Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды предложений по составу.
По составу предложения делятся на двусоставные и односоставные. В односоставных предложениях только один главный член: или подлежащее или сказуемое. Например: Школа. Около школы шумно. В двусоставных предложениях есть оба главных члена: и подлежащее или сказуемое: Один за другим выбегают из дверей ребята. По наличию главных членов предложения простые предложения делятся на следующие группы: 1) личные двусоставные предложения (с двумя главными членами – подлежащим и сказуемым; 2) личные односоставные предложения (с одним главным членом сказуемым); 3) неопределённо-личные предложения (с одним главным членом – сказуемым); 4) обобщённо-личные предложения (с одним главным членом – сказуемым); 5) безличные предложения (с одним главным членом – сказуемым); 6) назывные предложения (с одним главным членом – подлежащим); Практическая часть
Прочитайте предложения, следя за повышениями и понижениями тона голоса. Сделайте вывод об интонации повествовательного предложения. Определите какие это предложения простые или сложные? 1) Сквозь зелёный навес ясный солнечный свет озаряет траву. 2) На травинках блестит золотая пыльца. 3) Тропинка в чащу завела и бросила меня. 4) На кустиках нежных синеет черника. 5) Нагретый вереск пахнет душно, пряно. 6) В солёном озере вода спокойна и чиста. 7) Кустам и травам шевельнуться лень.
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Сделайте вывод об интонации вопросительных предложений, в которых есть специальные вопросительные слова. Выдели слова, принадлежащие разговорному стилю. 1) Откуда родом бронзовый флейтист? (А. Кушнер.) 2) Кто ещё тут хочет в Петроград? (Н. Флеров.) 3) Что я могу написать о своейстуденческой жизни? 4) Где же вы теперь, друзья-однополчане? (А.Фатьянов.) 5) Какое здесь бывает лето? 6) Чей старый терем на горе крутой рисуется с зубчатоюстеной? (М. Ю. Лермонтов.) 7) Когда я видел снегирей в последний раз? 8) Как тебя по имени зовут? 9) Что ты пригорюнился, Иван-царевич? ● Докажите, что слово что является членом выделенного предложения. ● К выделенному слову подберите однокоренные прилагательные, объясните сходство и различия в их значениях.
Прочитайте восклицательные предложения и разберите, какие эмоции (чувства) они выражают. Расскажите об интонации восклицательных предложений. Нет радостнее чувства! (С. Голубов.) 2) Как огромна страна наша! (Л. Кассиль.) 3) Снегири! Как же я не замечал их раньше! 4) Как же знакомы и как близки сердцу эти места! (С. Бабаевский.) 5) Люблю! Люблю тебя, Казахстан! Пусть слышит мир, как я люблю! (Д. Ковалёв.)
Восклицательные предложения. Прочитайте и перескажите текст. Интонация восклицательных предложений отличается тем, что они произносятся более высоким тоном, с резким выделением того слова, которое непосредственно выражает эмоцию; падение же тона и произносительной напряженности происходит не плавно, как в повествовательных предложениях, а внезапно и резко. ● Подберите примеры предложений и произнесите их с повествовательной и восклицательной интонацией. Сравните предложения. О б р а з е ц. Предложения Школа сильна своими питомцами. Школа сильна своими питомцами! повествовательные, так как в них содержится сообщение. Они различаются по признаку эмоциональности. Повествовательное невосклицательное предложение не выражает особых чувств, восклицательное же передаёт чувство гордости за школу. Различие в значении обусловливает и различие в интонации: повествовательное невосклицательное предложение произносится с повышением голоса в начале и понижением к концу; восклицательное — с резким повышением тона на последнем слове, которое является главным для выражения чувства.
Виды предложений.
Закончите таблицу и впишите в неё свои примеры. Расскажите материал по таблице. Виды предложений.
Работа с текстами.
Прочитайте текст. Скажите, как люди общаются друг с другом без слов (без звучащей речи). Язык жестов и знаков
Первобытные люди совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Без языка человек не мог размышлять, обмениваться мыслями, не мог общаться. Невозможно было договориться об охоте, поведать друг другу о том, где созрели орехи, где хорошие ягодные места, да и просто сказать, что очень хочется есть. Люди не могли словами выразить чувства привязанности, дать толковый совет, предложить помощь, придумать что-то сообща, рассказать о каком-то изобретении. Без сомнения, первобытные люди как-то выражали свои чувства, желания. Так появился язык жестов. Когда люди научились говорить словами, они не забросили свой прежний язык – язык жестов. Так, разговаривая, используют жестикуляцию. Во всём мире аплодируют в театре, здороваясь или прощаясь, жмут друг другу руки. Впрочем, здороваться можно тоже по-разному: можно кивнуть головой, помахать рукой. Качать головой, поворачивая голову вправо и влево, означает несогласие, отрицание. Показать большой палец обозначает «отлично», «молодец». Кроме языка жестов существует и язык знаков. Например, существуют знаки светофора, знаки дорожного движения. При сообщении о погоде по телевидению также используются знаки, по которым можно узнать, будет ли дождь, снег, солнечная или пасмурная погода. Люди пробовали общаться друг с другом также при помощи рисунков. Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. (По книге «Я познаю мир»)
_________________________ потребность - қ ажеттілік поведать – айтып қ ою жестом - дене қ имылы ягодные места – жидекті жер привязанность – жақ сы кө рушілік, қ ұ штарлық толковый совет – ақ ылдық кең ес
Ответьте на вопросы. Почему люди не могли обойтись без языка? Как появился язык жестов? Как при помощи жестов люди выражали свои чувства? О каких знаках говорится в тексте?
3. Расскажите, что обозначают следующие жесты. Пожать плечами, нахмурить брови, приложить палец к губам, ударить рукой по столу, приложить руку к сердцу.
4. Назовите, какие жесты и знаки, выражающие чувства, вы знаете.
5. Прочитайте текст по частям в соответствии с планом. 1) Необходимость в общении. 2) Надо о чём-то сообщить друг другу. 3) Помогает язык жестов. 4) Знаки сообщают.
6. Определите основную мысль текста. Какими словами в тексте выражена основная мысль?
Прочитайте текст. Он поможет вам ответить вам на вопрос: «Что было бы, если не было бы языка?» Это фантастика! Язык – это самое великое творение человека. Трудно представить, что было бы, если бы язык исчез. Читали ли вы, ребята, интересные «Путешествие Гулливера?» В этой книге английский писатель Свифт изображает людей, которые решили все слова убрать. А чтобы выражать свои мысли, надо носить с собой вещи. Ведь слова – это название вещей. И вот люди, встречаясь на улице, снимали с плеч тяжелые мешки и, доставая оттуда нужные вещи, вели беседу. И как хорошо, что это только фантастика! И как хорошо, что не надо носить или возить с собой огромные мешки с вещами, о которых идет речь. Слово вместе них. Это самое совершенное средство общения.
Прочитайте текст. Подготовьте пересказ. Выделите основную мысль текста. Озаглавьте.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг, через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели его глаза… Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла. Язык – сложное явление. В научном плане его можно рассматривать в соответствии с тем, какие его единицы оказываются объектом изучения. Язык выполняет коммуникативную функцию. Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества.
Задание на дом: Ситуативная игра Выступите в качестве депутата в местные выборные органы.
1. Напишите заметку в газету на одну из предложенных тем. Экология и мы. Значение спорта в жизни человека. Моя студенческая жизнь. Результаты работы: а) Объясните значение слов и словосочетаний, составьте предложения со словами двуязычие, языковая ситуация, языковая личность, языковая политика, официальный язык, государственный язык б) Написать сочинение на тему: «Русский язык как средство межнационального общения». В) Скажите, каким иностранным языком вы хотели бы владеть в совершенстве. Мотивируйте свой ответ. Выучите выразительно стихотворение. Скажите, о каких двух языках идет речь. Родно́ й язы́ к! Он с де́ тства мне знако́ м На нём впервы́ е я сказ́ ала «ма́ ма», На нём кляла́ сь я в ве́ рности упря́ мой, И ка́ ждый вздох поня́ тен мне на нём. Родно́ й язык! Он до́ рог мне, он мой. На нём ветра́ в предго́ рьях наши́ х свищу́ т, На нём впервы́ е довело́ сь услы́ шать Мне ле́ пет птиц зелёною весно́ й… Но, как родно́ й, Люблю́ язы́ к я ру́ сский, Он ну́ жен мне, как не́ бо, Ка́ ждый миг. На нём живы́ е трепе́ тные чу́ вства. Откры́ лись мне. И мир откры́ лся в них. Теку́ т две ре́ чки в се́ рдце, не меле́ я, Стано́ вятся еди́ ною ре́ кой… Забы́ в родно́ й язы́ к – Я онеме́ ю Утра́ тив, ру́ сский – Ста́ ну я глухо́ й.
Тестовые задания. 1. Стиль используемый в журналистике. a) публицистический стиль b) художественный стиль c) научный стиль d) официально-деловой стиль e) разговорный стиль 2. Публицистический стиль употребляется в a) агитационных выступлениях. b) на занятии c) на лекции d) в дипломных работах e) в кинофильмах 3. К публицистическому стилю относятся a) репортаж, интервью, международное обозрение, очерк b) сказки, рассказы, анекдоты c) концерты, телешоу d) назидания, советы 4. Репортажи, очерки, газетные статьи пишутся так, чтобы a) привлечь внимание читателей b) отвлечь внимание читателей 5. Рассказ об общественно-значимом событии участника или очевидца, рассказ, который раскрывает читательскую, новую сторону действительности, обогащает его знания, расширяет представления о жизни, о протекающих в ней процессах. a) репортаж b) интервью c) международное обозрение d) очерк 6. Диалог двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, искусства, спорта. a) репортаж b) интервью c) международное обозрение d) очерк e) заметка 7. Основной информационный жанр газетной публицистики. a) репортаж b) интервью c) международное обозрение d) очерк e) заметка 8. Публицистический и документальный предлагает анализ различных фактов и явлений общественной жизни. a) репортаж b) интервью c) международное обозрение d) очерк e) заметка 9. – статья, радио- или телепередача, в которой рассматриваются общественно-политические, экономические, культурные, спортивные и другие явления общественной жизни. a) репортаж b) интервью c) обозрение d) очерк e) заметка
|