Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из книги невидимой






 

50. КН. С. 10.

Иисус, сын Сирахов (Иошуа бен Сира) -- еврейский писатель 1 половины II в. до н. э. Автор " Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова", ставшей частью русской Библии. Книга сохранилась полностью в греческом переводе, от еврейского оригинала до нас дошли только фрагменты.

В Л номер стихотворения и эпиграф зачеркнуты рукой Добро­любова.

 

51. КН. С. И.

Он родился в нас как в вертепе разбойном. Имеется в виду Рождество Иисуса Христа в вертепе.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

52. КН. С. 12.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. В Г имеет заголовок " Беседа с братом Иисусом".

 

53. КН. С. 12--13.

Павел Тарсянин -- апостол Павел.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

54. КН. С. 13.

В Л номер и название стихотворения зачеркнут рукой Добро­любова.

 

55. КН. С. 14.

Стихотворение представляет собой парафраз знаменитого евангельского текста о блаженствах (Мф. 5; 3--11).

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

56. КН. С. 14--15.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

57. КН. С. 15.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

58. КН. С. 16.

В Л номер название, эпиграф и номер стихотворения зачерк­нуты рукой Добролюбова, однако им выделены 3 и 4 строфы вер­тикальной чертой слева от текста. Такой же чертой в сочетании с двумя крестами эти строфы выделены и в Г, кроме этого, в Г вто­рой абзац слева от текста помечен цифрой " 1".

" Забудешь ли ты меня десница..." -- парафраз из Псалма: " Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя". (Пс. 136, 5 по русской Библии).

 

59. КН. С. 17.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова, но вертикальной чертой слева от текста выделен эпиграф, а верти­кальной чертой справа от текста -- весь остальной текст.

Евангелие от Египтян -- апокрифическое евангелие, космологическо-сотериологический трактат мифологического характера.

 

60. КН. С. 18.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

С Богом будем богами... Аллюзия на псалом 81, переводивший­ся в своей время Г. Державиным, который начинается словами: " Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд" (Пс. 81, 1). Под богами в псалме понимаются земные цари и начальники.

 

61. КН. С. 19.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

62. КН. С. 20.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

63. КН. С. 21.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. Там же рукой И. М. Добролюбовой вписан вариант 16 ст.: " Любить Тебя -- служить другим".

 

64. КН. С. 22.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

65. КН. С. 23.

В Л номер стихотворения и эпиграф зачеркнут рукой Добро­любова.

Будда-Гаутама -- Гаутама Сиддхартха -- индийский принц, достигший высшей стадии просветления и ставший Буддой. Буд­да-Гаутама -- основатель одной из мировых религий -- буддизма.

 

66. КН. С. 24.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

Не умру, но жив буду / И скажу дела Господни -- ср: " Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни! " (Пс. 117, 17)

По замечанию С. Дурылина, этот текст " есть точный перевод с греческого языка одного погребального ирмоса" (Дурылин...л. 65).

 

67. КН. С. 24--25.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

В Л в 15 строке рукой И. М. Добролюбовой исправлено на: "...все други Божьи". Последняя строка в Л перечеркнута Добро­любовым.

 

68. КН. С. 26--27.

В Л стихотворение отмечено Добролюбовым как отобранное цифрой " 2". В Г -- цифрой " 2" и двумя крестами слева от текста.

 

69. КН. С. 28.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

Слава, слава Вышнему Богу! -- парафраз рождественской пес­ни: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволе­ние! "

 

70. КН. С. 28--29.

В Л и Г стихотворение имеет подзаголовок, вписанный соот­ветственно, рукой И. М. Добролюбовой и И. М. Брюсовой: " (При первой вести о духоборах)". Духоборы -- пацифистская, общин­ная религиозная секта, возникшая в России в около 1740 г. в Екатеринославской губернии. Секта духоборов, откололась от право­славной церкви. Одним из принципов их учения является отказ признавать любую мирскую власть. Духоборы верили, что Бог неотделим от человека. Иисус Христос, Сын Божий, есть воплощение духа благочестия и добродетели; духовные вожди духобо­ров -- это новые воплощения Иисуса Христа. Обрядность у духо­боров была сведена к минимуму: они не признавали священства и отрицали все внешние таинства, в том числе таинства креще­ния и брака.

В 1896 за отказ от воинской повинности духоборы были по приказу царя сосланы на 18 лет в Якутию, откуда (а некоторые еще ранее) они перебрались западные области Канады, где и живут в настоящее время.

Близость учения Добролюбова духоборам неоднократно отме­чалась, а Брюсов даже считал, что он просто повторяет их уста­новления. Сам Добролюбов довольно тепло относился к духобо­рам -- см., например, цитированные выше его строки из письма к И. М. Брюсовой, в которых он спрашивает, посланы ли экземп­ляры " Из книги невидимой" в Якутск к духоборам. Роднит Добро­любова с духоборами и отрицание воинской повинности, а также преследования со стороны правительства.

Гам волк будет вместе с ягненком пастись... -- цитата из Исайи: " Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком..." (Ис. 11, 6).

 

71--75.

1. КН. С. 37.

В цикле " Песнь песней", состоящем как из стихов, так и из прозы, стихотворение идет под номером III. В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его цифрой " 3". Также стихотворение оказалось в числе отобран­ных и в Г -- там оно обозначено двумя крестами.

Заглавие в Г имеет подзаголовок, вписанный рукой И. М. Брю­совой: " (Сестре Насте)" и впоследствии вычеркнутый каранда­шом. В Л Добролюбов вычеркнул этот подзаголовок, который был ранее вписан И. М. Добролюбовой. Эпиграф вычеркнут рукой Добролюбова и в Г и в Л.

Варианты: 4 ст. в Г рукой В. Я. Брюсова исправлена на: " Твой друг, твой свет -- он среди тебя", в Л Добролюбовым исправлена на: " Твой свет и твой бог (так! -- А. К.) -- он среди тебя"; 18 ст. в Г рукой В. Я. Брюсова исправлена на: " Твой друг, твой свет -- он среди тебя"; в Л Добролюбовым исправлено на: " Твой свет и твой бог (так! -- А. К.) -- он среди тебя".

Сестра Настя -- неустановленное лицо.

" Ликуй от радости..." -- неточная цитата из Захарии (9, 9). Точный текст: " Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасаю­щий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъя­ремной".

2. КН. С. 38.

В цикле обозначено номером IV. В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его циф­рой " 4". Также стихотворение оказалось в числе отобранных в Г-- там оно обозначено той же цифрой " 4" и двумя крестами слева от текста.

3. КН. С. 39--40.

В цикле обозначено номером V. В Л номер стихотворения за­черкнут рукой Добролюбова. В Г и Л ст. 13 и 14 зачеркнуты соот­ветственно рукой И. М. Брюсовой и И. М. Добролюбовой.

4. КН. С. 42--43.

В цикле обозначено номером VII. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова, в Г его же рукой карандашом вер­тикальной чертой слева от текста выделена первая строфа.

Встретимся ли мы с тобою -- русская духовная погребальная песня:

 

Встретимся ли мы с тобою,

Где святые все поют,

Где спокойною рекою

Воды чистые текут?

(Припев):

Да, мы встретимся с тобою

Над чудною, над чудною рекою;

Там с неумолкаемой хвалою

Иисусу мы будем служить.

 

5. КН. С. 43--44.

В цикле обозначено номером VIII. В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

76. КН. С. 55--56.

В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его цифрой " 8". Также стихотворение ока­залось в числе отобранных и в Г -- там оно обозначено также цифрой " 8" и двумя крестами слева от текста.

В 6 строке в 1938 году Добролюбов исправил в Л заглавную букву в слове " Бог" на строчную. Его же рукой в Г и Л перечерк­нута 7 строфа.

 

77. КН. С. 57.

В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его цифрой " 9". Также стихотворение ока­залось в числе отобранных и в Г -- там оно обозначено также цифрой " 9" и двумя крестами слева от текста. В Г рукой Добролюбова зачеркнуто заглавие стихотворения. В Л его же рукой в строках 16 и 18 заглавная буква в слове " Бог" исправлена на строч­ную.

 

78. КН. С. 58--59.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

79. КН. С. 59--60.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

Вот, медведи, вам мирный заговор -- отсылка к прозаическому, тексту из КН -- " О союзе со зверями", основанном на собранном Добролюбовым во время странствий по русскому Северу фольк­лоре:

" Вспомните обычаи северных губерний, когда медведь начи­нает обижать скотину.

Вся деревня собирается к берлоге, пастух, который во время пастьбы не прикасается к женщине, выступает к приготовленно­му котлу..

Там соль и земля и уголь с золою из печки, но не в них сила заговора его.

Громко читает он заговор, упрашивает лесового царя не оби­жать более скот -- милый крестьянский живот.

Говорят, после этих заговоров редко трогает медведь скотину, но разве сила в словах заговора? " (КН. С. 135--136).

 

80. КН. С. 61--62.

И дана будет ему власть... -- Цитата из Откровения св. Иоан­на Богослова: ".. и дана ему власть действовать сорок два месяца" (Откр. 13, 5)

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

В 10 строке в Л рукой И. М. Добролюбовой " пронзала" ис­правлено на " пронзила".

 

81. КН. С. 64.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

Варианты: в 14 строке в Г и Л рукой И. М. Брюсовой и И. М. Добролюбовой " юные звери" исправлено на " лютые звери"; в 29 строке в Г и Л рукой И. М. Брюсовой и И. М. Добролюбовой " Смертью дышат твой мрак и краса твоих стен" исправлено на " Ненавижу твой мрак и красу твоих стен".

 

82. КН. С. 66--67.

Стихотворение открывает цикл " В царстве труда", все осталь­ные тексты которого -- прозаические. Номер цикла и его назва­ние зачеркнуты Добролюбовым в Л.

 

83. КН. С. 91--92.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова. В Л рукой Добролюбова зачеркнута последняя строка стихо­творения.

 

84. КН. С. 96.

В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его номером " 16", при этом он зачеркнул номер стихотворения и подчеркнул его название. В Л под текстом стихотворения рукой Добролюбова подписано: " Сохранить". Так­же стихотворение оказалось в числе отобранных и в Г -- там оно обозначено также номером " 16" и двумя крестами слева от текста.

Варианты: в Г Добролюбов зачеркнул строки 5, 7, 8, а в строку 6 внес исправление: " А и мир и вам, сестры-звездочки"; в Л Доб­ролюбов зачеркивает строки 5--8, а справа от них вписывает дру­гой вариант:

 

А и мир и вам сестры-звездочки,

Звезды ясные -- цветы неба.

Все цветы полей в венцах царских,

Лучи солнечные -- гонцы радости.

 

85. КН. С. 97--98.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

86. КН. С. 104.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

87. КН. С. 106.

В Л Добролюбов в 1938 году выделил стихотворение в числе отобранных, обозначив его номером " 18".

Варианты: рукой И. М. Брюсовой в Г и рукой Добролюбова в Л исправлены ст. 7 и 9: "...как дитю колыбель" и "...говорили бе­резки родные".

 

88--91.

Внутренний город -- Аллюзия на знаменитый пекинский Внут­ренний город. Пекин делился на Внешний и Внутренний город, последний считался собственностью императора, там жили толь­ко богатые и знатные люди.

Название цикла и его номер в книге зачеркнуто в Л рукой Добролюбова.

1. КН. С. 113--114.

"...проповедуйте твари всей..." -- цитата из Евангелия (Мк. 16; 15): " И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Еван­гелие всей твари".

2. КН. С. 114--115.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

3. КН. С. 116--117.

В Л номер стихотворения и эпиграф зачеркнуты рукой Доб­ролюбова.

...Святой от Сейра. Сеир -- гора, неоднократно упоминаемая в Библии. (Ср.: " И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом" (Быт. 36, 8).

4. КН. С. 114--115.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

Варианты: в Г рукой И. М. Брюсовой и в Л рукой И. М. Добро­любовой исправлены ст. 3 и 4: "...гор лесистых" на " гор лесистыих ", " Я видел там речку..." на " Я видал там речку...".

 

92. КН. С. 188.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

Образ Возлюбленного восходит к образной системе библейс­кой " Песни Песней", где он -- аллегорическое изображение Все­вышнего, а его невеста -- такое же изображение народа Израиля.

 

93. КН. С. 189.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

94. КН. С. 190--191.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

 

95. КН. С. 194--198.

В Л номер стихотворения зачеркнут рукой Добролюбова.

Евангелие от Египтян -- см. примеч. 59.

Текст основан на сюжете глав 20 и 21 Евангелия от Иоанна.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал