Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Имя существительное
Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в грамматических категориях падежа, числа и в лексико-грамматической категории рода. Существительное называет предмет в широком смысле этого слова, то есть вещи, лица, вещества, организмы, живые существа, свойства в отвлечении от их носителя; действия и состояния в отвлечении от их производителя, например: камень, мальчик, учитель, чугун, вино, вирус, собака, белизна, доброта, ловкость, бег, работа, толкотня, движение. Из «Грамматики современного русского литературного языка» Определяем некоторые особенности стиля: - синтаксис. Первое предложение простое с составным именным сказуемым, осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Второе простое предложение с простыми глагольным сказуемым осложнено одиночными и распространёнными приложениями, однородными дополнениями с вводным словом НАПРИМЕР после обобщающего слова, представляющего родовое наименование. Прямой порядок слов. - лексика. Слова в прямом значении, термины: грамматическая категория, падеж, род… - жанр. Статья учебника. - форма общения. Передача специальных знаний. - характерные особенности. Смысловая точность и обобщённость. Делаем вывод: этот текст относится к научному стилю речи.
Текст №2. С Россией произошло страшная катастрофа. Она спала в тёмную бездну. И многим начинает казаться, что единая и великая Россия была лишь призраком, что не было в ней подлинной реальности… Каждый народ имеет свой стиль революционный, как имеет и свой стиль консервативный…. Русская революция антинациональна по своему характеру, она превратила Россию в бездыханный труп. Но и в этом её антинациональном характере отразились национальные особенности русского народа и стиль нашей несчастливой и губительной революции – русский стиль. Наши старые национальные болезни и грехи привели к революции и определили её характер. Духи русской революции – русские духи, хотя и использованы врагом нашим на погибель нашу. Призрачность её – характерно русская одержимость. Н.А.Бердяев «Духи русской революции»
Определяем некоторые особенности стиля: - синтаксис. Преимущественно простые, неосложненные предложения, часто обратный порядок слов. - лексика (языковые средства). Абстрактные и морально-этические слова (призрак, реальность, антинациональный, национальные болезни и грехи, призрачность, одержимость); эмоционально-окрашенные слова (страшная катастрофа, тёмная бездна, бездыханный труп, несчастливая и губительная революция). - жанр. Журнальная статья. - форма общения. Воздействие на читателя (выражение своего отношения к революции и формирование мнения о ней у читателя). - характерные особенности. Образность, эмоциональность, призывность. Делаем вывод: этот текст относится к публицистическому стилю речи.
Текст №3
Не то, что мните вы природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф.И.Тютчев
Рассуждаем. Главное в этом тексте – образность: автор создал образ живой природы, у которой есть «душа», «свобода», «любовь», «язык». Эстетическое воздействие осуществляется при помощи анафоры (первая и вторая строка начинаются с «не», третья и четвёртая – с «в ней есть», кроме того, автор прибегает и к внутренней анафоре); основной приём – параллелизм. Обратите внимание на единственный эпитет «бездушный». Этот текст относится к художественному стилю. Текст №4 Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром. Как бы резвяси и играя, Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызгнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
Рассуждаем. Главное в этом тексте – образность: создан образ живой природы во время весенней грозы, выражено авторское отношение: «люблю». Использованы преимущественно простые, неосложнённые предложения. Связь между предложениями в основном бессоюзная или сочинительная, использованы изобразительно-выразительные средства: эпитеты («раскаты молодые», «поток проворный», «громокипящий кубок»), метафоры («солнце нити золотит», «бежит поток», «гам…и шум…-всё вторит весело громам»), олицетворения («гром…, резвяся и играя…»); четвёртая строфа – это развернутое сравнение. Ощущение радости передается при помощи звуков: автор использует 76 – сонорных согласных, 45 – звонких согласных звуков. 134 – гласных звука и только 54 – глухих согласных. Специальные приёмы: рифма – перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы; деление на строфы, каждая из которых представляет собой законченную картину эпизода грозы. Этот текст относится к художественному стилю.
|