увеличение прибыли, сокращение расходов или выгода:

• нулевой - не оказывает влияния на финансово-хозяйственные результаты.

В предпринимательской деятельности важное значение имеют как чистые, так и спекулятивные риски. Чистые риски - природноестественные (землетрясение, наводнение и т.п.), экологические, политические, транспортные и некоторые коммерческие риски (имущественные, производственные, торговые) могут привести к отрицательным или нулевым хозяйственным результатам.

Спекулятивные риски - финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, валютные, дефляционные и др.), и инвестиционные (процентные, кредитные, упущен ной выгоды, биржевой, селективный, банкротства) - означают вероятность получения как отрицательных, так и положительных экономических результатов.

В целях нейтрализации отрицательного воздействия рисков на эффективность производства при планировании на предприятии проводят их качественный и количественный анализ. Суть каче­ственного анализа состоит в определении факторов риска и видов работ, при выполнении которых он возникает. Количественно раз­мер риска можно установить с помощью статистических, аналитических и других методов. Закономерности случайных событий изучаются с использованием математического аппарата теории вероятности. Вероятность наступления рискового события может быть определена субъективным способом или объективными методами.

Объективным методом вероятность события устанавливается путем вычисления частоты, с которой оно происходит. Например,

если при инвестировании капитала в сумме 50 тыс. руб. в соответ­ствующие проекты прибыль в сумме 40 тыс. руб. была получена в 70 случаях из 100, то вероятность обеспечения такого чистого дохода составит 0, 7 (70: 100).

Субъективный метод определения вероятности основан на субъективнь1х оценках экспертов, консультантов или личном опыте предпринимателя, плановика.

Величину риска измеряют двумя показателями:

• среднее ожидаемое значение - средневзвешенная величина всех возможнь1х результатов, когда вероятность каждого результата счи­тается частотой или весом соответствующего значения. Например, если при вложении средств в проект № 1 прибыль 40 тыс. руб. полу­чена в 50 получена из 100 (вероятность 0, 5), прибыль 30 тыс. руб. - в 30 случаях и прибыль 20 тыс. руб. - в 40 случаях, то среднее ожида­емое значение составит 37 тыс. руб. (40 • 0, 5 + 30 • 0, 3 + 20 » 0, 4):

• колеблемость ожидаемого значения - степень отклонения ожи­даемой величины от среднего значения, которая определяется пу­тем расчета дисдерсии и среднего квадратического отклонения.

Для уменьшения риска и повышения надежности проекта про­водят анализ его чувствительности, т.е. определяют степень вли­яния на эффективность (срок окупаемости вложений капитала, уро­вень рентабельности и др.) основных (критических) факторов. В процессе анализа чувствительности изменяют значение одного из критических факторов и, при прочих не меняющихся в данном слу­чае параметрах, определяют степень зависимости показателя эф­фективности плана от испытуемых изменений.

В исследование обычно включают следующие факторы:

• цена единицы продукции (услуги, работы):

• объем продаж:

• себестоимость единицы продукции (услуги, работы):

• уровень инфляции в плановый период:

• время задержки платежей за поставленную продукцию и др. По результатам анализа чувствительности в процессе планиро­вания предусматривают также мероприятия, которые уменьшат сте­пень риска при реализации проекта.

Организационный план

Для организационного обеспечения проекта необходимо составить реалистичный календарный план (деловое расписание) проведения важнейших видов работ (заключение контрактов, разработку доку­ментации, строительство, пуск производства и др.) с указанием даты начала и окончания каждого мероприятия, ответственных лиц и воз­можных корректировок в случае отклонений от графика.

При реализации проекта инвестор должен создать группу управления осуществлением проекта. Он должен также передать ей определенные полномочия, чтобы она выступала от его имени по отношению к подрядчикам и консультантам. Эффективность осуществления проекта может в значительной степени зависеть от вспомогательных услуг, оказываемых такой группой. Например, глубоко» знание этой группой местных условий может представлять собой определенную выгоду. Причем она должна работать не только в период осуществления проекта, но в идеальном варианте стать и яд ром группы управления техников и эксплуатационников, которые впоследствии будут отвечать за выпуск продукции.

Выбор технологии. На выбор технологии обычно не уходит слишком много времени, поскольку соответствующие аспекты должны были найти свое отражение в технико-экономическом исследовании. Однако в некоторых случаях много времени могут потребовать переговоры с поставщиками или лицензиарами технологии. Особенно, если предприятие стремится обеспечить минимальное или значительное участие лицензиара в акционерном капитале.

Документация (по оборудованию и объектам гражданского строительства), заявки подрядчиков, оценки тендеров, размещение заказов. До того, как начнется фактическая работа на площадке, необходимо выделить определенное время на ряд предвари тельных мероприятий, включая их подробное планирование, под готовку офертных документов, заявки на оферты, переговоры по контрактам и др.

Обычно от запросов о прейскурантах на оборудование до размещения окончательных заказов проходит значительное время, но тем не менее в целом этот период можно рассчитать без особых трудностей. До поставки оборудования может пройти довольно много времени: от трех до шести месяцев для относительно простого оборудования, до двух и более лет - для станков, сложного технологического и электрооборудования.

Заказывая оборудование, следует учитывать время на монтаж и другие работы, с тем чтобы гарантировать поступление оборудования в оптимальные сроки. Если используется как импортируемое, так и отечественное оборудование, то проблема сроков поставок при обретает еще большее значение. Во многих случаях главным образом из-за ограниченных возможностей внутреннего рынка поставки отечественного оборудования требуют большего времени, чем импортного, поэтому заказы необходимо планировать заранее.

Финансирование проекта. После того как принято решение об инвестициях и определены общие инвестиционные издержки и сроки реализации проекта, необходимо решить вопрос о финансировании проекта. С учетом привлечения средств поставщика, финансирования со стороны кредитных учреждений и собственных фондов следует стремиться к экономическому соотношению между привлечен­ным капиталом и акционерным капиталом. Вряд ли будет целесо­образно начинать работы, связанные с проектом, до полного реше­ния вопроса о его финансировании, даже если это и приведет к потере большого количества времени.

На этапе проведения технико-экономического исследования сле­дует правильно учитывать все расходы, которые могут возникнуть при осуществлении проекта. Только проведя всеобъемлющую оцен­ку, можно будет определить характер финансирования и уровень производственных издержек.

Период строительства. Одним из наиболее важных шагов в ра­боте над проектом является приобретение или аренда земельного участка и урегулирование вопроса подъездных путей к площадке предприятия. Иногда это может повлечь за собой длительные перего­воры (например, если нельзя достичь согласия относительно продаж­ной цены), поэтому на первоначальном этапе можно предусмотреть варианты приобретения земли, что позволит избежать излишней траты времени.

Строительство помещений для предприятия нельзя начинать до готовности окончательного плана размещения оборудования, закуп­ки земельного участка и подготовки и освоения площадки. Подготов­ку площадки можно провести без особых затруднений, на это не по­требуется много времени. Необходимо тщательно определить порядок возведения гражданских сооружений и проведения строительных работ с точки зрения требований к срокам строительства и самому строительству, по отношению к потребностям в инфраструктуре, ее наличию и срокам прибытия и монтажа различных видов оборудо­вания.

По мере строительства гражданских объектов и средств инфра­структуры на различных площадках может возникнуть необходи­мость проверять и отправлять на места механизмы и оборудование. Следует предпринять меры для таможенной очистки импортируе­мых товаров в портах и транспортировки отечественного оборудо­вания на площадку. Все эти аспекты должны быть соответствующим образом спланированы, с тем чтобы ни в одном пункте не возникло задержек.

Важными этапами на стадии осуществления проекта являются испытания оборудования, пробный выпуск продукции и сдача пред­приятия в эксплуатацию. Период пробного выпуска продукции яв­ляется особенно важным, поскольку его можно начать сразу после окончания монтажа оборудования (если частичные испытания и опытная эксплуатация, выполняемые во время строительства, не проводятся).

Наем и подготовка рабочих, ИТР и служащих должны тща­тельно планироваться, с тем, чтобы по мере надобности обеспечить наличие квалифицированных кадров. Слишком часто наем рабочей силы откладывается на самое последнее время и к программам под готовки специалистов приступают только тогда, когда предприятие уже готово к выпуску продукции, что приводит к совершенно неудовлетворительному использованию мощностей на первоначальных этапах производства. Создавать и развивать административную структуру предприятия необходимо в период осуществления проекта.

В этот же период необходимо также окончательно решить вопросы снабжения, касающиеся основных производственных материалов. При импортных поставках следует предусмотреть достаточное количество времени. В отношении отечественных материалов не обходимо тщательно спланировать поступление сырья, с тем чтобы не допускать отставания по срокам.

Подготовку рынка сбыта необходимо начинать заранее, с тем, чтобы в будущем обеспечить сбыт готовой продукции в соответствии с планом. В противном случае может образоваться запас нереализованной продукции и основные предположения относительно коммерческой прибыльности продукта окажутся несостоятельными.

Подготовка к сбыту продукции начинается с рекламы товаров, подготовки продавцов и завершается предоставлением специально торгового оборудования (например, морозильников).

В некоторых случаях может потребовать много времени получение санкций правительства, особенно при привлечении иностранных инвестиций. Санкция правительства необходима также во мн гих случаях для ввоза механизмов и оборудования и в отношении соглашений о поставках технологий. Для импорта промежуточных товаров на стадии производства, включая обработанные материалы. Узлы и компоненты, также может потребоваться санкция государственных учреждений. Во всех этих случаях необходимо выделять достаточно времени (от одного до шести месяцев) для их получения, с тем, чтобы это не послужило помехой для успешной реализации проекта.

Виды графиков. При правильном планировании проекта по сро­кам следует добиваться того, чтобы производственные помещения и вспомогательные строения и средства инфраструктуры были bobремя подготовлены для монтажа и установки механизмов и оборудования, имелись квалифицированные рабочие для эксплуатации предприятия по его готовности и предприятие было обеспечено ос­новными и вспомогательными материалами в объеме, необходимом для успешного начала работы. Любые задержки или отсутствие гра­фиков по любому из этих аспектов в конечном счете пагубно сказы­ваются на деятельности предприятия на первых этапах производства. Однако, если производственные помещения и строения готовы задолго до поступления оборудования, если производственный персонал набран слишком рано или сделаны слишком большие запасы производственных материалов, то выделенные фонды могут ока­заться неосвоенными в результате недоиспользования мощностей, рабочей силы или оборудования. Поэтому и необходим эффектив­ный и сбалансированный график потребностей в различных мате­риальных факторах производства. Достичь этого можно лишь на основе тщательного планирования сроков осуществления проекта.

Существуют различные методы составления и анализа графиков. При самом простом и наиболее распространенном методе использу­ется столбиковая диаграмма, в которой осуществление проекта де­лится на различные виды деятельности по компонентам и указыва­ются сроки для выполнения каждой операции. Исходя из этого, можно впоследствии подстраивать работу под дату или срок, к кото­рому должна начаться определенная операция или должны быть приняты определенные решения. Столбиковую диаграмму можно применять к любому проекту и ее нетрудно подготовить.

Для комплексного проекта с рядом взаимосвязанных и последо­вательных операций этот подход может быть недостаточно действен­ным и тогда придется использовать сетевую диаграмму, в которой находят применение два метода: метод критического пути (МКП) и метод оценки и пересмотра проекта (ПЕРТ).

Какой бы метод не применялся, очень важно время от времени корректировать первоначальный график, выявлять и решать воз­никающие в ходе осуществления проекта проблемы и затруднения. Внесение коррективов является важной функцией самого процесса составления графика осуществления проекта, и только при посто­янном контроле его выполнения можно вносить логичные измене­ния в ход реализации проекта.

Издержки на осуществление проекта - это расходы на подго­товку к производству, которые впоследствии превратятся в капитал. Они включают ряд составляющих.

1. Расходы на руководство осуществлением проекта: оклады и заработная плата управленческого персонала; арендная плата за по­мещения, автомобили, жилые помещения и т.д.: расходы на проезд и средства связи: налоги и пошлины в период осуществления про­екта.

2. Затраты, связанные с осуществлением контроля и координа­цией строительства, монтажом, испытаниями, пробными пусками, пуском и сдачей предприятия в эксплуатацию: оклады и заработ­ная плата рабочих-строителей и монтажников: издержки на иност­ранных экспертов: аренда (жилых помещений, административных зданий): сырье и вспомогательные материалы, предметы снабжения и средства для испытаний и пуска предприятия: процентные став­ки в ходе строительства (на срочные займы и текущие счета в бан­ке): прочее.

3. Расходы на создание административного аппарата, наем n подготовку рабочих, ИГР и служащих: оклады и заработная плати административного персонала (включая работников по найму кадров); издержки на рекламу, связанную с наймом; оклады и зарплата обучающегося персонала и (или) гонорары обучающим экспертам и (или) гонорары за подготовку кадров вне предприятия (в своей стране или за рубежом), включая проездные и суточные; учебные мате риалы; оклады и заработная плата принятых на работу рабочих, ИГР и служащих со времени найма до начала выпуска продукции; арен да и эксплуатация административных помещений, учебных средств автомобилей, жилых помещений и т.д.

4. Расходы, связанные с обеспечением снабжения: оклады и заработная плата сотрудников по закупке товаров; проездные и другие расходы; связь.

5. Расходы по сбыту: оклады и заработная плата для сотрудников системы сбыта и торговли; реклама; подготовка продавцов и коммерсантов; проездные; связь.

6. Расходы, связанные с налаживанием связей с местными влатями: издержки на получение санкций на работы и проч.

7. Предварительные расходы, связанные с эмиссией ценных бумаг:

регистрационные (заявочные) пошлины; типографские и побочные расходы; выпуск проспектов и другие типографские расходы; расходы на официальные заявления; комиссионные по андеррайтингу; оплата брокерских услуг; гонорары за юридические услуги; прочие расходы.

Расчет издержек должен основываться на схеме организации работ по осуществлению проекта и учитывать:

• решение инвестора относительно масштаба вышеуказанных операций, выполняемых его собственным штатом сотрудников или консультантами и подрядчиками;

• график сроков осуществления проекта с указанием предпола­гаемого начала и длительности соответствующих операций;

• необходимое количество рабочих, ИТР и служащих (для круп­ных проектов это следует указать в штатном расписании), их окла­ды и заработную плату;

• наличие на местах административных и жилых помещений, транспортных средств и т.д.;

• гонорары консультантам и экспертам и положения соглашений с ними, а также возможные дополнительные надбавки иностранно­му персоналу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал