Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конспект лекций по курсу
«Бюджетный учёт и отчётность» СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ (БЮДЖЕТНЫЙ) УЧЕТ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ
Тема 1. Бухгалтерский учет и отчетность, его предмет и метод……………………………………………………………………………….3 Тема 2. Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в РБ……………………………………………………………………14 Тема 3. Учет исполнения бюджета в финансовых органа..…………………………………………………………………………...25 Тема 4. Учет денежных средств и доходов………………………...36 Тема 5. Учет финансирования и расходов бюджета…………48 Тема 6. Учет расчетов между бюджетами и средств переданных и полученных………………………………………………55 Тема 7. Учет бюджетных ссуд………………………………………….63 Тема 8. Результаты исполнения бюджета: и годовое заключение счетов…………………………………………………………65 Тема 9. Учет исполнения сельских бюджетов…………………..69. Тема 10. Учет кассового исполнения бюджета в учреждениях банка…………………………………………………………69 Тема 11. Бухгалтерский баланс и отчетность финансовых органов по исполнению бюджета……………………………………77
РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Тема 12. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях…………………………………………………………………...79 Тема 13. Учет финансирования, денежных средств и расходов………………………………………………………………………...84Тема 14. Учет основных средств, материальных запасов, отдельных предметов в составе оборотных средств………94 Тема 15. Учет расчетов Тема 16. Учет внебюджетных средств……………………………..106 Тема 17. Отчетность бюджетных учреждений об исполнении смет расходов……………………………………………………………….112
РАЗДЕЛ 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ (БЮДЖЕТНЫЙ) УЧЕТ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ Литература: Дорофеев В.Г., Чапкович М.А., Якубович В.И. Бухгалтерский учет исполнения бюджета. - Мн., 1996.
Тема 1. Бухгалтерский (Бюджетный) учет и отчетность, его предмет и метод. 1.1 Содержание бухгалтерского (бюджетного) учета. 1.2 Сущность и функции бюджетного учета 1.3 Предмет и метод бюджетного учета 1.4 Роль и задачи бюджетного учета на современном этапе развития общества. Содержание бухгалтерского (бюджетного) учета. Сложившийся хозяйственный учет в республике долгое время существовал как единая система народнохозяйственного учета союзного государства. Исходя из этого, учет в каждой отдельной хозяйственной единице представлял собой органическую часть единой системы государственного учета. Провозглашение Беларусью своей независимости и суверенитета, а также переход отраслей народного хозяйства к рыночной экономике обусловили необходимость пересмотра многих концепций экономического развития республики и иного подхода к организации и деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности в области ведения учета. В новых условиях у субъектов хозяйствования возрастает необходимость активнее использовать учетные операции, чтобы своевременно контролировать и совершенствовать свою работу. Успешное решение задач, связанных с преодолением экономического кризиса в Республике Беларусь, и переход отраслей народного хозяйства республики на рыночные отношения требуют признания Единой международной системы учета и статистики, которая обеспечит сопоставимость показателей учета и статистики Республики Беларусь с соответствующими показателями других стран. Для этого необходимо внедрить международно-признанные стандарты, нормативы и директивы учета, аудита, отчетности профессионального образования и этики работы бухгалтеров. Внутри единой системы хозяйственного учета республики различают три его вида: оперативный, статистический и бухгалтерский. В совокупности они охватывают все народное хозяйство, весь процесс воспроизводства, однако это не означает механическое слияние оперативного, статистического, бухгалтерского учетов. Отражая все хозяйственные связи в экономике, народнохозяйственный учет выступает как фактор дальнейшего обобществления производства, является важным этапом развития производственных отношений с учетом требований рынка. Каждый вид народнохозяйственного учета имеет свое назначение, особенности и сферу применения, выполняет свои задачи в системе управления воспроизводством, обеспечивая в совокупности необходимую и достаточную информацию на всех уровнях управления. Оперативный учет отражает хозяйственные операции и процессы преимущественно производственного характера с целью контроля за ними непосредственно в период их совершения. Он тесно связан с оперативным планированием и строится таким образом, чтобы быстро представлять сведения об определенных хозяйственных фактах вслед за их совершением. Оперативный учет предполагает непосредственное повседневное управление производством. В нем отражается информация, удовлетворяющая текущие потребности в управлении отдельными хозяйственными операциями или их комплексными группами Объекты оперативного учета, как правило, оформляются соответствующими документами. Иногда вместо документов используются графики, данные, полученные по телефону, факсу и т.д. В качестве измерителей в оперативном учете применяются стоимостные, трудовые и натуральные показатели, характеризующие на определенный момент ход производственного процесса. Данные оперативного учета нередко служат исходным материалом для составления бухгалтерской и статистической отчетности, например табеля использования рабочего времени, сведений о выработке рабочих и служащих и т.д. Статистический учет отражает и изучает массовые социально-экономические явления и предоставляет информацию о них. Основная задача статистического учета — это сбор, разработка, статистический анализ и своевременное предоставление руководящим органам необходимых данных о выполнении заданий как в территориальном разрезе, так и по отраслям народного хозяйства. Для изучения исследуемых объектов в статистике применяются специальные методы и приемы: массовые наблюдения (переписи, обследования), группировки, обобщающие показатели и др. При этом нередко практикуется способ выборочного наблюдения. Централизованное руководство учетом и статистикой осуществляет Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Методологическое руководство учетом и отчетностью организует Министерство финансов Республики Беларусь, которое утверждает планы счетов, формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению. Наиболее распространенным видом народнохозяйственного учета является бухгалтерский учет. Он представляет собой сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение и контроль процессов воспроизводства на основе натуральных и трудовых измерителей. В силу своей специфики бухгалтерский учет выполняет определенные задачи, которые стоят перед ним на современном этапе развития экономики республики. Прежде всего, учет должен применяться для контроля за правильностью использования денежных и материальных ценностей, способствовать выявлению резервов роста общественного производства с учетом требований рынка. Задачей бухгалтерского учета является также контроль за сохранностью государственной и частной собственности. Бухгалтерский учет отражает все хозяйственные средства и процессы в денежном и натуральном выражении. Каждая бухгалтерская запись должна быть обязательно обоснована документами, что придаст бухгалтерским данным особую доказательную силу. В бухгалтерском учете применяются специальные, только ему свойственные приемы: двойная запись, система счетов, балансовое обеспечение и др. Бухгалтерский учет по сравнению с другими видами учета наиболее полно и всесторонне отражает хозяйственную деятельность юридических лиц. Поэтому он является важнейшим средством управления отдельными звеньями народного хозяйства и контроля, за ними. Основным методом управления юридическими лицами является хозяйственный расчет, внедрению и укреплению которого должен содействовать бухгалтерский учет. Являясь сплошным и непрерывным отражением всех хозяйственных средств, процессов и затрат юридического лица, бухгалтерский учет позволяет в денежной оценке сопоставлять затраты с выручкой от реализации продукции и определять прибыль. Бухгалтерский учет помогает вести борьбу за режим экономии, снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности юридических лиц. Бухгалтер по документам предварительно контролирует хозяйственную целесообразность и законность расходов и обязан не допускать ненужных и незаконных затрат. Только бухгалтерия может выявить в денежном выражении общую сумму полученной экономии, установить отклонение фактических расходов от сметных ассигнований и установленных норм расходов, что помогает проводить режим экономии. Бухгалтерский учет призван обеспечивать укрепление планово-финансовой дисциплины и правильное ведение финансового хозяйства. Он отражает все хозяйственные средства в денежном выражении, выявляет финансовые результаты, помогает осуществлять контроль за правильным использованием оборотных средств, за ходом расчетов с поставщиками, покупателями, учреждениями банков и т.п. Финансовое состояние предприятия можно всесторонне охарактеризовать только по бухгалтерским данным. Для того чтобы бухгалтерский учет мог выполнить стоящие перед ним задачи, он должен отвечать определенным требованиям. Во-первых, содержание показателей учета, планирования и статистики должно быть единым во всем народном хозяйстве и соответствовать международной системе учета и статистики, сложившейся в практике зарубежных стран в настоящее время. Без этого нельзя сравнивать отчетные показатели с плановыми и правильно составлять сводную бухгалтерскую отчетность по отраслям народного хозяйства. Во-вторых, учет должен быть точным, объективным и своевременным. Только в таком случае его данные можно использовать для оперативного управления и руководства юридическим лицом. В-третьих, нужна ясность, полнота и экономичность учета. Это достигается совершенствованием системы показателей, улучшением организации и техники учета, более эффективным использованием ЭВМ, компьютеров, а также устранением излишней отчетности, не нужной для контроля и оперативного управления. В решении данных задач особая роль принадлежит государственному бюджету как основному финансовому плану государства. Объем Государственного бюджета Республики Беларусь составляет огромные суммы, через него распределяется и перераспределяется свыше половины национального дохода республики. Чтобы обеспечить полное и своевременное поступление доходов и использование средств бюджета по целевому назначению, необходима правильная организация бухгалтерского (бюджетного) учета исполнения бюджета. Бюджетный учет — это научно обоснованная система наблюдения, отражения, обобщения и контроля качественных и количественных изменений процесса исполнения бюджета. Он охватывает все операции, связанные с исполнением государственного бюджета, и обеспечивает характеристику состояния бюджета в процессе его исполнения. Он дает необходимые сведения о ходе и результатах исполнения бюджета, служит средством контроля за поступлением доходов, исполнением расходной части бюджета и использованием государственных средств по целевому назначению. Тем самым бюджетный учет содействует рациональному распределению и перераспределению национального дохода на цели расширенного воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, мобилизации средств в бюджет и выявлению дополнительных доходов, правильному расходованию государственных средств и обеспечению их сохранности. Все это делает бюджетный учет в качестве руководства процессом исполнения государственного бюджета. Бюджетный учет организуется в соответствии с существующим в республике бюджетным устройством. Он отражает исполнение как Государственного бюджета Республики Беларусь в целом, так и республиканского и местных бюджетов в отдельности. С его помощью учитываются исполнения смет расходов бюджетных учреждений, операции учреждений банковской системы по кассовому исполнению Госбюджета и расходованию средств бюджета на капитальные вложения, а также операции по бюджету государственного социального страхования. В сферу бюджетного учета входит республиканский бюджет, областные, районные, городские, районные в городах, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов, а также сметы расходов бюджетных учреждений. Государственный бюджет Республики Беларусь составляется на основе закона Республики Беларусь " О бюджетной системе Республики Беларусь", других законодательных актов, решений Совета Министров Республики Беларусь, а также местных Советов, в пределах прав, определяемых законодательством Республики Беларусь. Это позволяет наиболее точно определять доходы бюджета, выявлять резервы производства и источники накоплений, обеспечивать рациональное расходование средств. При этом за исходную базу принимается бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь, включающая налоговую политику, которая проводится согласованно с ее денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой. Такие данные обеспечивают учет исполнения государственного бюджета, создавая условия для правильного его планирования на предстоящий год. Учет открывает возможности для повышения научного уровня планирования и более глубокого контроля за использованием государственных средств, позволяет определять наиболее целесообразные нормы расходов и добиваться наилучших результатов при соблюдении максимального режима экономии. Велика роль учета в процессе исполнения бюджета. Учет поступления доходов создает условия для систематического контроля за выполнением плана доходов как в целом, так и по отдельным источникам, а также за выполнением каждым плательщиком своих обязательств перед бюджетом. В ходе исполнения расходной части бюджета учет позволяет осуществлять контроль за освоением бюджетных средств, целевым и рациональным их расходованием. Учет исполнения Государственного бюджета Республики Беларусь охватывает доходы и расходы бюджета, учет денежной наличности, хранящейся в банках, средств в расчетах между бюджетами, фондов и резервов, создаваемых в бюджетах в процессе их исполнения, и материальных ценностей учреждений и организаций, состоящих на бюджетном финансировании. Таким образом, поскольку Государственный бюджет Республики Беларусь является одним из основных источников финансового обеспечения потребностей расширенного воспроизводства, посредством бюджетного учета отражается не только процесс исполнения бюджета, но и процесс расширенного воспроизводства. Отсюда следует, что бюджетный учет наделен определенными функциями, с помощью которых он воздействует на образование, движение и сохранность денежных и материальных ценностей.
|