Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект лекций по курсу






«Бюджетный учёт и отчётность»

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ (БЮДЖЕТНЫЙ) УЧЕТ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ

 

Тема 1. Бухгалтерский учет и отчетность, его предмет и метод……………………………………………………………………………….3

Тема 2. Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в РБ……………………………………………………………………14

Тема 3. Учет исполнения бюджета в финансовых органа..…………………………………………………………………………...25

Тема 4. Учет денежных средств и доходов………………………...36

Тема 5. Учет финансирования и расходов бюджета…………48

Тема 6. Учет расчетов между бюджетами и средств переданных и полученных………………………………………………55

Тема 7. Учет бюджетных ссуд………………………………………….63

Тема 8. Результаты исполнения бюджета: и годовое заключение счетов…………………………………………………………65

Тема 9. Учет исполнения сельских бюджетов…………………..69.

Тема 10. Учет кассового исполнения бюджета в учреждениях банка…………………………………………………………69

Тема 11. Бухгалтерский баланс и отчетность финансовых органов по исполнению бюджета……………………………………77

 

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Тема 12. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях…………………………………………………………………...79

Тема 13. Учет финансирования, денежных средств и расходов………………………………………………………………………...84Тема 14. Учет основных средств, материальных запасов, отдельных предметов в составе оборотных средств………94

Тема 15. Учет расчетов

Тема 16. Учет внебюджетных средств……………………………..106

Тема 17. Отчетность бюджетных учреждений об исполнении смет расходов……………………………………………………………….112

 

 


РАЗДЕЛ 1

БУХГАЛТЕРСКИЙ (БЮДЖЕТНЫЙ) УЧЕТ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ

Литература: Дорофеев В.Г., Чапкович М.А., Якубович В.И. Бухгалтерский учет исполнения бюджета. - Мн., 1996.

 

 

Тема 1. Бухгалтерский (Бюджетный) учет и отчетность, его предмет и метод.

1.1 Содержание бухгалтерского (бюджетного) учета.

1.2 Сущность и функции бюджетного учета

1.3 Предмет и метод бюджетного учета

1.4 Роль и задачи бюджетного учета на современном этапе развития общества.

Содержание бухгалтерского (бюджетного) учета.

Сложившийся хозяйственный учет в республике долгое время существовал как единая система народнохозяйствен­ного учета союзного государства. Исходя из этого, учет в каждой отдельной хозяйственной единице представлял со­бой органическую часть единой системы государственного учета.

Провозглашение Беларусью своей независимости и су­веренитета, а также переход отраслей народного хозяйства к рыночной экономике обусловили необходимость пере­смотра многих концепций экономического развития респуб­лики и иного подхода к организации и деятельности субъ­ектов хозяйствования всех форм собственности в области ведения учета.

В новых условиях у субъектов хозяйствования возра­стает необходимость активнее использовать учетные опера­ции, чтобы своевременно контролировать и совершенство­вать свою работу.

Успешное решение задач, связанных с преодолением экономического кризиса в Республике Беларусь, и переход отраслей народного хозяйства республики на рыночные отношения требуют признания Единой международной си­стемы учета и статистики, которая обеспечит сопостави­мость показателей учета и статистики Республики Беларусь с соответствующими показателями других стран. Для этого необходимо внедрить международно-признанные стандар­ты, нормативы и директивы учета, аудита, отчетности профессионального образования и этики работы бухгалте­ров.

Внутри единой системы хозяйственного учета республи­ки различают три его вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.

В совокупности они охватывают все народное хозяйст­во, весь процесс воспроизводства, однако это не означает механическое слияние оперативного, статистического, бух­галтерского учетов. Отражая все хозяйственные связи в экономике, народнохозяйственный учет выступает как фак­тор дальнейшего обобществления производства, является важным этапом развития производственных отношений с учетом требований рынка.

Каждый вид народнохозяйственного учета имеет свое назначение, особенности и сферу применения, выполняет свои задачи в системе управления воспроизводством, обеспечивая в совокупности необходимую и достаточную ин­формацию на всех уровнях управления.

Оперативный учет отражает хозяйственные операции и процессы преимущественно производственного характера с целью контроля за ними непосредственно в период их совершения. Он тесно связан с оперативным планировани­ем и строится таким образом, чтобы быстро представлять сведения об определенных хозяйственных фактах вслед за их совершением.

