Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из книги невидимой
50. КН. С. 10. Иисус, сын Сирахов (Иошуа бен Сира) -- еврейский писатель 1 половины II в. до н. э. Автор " Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова", ставшей частью русской Библии. Книга сохранилась полностью в греческом переводе, от еврейского оригинала до нас дошли только фрагменты. В Л номер стихотворения и эпиграф зачеркнуты рукой Добролюбова.
51. КН. С. И. Он родился в нас как в вертепе разбойном. Имеется в виду Рождество Иисуса Христа в вертепе. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
52. КН. С. 12. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. В Г имеет заголовок " Беседа с братом Иисусом".
53. КН. С. 12--13. Павел Тарсянин -- апостол Павел. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
54. КН. С. 13. В Л номер и название стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
55. КН. С. 14. Стихотворение представляет собой парафраз знаменитого евангельского текста о блаженствах (Мф. 5; 3--11). В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
56. КН. С. 14--15. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
57. КН. С. 15. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
58. КН. С. 16. В Л номер название, эпиграф и номер стихотворения зачеркнуты рукой Добролюбова, однако им выделены 3 и 4 строфы вертикальной чертой слева от текста. Такой же чертой в сочетании с двумя крестами эти строфы выделены и в Г, кроме этого, в Г второй абзац слева от текста помечен цифрой " 1". " Забудешь ли ты меня десница..." -- парафраз из Псалма: " Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя". (Пс. 136, 5 по русской Библии).
59. КН. С. 17. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова, но вертикальной чертой слева от текста выделен эпиграф, а вертикальной чертой справа от текста -- весь остальной текст. Евангелие от Египтян -- апокрифическое евангелие, космологическо-сотериологический трактат мифологического характера.
60. КН. С. 18. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. С Богом будем богами... Аллюзия на псалом 81, переводившийся в своей время Г. Державиным, который начинается словами: " Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд" (Пс. 81, 1). Под богами в псалме понимаются земные цари и начальники.
61. КН. С. 19. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
62. КН. С. 20. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
63. КН. С. 21. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. Там же рукой И. М. Добролюбовой вписан вариант 16 ст.: " Любить Тебя -- служить другим".
64. КН. С. 22. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
65. КН. С. 23. В Л номер стихотворения и эпиграф зачеркнут рукой Добролюбова. Будда-Гаутама -- Гаутама Сиддхартха -- индийский принц, достигший высшей стадии просветления и ставший Буддой. Будда-Гаутама -- основатель одной из мировых религий -- буддизма.
66. КН. С. 24. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. Не умру, но жив буду / И скажу дела Господни -- ср: " Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни! " (Пс. 117, 17) По замечанию С. Дурылина, этот текст " есть точный перевод с греческого языка одного погребального ирмоса" (Дурылин...л. 65).
67. КН. С. 24--25. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. В Л в 15 строке рукой И. М. Добролюбовой исправлено на: "...все други Божьи". Последняя строка в Л перечеркнута Добролюбовым.
68. КН. С. 26--27. В Л стихотворение отмечено Добролюбовым как отобранное цифрой " 2". В Г -- цифрой " 2" и двумя крестами слева от текста.
69. КН. С. 28. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. Слава, слава Вышнему Богу! -- парафраз рождественской песни: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! "
70. КН. С. 28--29. В Л и Г стихотворение имеет подзаголовок, вписанный соответственно, рукой И. М. Добролюбовой и И. М. Брюсовой: " (При первой вести о духоборах)". Духоборы -- пацифистская, общинная религиозная секта, возникшая в России в около 1740 г. в Екатеринославской губернии. Секта духоборов, откололась от православной церкви. Одним из принципов их учения является отказ признавать любую мирскую власть. Духоборы верили, что Бог неотделим от человека. Иисус Христос, Сын Божий, есть воплощение духа благочестия и добродетели; духовные вожди духоборов -- это новые воплощения Иисуса Христа. Обрядность у духоборов была сведена к минимуму: они не признавали священства и отрицали все внешние таинства, в том числе таинства крещения и брака. В 1896 за отказ от воинской повинности духоборы были по приказу царя сосланы на 18 лет в Якутию, откуда (а некоторые еще ранее) они перебрались западные области Канады, где и живут в настоящее время. Близость учения Добролюбова духоборам неоднократно отмечалась, а Брюсов даже считал, что он просто повторяет их установления. Сам Добролюбов довольно тепло относился к духоборам -- см., например, цитированные выше его строки из письма к И. М. Брюсовой, в которых он спрашивает, посланы ли экземпляры " Из книги невидимой" в Якутск к духоборам. Роднит Добролюбова с духоборами и отрицание воинской повинности, а также преследования со стороны правительства. Гам волк будет вместе с ягненком пастись... -- цитата из Исайи: " Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком..." (Ис. 11, 6).
71--75. 1. КН. С. 37. В цикле " Песнь песней", состоящем как из стихов, так и из прозы, стихотворение идет под номером III. В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его цифрой " 3". Также стихотворение оказалось в числе отобранных и в Г -- там оно обозначено двумя крестами. Заглавие в Г имеет подзаголовок, вписанный рукой И. М. Брюсовой: " (Сестре Насте)" и впоследствии вычеркнутый карандашом. В Л Добролюбов вычеркнул этот подзаголовок, который был ранее вписан И. М. Добролюбовой. Эпиграф вычеркнут рукой Добролюбова и в Г и в Л. Варианты: 4 ст. в Г рукой В. Я. Брюсова исправлена на: " Твой друг, твой свет -- он среди тебя", в Л Добролюбовым исправлена на: " Твой свет и твой бог (так! -- А. К.) -- он среди тебя"; 18 ст. в Г рукой В. Я. Брюсова исправлена на: " Твой друг, твой свет -- он среди тебя"; в Л Добролюбовым исправлено на: " Твой свет и твой бог (так! -- А. К.) -- он среди тебя". Сестра Настя -- неустановленное лицо. " Ликуй от радости..." -- неточная цитата из Захарии (9, 9). Точный текст: " Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной". 2. КН. С. 38. В цикле обозначено номером IV. В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его цифрой " 4". Также стихотворение оказалось в числе отобранных в Г-- там оно обозначено той же цифрой " 4" и двумя крестами слева от текста. 3. КН. С. 39--40. В цикле обозначено номером V. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. В Г и Л ст. 13 и 14 зачеркнуты соответственно рукой И. М. Брюсовой и И. М. Добролюбовой. 4. КН. С. 42--43. В цикле обозначено номером VII. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова, в Г его же рукой карандашом вертикальной чертой слева от текста выделена первая строфа. Встретимся ли мы с тобою -- русская духовная погребальная песня:
Встретимся ли мы с тобою, Где святые все поют, Где спокойною рекою Воды чистые текут? (Припев): Да, мы встретимся с тобою Над чудною, над чудною рекою; Там с неумолкаемой хвалою Иисусу мы будем служить.
5. КН. С. 43--44. В цикле обозначено номером VIII. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
76. КН. С. 55--56. В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его цифрой " 8". Также стихотворение оказалось в числе отобранных и в Г -- там оно обозначено также цифрой " 8" и двумя крестами слева от текста. В 6 строке в 1938 году Добролюбов исправил в Л заглавную букву в слове " Бог" на строчную. Его же рукой в Г и Л перечеркнута 7 строфа.
77. КН. С. 57. В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его цифрой " 9". Также стихотворение оказалось в числе отобранных и в Г -- там оно обозначено также цифрой " 9" и двумя крестами слева от текста. В Г рукой Добролюбова зачеркнуто заглавие стихотворения. В Л его же рукой в строках 16 и 18 заглавная буква в слове " Бог" исправлена на строчную.
78. КН. С. 58--59. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
79. КН. С. 59--60. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. Вот, медведи, вам мирный заговор -- отсылка к прозаическому, тексту из КН -- " О союзе со зверями", основанном на собранном Добролюбовым во время странствий по русскому Северу фольклоре: " Вспомните обычаи северных губерний, когда медведь начинает обижать скотину. Вся деревня собирается к берлоге, пастух, который во время пастьбы не прикасается к женщине, выступает к приготовленному котлу.. Там соль и земля и уголь с золою из печки, но не в них сила заговора его. Громко читает он заговор, упрашивает лесового царя не обижать более скот -- милый крестьянский живот. Говорят, после этих заговоров редко трогает медведь скотину, но разве сила в словах заговора? " (КН. С. 135--136).
80. КН. С. 61--62. И дана будет ему власть... -- Цитата из Откровения св. Иоанна Богослова: ".. и дана ему власть действовать сорок два месяца" (Откр. 13, 5) В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. В 10 строке в Л рукой И. М. Добролюбовой " пронзала" исправлено на " пронзила".
81. КН. С. 64. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. Варианты: в 14 строке в Г и Л рукой И. М. Брюсовой и И. М. Добролюбовой " юные звери" исправлено на " лютые звери"; в 29 строке в Г и Л рукой И. М. Брюсовой и И. М. Добролюбовой " Смертью дышат твой мрак и краса твоих стен" исправлено на " Ненавижу твой мрак и красу твоих стен".
82. КН. С. 66--67. Стихотворение открывает цикл " В царстве труда", все остальные тексты которого -- прозаические. Номер цикла и его название зачеркнуты Добролюбовым в Л.
83. КН. С. 91--92. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. В Л рукой Добролюбова зачеркнута последняя строка стихотворения.
84. КН. С. 96. В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его номером " 16", при этом он зачеркнул номер стихотворения и подчеркнул его название. В Л под текстом стихотворения рукой Добролюбова подписано: " Сохранить". Также стихотворение оказалось в числе отобранных и в Г -- там оно обозначено также номером " 16" и двумя крестами слева от текста. Варианты: в Г Добролюбов зачеркнул строки 5, 7, 8, а в строку 6 внес исправление: " А и мир и вам, сестры-звездочки"; в Л Добролюбов зачеркивает строки 5--8, а справа от них вписывает другой вариант:
А и мир и вам сестры-звездочки, Звезды ясные -- цветы неба. Все цветы полей в венцах царских, Лучи солнечные -- гонцы радости.
85. КН. С. 97--98. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
86. КН. С. 104. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
87. КН. С. 106. В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его номером " 18". Варианты: рукой И. М. Брюсовой в Г и рукой Добролюбова в Л исправлены ст. 7 и 9: "...как дитю колыбель" и "...говорили березки родные".
88--91. Внутренний город -- Аллюзия на знаменитый пекинский Внутренний город. Пекин делился на Внешний и Внутренний город, последний считался собственностью императора, там жили только богатые и знатные люди. Название цикла и его номер в книге зачеркнуто в Л рукой Добролюбова. 1. КН. С. 113--114. "...проповедуйте твари всей..." -- цитата из Евангелия (Мк. 16; 15): " И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари". 2. КН. С. 114--115. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. 3. КН. С. 116--117. В Л номер стихотворения и эпиграф зачеркнуты рукой Добролюбова. ...Святой от Сейра. Сеир -- гора, неоднократно упоминаемая в Библии. (Ср.: " И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом" (Быт. 36, 8). 4. КН. С. 114--115. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. Варианты: в Г рукой И. М. Брюсовой и в Л рукой И. М. Добролюбовой исправлены ст. 3 и 4: "...гор лесистых" на " гор лесистыих ", " Я видел там речку..." на " Я видал там речку...".
92. КН. С. 188. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. Образ Возлюбленного восходит к образной системе библейской " Песни Песней", где он -- аллегорическое изображение Всевышнего, а его невеста -- такое же изображение народа Израиля.
93. КН. С. 189. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
94. КН. С. 190--191. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.
95. КН. С. 194--198. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. Евангелие от Египтян -- см. примеч. 59. Текст основан на сюжете глав 20 и 21 Евангелия от Иоанна.
|