Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие теоретические сведения. Для стиля художественной литературы характерно использование всех средств языка
Для стиля художественной литературы характерно использование всех средств языка. Отбор и употребление языковых средств писатель подчиняет эстетическим целям. Одна из них – эмоционально-образное воздействие на читателя. Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств. В художественном стиле для создания образов используются все языковые средства. Художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы, и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры(например: трагедия, комедия, драма и другие драматургические жанры; роман, новелла, повесть и другие прозаические жанры; стихотворение, басня, поэма, романс и другие поэтические жанры. Художественный стиль речи находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно – познавательную и идейно – эстетическую функцию. Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее (например, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворяет некие конкретные человеческие качества, а все вместе они являются «лицом» современной автору России). Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главную роль играет субъективный момент. Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми средствами. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Узкоспециализированные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности. Очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно – публицистической речи – как социально – обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувтственные представления (например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение, - свинцовая руда, свинцовая пуля, а в художественной образует метафору, - свинцовые тучи, свинцовая ночь). Для художественной речи характерна инверсия. Синтаксический строй отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Но возможно и отклонение от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особое место в литературном языке занимает стиль художественной литературы. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию (сообщает о чем-то) с помощью художественных образов, но и служит для эстетического воздействия на читателя. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. Выбирая единственно необходимые в каждом случае слова, писатели создают яркие и запоминающиеся образы родной природы, рисуют духовный мир своих героев, передают их речь во всем ее своеобразии. В своих произведениях писатели изображают различные исторические эпохи; героями художественных произведений могут быть представители разных социальных групп; действие может развертываться в самых разных местах нашей страны и за рубежом. Поэтому для реалистического воспроизведения действительности, для того чтобы создать правдивые речевые характеристики героев, вызвать у читателя более точные представления об определенной исторической эпохе, о том месте, где развивается действие, писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые, диалектные, и просторечные лексические единицы. В текстах художественных произведений, кроме основных и дополнительных средств языка, широко используются средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория. Используются также и фигуры поэтического синтаксиса: риторические вопросы и обращения, инверсия, эллиптические предложения, бессоюзие и многосоюзие, умолчание, смысловая градация. Задание 1. Прочитайте высказывания о языке художественного произведения. Определите на основании этих высказываний специфику стиля художественной литературы. Разговор о мастерстве писателя следует начинать с языка. Язык всегда останется основным материалом произведения. Художественная литература – это искусство слова. Даже столь важное начало литературной формы, как композиция, отступает перед решающим значением языка писателя. (К.Федин) Перед писателем огромное море слов, понятий; для выражения любой мысли, образа напрашиваются десять, пятнадцать, двадцать слов… Но как отобрать именно те, которые с предельной правдивостью выразили бы именно то, что ты видишь, что ты хочешь сказать? (А.Фадеев) Задание 2. Прочитайте текст. Определите тему и идею легенды. Озаглавьте ее. Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, – все стало немило! И тогда пришел человек к Олимпу и взмолился: “О боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно есть, мягко спать, не смогу жить в тепле и уюте? Неужели вечно воевать с этой проклятой непримиримой природой? “ И услышали его боги и сказали: “Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце, у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать картины. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял“. Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от изнурительного труда и подстерегающих его опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал и лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни пел Человек… И стал замечать он, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому не нужны. И понял Человек, что, насыщая тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он о стену, окружающую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный ветер листочки на деревьях, увидишь, как нежно он гладит полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет он с речкой. Задание 3. Найдите в тексте “ Кушикпайский перевал ” средства художественной выразительности. Охарактеризуйте их.
|