Оперативный учет предполагает непосредственное по­вседневное управление производством. В нем отражается информация, удовлетворяющая текущие потребности в уп­равлении отдельными хозяйственными операциями или их комплексными группами

Объекты оперативного учета, как правило, оформляют­ся соответствующими документами. Иногда вместо доку­ментов используются графики, данные, полученные по телефону, факсу и т.д.

В качестве измерителей в оперативном учете применя­ются стоимостные, трудовые и натуральные показатели, характеризующие на определенный момент ход производственного процесса.

Данные оперативного учета нередко служат исходным материалом для составления бухгалтерской и статистиче­ской отчетности, например табеля использования рабочего времени, сведений о выработке рабочих и служащих и т.д.

Статистический учет отражает и изучает массовые социально-экономические явления и предоставляет инфор­мацию о них.

Основная задача статистического учета — это сбор, разработка, статистический анализ и своевременное предоставление руководящим органам необходимых данных о выполнении заданий как в территориальном разрезе, так и по отраслям народного хозяйства.

Для изучения исследуемых объектов в статистике при­меняются специальные методы и приемы: массовые наблю­дения (переписи, обследования), группировки, обобщаю­щие показатели и др. При этом нередко практикуется способ выборочного наблюдения.

Централизованное руководство учетом и статистикой осуществляет Министерство статистики и анализа Респуб­лики Беларусь.

Методологическое руководство учетом и отчетностью организует Министерство финансов Республики Беларусь, которое утверждает планы счетов, формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению.

Наиболее распространенным видом народнохозяйствен­ного учета является бухгалтерский учет. Он представляет собой сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отраже­ние и контроль процессов воспроизводства на основе нату­ральных и трудовых измерителей.

В силу своей специфики бухгалтерский учет выполняет определенные задачи, которые стоят перед ним на совре­менном этапе развития экономики республики.

Прежде всего, учет должен применяться для контроля за правильностью использования денежных и материаль­ных ценностей, способствовать выявлению резервов рос­та общественного производства с учетом требований рын­ка. Задачей бухгалтерского учета является также конт­роль за сохранностью государственной и частной собст­венности.

Бухгалтерский учет отражает все хозяйственные сред­ства и процессы в денежном и натуральном выражении.

Каждая бухгалтерская запись должна быть обязательно обоснована документами, что придаст бухгалтерским дан­ным особую доказательную силу.

В бухгалтерском учете применяются специальные, толь­ко ему свойственные приемы: двойная запись, система счетов, балансовое обеспечение и др.

Бухгалтерский учет по сравнению с другими видами учета наиболее полно и всесторонне отражает хозяйствен­ную деятельность юридических лиц. Поэтому он является важнейшим средством управления отдельными звеньями народного хозяйства и контроля, за ними.

Основным методом управления юридическими лицами является хозяйственный расчет, внедрению и укреплению которого должен содействовать бухгалтерский учет. Явля­ясь сплошным и непрерывным отражением всех хозяйст­венных средств, процессов и затрат юридического лица, бухгалтерский учет позволяет в денежной оценке сопостав­лять затраты с выручкой от реализации продукции и опре­делять прибыль.

Бухгалтерский учет помогает вести борьбу за режим экономии, снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности юридических лиц. Бухгалтер по докумен­там предварительно контролирует хозяйственную целесо­образность и законность расходов и обязан не допускать ненужных и незаконных затрат. Только бухгалтерия может выявить в денежном выражении общую сумму полученной экономии, установить отклонение фактических расходов от сметных ассигнований и установленных норм расходов, что помогает проводить режим экономии.

Бухгалтерский учет призван обеспечивать укрепление планово-финансовой дисциплины и правильное ведение финансового хозяйства. Он отражает все хозяйственные средства в денежном выражении, выявляет финансовые результаты, помогает осуществлять контроль за правиль­ным использованием оборотных средств, за ходом расче­тов с поставщиками, покупателями, учреждениями бан­ков и т.п. Финансовое состояние предприятия можно всесторонне охарактеризовать только по бухгалтерским данным.

Для того чтобы бухгалтерский учет мог выполнить стоящие перед ним задачи, он должен отвечать определен­ным требованиям. Во-первых, содержание показателей уче­та, планирования и статистики должно быть единым во всем народном хозяйстве и соответствовать международной си­стеме учета и статистики, сложившейся в практике зару­бежных стран в настоящее время. Без этого нельзя сравни­вать отчетные показатели с плановыми и правильно состав­лять сводную бухгалтерскую отчетность по отраслям народ­ного хозяйства. Во-вторых, учет должен быть точным, объективным и своевременным. Только в таком случае его данные можно использовать для оперативного управления и руководства юридическим лицом. В-третьих, нужна яс­ность, полнота и экономичность учета. Это достигается совершенствованием системы показателей, улучшением ор­ганизации и техники учета, более эффективным использо­ванием ЭВМ, компьютеров, а также устранением излишней отчетности, не нужной для контроля и оперативного управ­ления.

В решении данных задач особая роль принадлежит государственному бюджету как основному финансовому плану государства. Объем Государственного бюджета Ре­спублики Беларусь составляет огромные суммы, через него распределяется и перераспределяется свыше половины на­ционального дохода республики.

Чтобы обеспечить полное и своевременное поступление доходов и использование средств бюджета по целевому назначению, необходима правильная организация бухгал­терского (бюджетного) учета исполнения бюджета.

Бюджетный учет — это научно обоснованная систе­ма наблюдения, отражения, обобщения и контроля каче­ственных и количественных изменений процесса испол­нения бюджета. Он охватывает все операции, связанные с исполнением государственного бюджета, и обеспечивает характеристику состояния бюджета в процессе его испол­нения. Он дает необходимые сведения о ходе и результа­тах исполнения бюджета, служит средством контроля за поступлением доходов, исполнением расходной части бюджета и использованием государственных средств по целевому назначению. Тем самым бюджетный учет содей­ствует рациональному распределению и перераспределе­нию национального дохода на цели расширенного восп­роизводства, соблюдению необходимых пропорций в раз­витии отраслей народного хозяйства, мобилизации средств в бюджет и выявлению дополнительных доходов, правильному расходованию государственных средств и обеспечению их сохранности. Все это делает бюджетный учет в качестве руководства процессом исполнения госу­дарственного бюджета.

Бюджетный учет организуется в соответствии с суще­ствующим в республике бюджетным устройством. Он отражает исполнение как Государственного бюджета Ре­спублики Беларусь в целом, так и республиканского и местных бюджетов в отдельности. С его помощью учи­тываются исполнения смет расходов бюджетных уч­реждений, операции учреждений банковской системы по кассовому исполнению Госбюджета и расходованию средств бюджета на капитальные вложения, а также операции по бюджету государственного социального страхования.

В сферу бюджетного учета входит республиканский бюджет, областные, районные, городские, районные в городах, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов, а также сметы расходов бюджетных учреждений. Государст­венный бюджет Республики Беларусь составляется на ос­нове закона Республики Беларусь " О бюджетной системе Республики Беларусь", других законодательных актов, решений Совета Министров Республики Беларусь, а также местных Советов, в пределах прав, определяемых законодательством Республики Беларусь. Это позволяет наиболее точно опре­делять доходы бюджета, выявлять резервы производства и источники накоплений, обеспечивать рациональное расхо­дование средств. При этом за исходную базу принимается бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь, включающая налоговую политику, которая проводится со­гласованно с ее денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.

Такие данные обеспечивают учет исполнения государст­венного бюджета, создавая условия для правильного его планирования на предстоящий год.

Учет открывает возможности для повышения научного уровня планирования и более глубокого контроля за ис­пользованием государственных средств, позволяет опреде­лять наиболее целесообразные нормы расходов и добивать­ся наилучших результатов при соблюдении максимального режима экономии.

Велика роль учета в процессе исполнения бюджета. Учет поступления доходов создает условия для системати­ческого контроля за выполнением плана доходов как в целом, так и по отдельным источникам, а также за выпол­нением каждым плательщиком своих обязательств перед бюджетом. В ходе исполнения расходной части бюджета учет позволяет осуществлять контроль за освоением бюд­жетных средств, целевым и рациональным их расходованием.

Учет исполнения Государственного бюджета Республи­ки Беларусь охватывает доходы и расходы бюджета, учет денежной наличности, хранящейся в банках, средств в расчетах между бюджетами, фондов и резервов, создавае­мых в бюджетах в процессе их исполнения, и материальных ценностей учреждений и организаций, состоящих на бюд­жетном финансировании.

Таким образом, поскольку Государственный бюджет Республики Беларусь является одним из основных источ­ников финансового обеспечения потребностей расширенно­го воспроизводства, посредством бюджетного учета отража­ется не только процесс исполнения бюджета, но и процесс расширенного воспроизводства.

Отсюда следует, что бюджетный учет наделен опреде­ленными функциями, с помощью которых он воздействует на образование, движение и сохранность денежных и мате­риальных ценностей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал