![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Публицистический стиль речи.
2. Цели занятия: Дать понятие о публицистическом стиле. Особенности публицистического стиля. 3. Вопросы для подготовки самостоятельной работы студентов: 1. Лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. 2. Сфера употребления публицистического стиля 3. Языковые средства публицистического стиля.
4. Содержание занятия:
Краткое теоретическое сведение. Публицистический стиль Публицистический стиль как функциональная разновидность литературного языка используется в газетах, общественно-политических и литературно-художественных журналах, в агитационно-пропагандистских выступлениях, в средствах массовой коммуникации. Публицистический стиль характеризуется популярностью, образностью, полемичностью изложения, яркостью выразительных средств, наличием положительной или отрицательной экспрессии. Документальность — главная черта, отличающая публицистику от художественной литературы. Информационные жанры объединяет их главная цель — оперативно сообщить о том или ином факте, событии, явлении нашей Публицистический стиль – это стиль используемый в журналистике. Репортажи, очерки, газетные статьи пишутся так, чтобы привлечь внимание читателей, в них используются слова с экспрессивной окраской, отражающей отношение говорящего к тому, что он сообщает. Задача этого стиля – сформировать определенное отношение читателя к излагаемой информации. Публицистический стиль употребляется в агитационных выступлениях. Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно – политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах. Обычная форма реализации данного стиля – устный или письменный монолог. Основной чертой публицистического стиля является взаимодействие двух тенденций: Тенденции к экспрессивности (обусловлена функцией убеждения, эмоционального воздействия на читателя, слушателя); Тенденции к стандарту (обусловлена информационно-содержательной функцией на читателя, причем информация должна быть известна в кратчайшие сроки огромному количеству людей – это отличает газетно-публицистический стиль от других). Эмоциональное воздействие усиливается благодаря выражению отношения автора к сообщаемой информации, корректируемое мнением определенной социальной группы людей, к которой принадлежит автор. Название стиля публицистический происходит от латинского слова publics – общественный. К публицистическому стилю относятся репортаж, интервью, международное обозрение, очерк, информационная заметка и др., для которых характерна злободневность, актуальность. Репортаж – это рассказ об общественно-значимом событии участника или очевидца, рассказ, который раскрывает читательскую, новую сторону действительности, обогащает его знания, расширяет представления о жизни, о протекающих в ней процессах. Репортаж– наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики. Для репортажа характерна документальность, строгое следование фактам с указанием времени и места события, внимание к подробностям события, явления, связанное с тем, что автор репортажа рассказывает о нем как очевидец или участник. Эффективность репортажа зависит и от формы его подачи. Чаще всего в газетном номере встречается один или несколько репортажей, помещенных на разных полосах. Но иногда они подаются тематической подборкой. Как правило, такие репортажи освещают разные стороны одного и того же события. Начало репортажа отличается быстрым переходом к действию. В конце дается краткий вывод. Пространные рассуждения здесь недопустимы Интервью представляет собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, искусства, спорта. Содержание, фактическое, документальное наполнение определяют проблему, направление, смысл и характер интервью как публицистического выступления участников диалога. Интервьюстроится так, что читатель как бы слышит собеседника, зримо представляет его черты, обстановку беседы. Среди различных видов интервью выделяется интервью-мнение. Это развернутый комментарий к какому-либо факту, событию, проблеме. Заметка – основной информационный жанр газетной публицистики. Назначение заметки – оперативное сообщение новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость. По сравнению с другими информационными жанрами в заметке могут более подробно излагаться те или иные факты, которые, как правило, комментируются автором, а не просто сообщаются. Языковые особенности заметки зависят от характера информации, заключенной в ней, от ее содержания и фактического, документального наполнения. Языковые особенности заметки зависят от характера информации, заключенной в ней, от ее содержания и фактического, документального наполнения. При написании небольших заметок следует придерживаться типичных для этого жанра композиционных частей: 1. Сообщение о важном или значительном событии. 2. Комментирование события (оценка фактов, обращение к 3. Обобщение. Одной из разновидностей данного жанра являются путевые заметки. Создаются они на материале, собранном во время путешествий. Автор путевых заметок фиксирует свои наблюдения, пишет о том, что его особенно удивило, поразило и запомнилось: это может быть и местность, и внешность человека, и беседы с интересными людьми, и достопримечательности города, поселка и т.д. В путевых заметках (зарисовках) пишут как о положительных, так и об отрицательных явлениях жизни. Как и любое высказывание, путевые заметки должны быть подчинены определенной мысли автора. Из путевых заметок, как правило, рождаются путевые очерки.
Обозрение– статья, радио- или телепередача, в которой рассматриваются общественно-политические, экономические, культурные, спортивные и другие явления общественной жизни. При подготовке обозрений особого внимания заслуживают изъяснительные конструкции, в центре которых находятся глаголы речи, мышления. Очерк публицистический и документальный предлагает анализ различных фактов и явлений общественной жизни. Так же, как в заметке, автор не просто излагает события, а истолковывает и комментирует их. Кроме путевого очерка, в публицистике встречаются портретные очерки: в них, как правило, повествуется о реально существующих людях, их работе, делах и поступках. Автор портретного очерка прослеживает обычно не всю жизнь героя, а выделяет отдельные ее моменты, такие, в которых с наибольшей яркостью проявляется как характер человека, так и смысл его общественной деятельности.
Ответьте на вопросы. — Что относится к средствам массовой информации? - Какие газеты и журналы вы читаете? - Что в них вам больше всего нравится? Почему? - Какая радиоволна вам нравится? Почему? - Какие телепередачи вы смотрите? - В чем сила телевидения? - Какую роль играют средства массовой информации в жизни об- Задание 1. Прочитайте. Выпишите из текста термины и терминологические словосочетания, связанные с темой СМИ. Объясните их значение. Дополните текст. Средства массовой информации (СМИ) служат для распространения информации через печать, радио, телевидение, Интернет кино, звуко- и видеозапись. Их главная цель - оперативно сообщат о том или ином факте, событии, явлении нашей жизни, воздействовать на читателя и слушателя, т.е. что-то сообщать, в чем-то и убеждать, к чему-то призывать. Характер и цели СМИ как орудие воздействия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.
Практическая часть Задание 1. Определите стиль и тип речи. И то и другое аргументируйте. Перескажите текст, сохраняя стиль и тип речи. Развитие значений слова обычно идёт от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитаниё буквально означает «вскармливание», отвращение — «отворачивание» (от неприятного лица или предмета), предыдущий — «идущий впереди». Слова-термины, обозначающие отвлечённые математические понятия: отрезок, касательная, точка, — произошли от совер-шенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, во-ткнуть (ткнуть). Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобре-тает в языке более абстрактный смысл.
Задание 3 Определите стиль речи. Передайте сжато основной смысл текста. Найдите в тексте выразительные языковые средства, с помощью которых автор воздействует на читателя (повтор, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, прямое обращение к читателю, единственное число вместо множественного, разговорные слова и оценочные выражения).
В полюбившейся всем нам песне поётся: «Ты, я, он, она — вместе целая страна...» Так вот страна — это ты, я, он, она, наши папы, мамы, дедушки, бабушки, соседи, знакомые и те, далёкие от нашего дома люди, о которых мы узнаём из книг, газет, передач радио и телевидения. И если металл запоздал на станкостроительный завод, значит, кто-то из нас плохо делал своё дело. Если комбайн через месяц, другой сломается на поле, где растёт хлеб, опять виноват кто-то из нас. Если мы не увидели на прилавке магазина того, что хотели купить, что ж, мы не самым лучшим образом трудились на поле, на ферме, на фабрике, в плановом отделе. И ты, мой юный друг, если учишься шаляй-валяй, имей в виду, что нам и завтра не изжить наших недостатков. (По Л. Симоновой ) Языковые особенности заметки зависят от характера информации, заключенной в ней, от ее содержания и фактического, документального наполнения. При написании небольших заметок следует придерживаться типичных для этого жанра композиционных частей: 1. Сообщение о важном или значительном событии. 2. Комментирование события (оценка фактов, обращение к 3. Обобщение. Одной из разновидностей данного жанра являются путевые заметки. Создаются они на материале, собранном во время путешествий. Автор путевых заметок фиксирует свои наблюдения, пишет о том, что его особенно удивило, поразило и запомнилось: это может быть и местность, и внешность человека, и беседы с интересными людьми, и достопримечательности города, поселка и т.д. В путевых заметках (зарисовках) пишут как о положительных, так и об отрицательных явлениях жизни. Как и любое высказывание, путевые заметки должны быть подчинены определенной мысли автора. Из путевых заметок, как правило, рождаются путевые очерки.
Грамматический материал
Имена существительные - это слова, которые имеют общее значение предмета(названия вещей, лиц, состояний и т. д.) и отвечают на вопросы что это? Или кто это?, например: тетрадь, карандаш, смельчак, Олег, сон. Большинство существительных относится к одному из трех родов. А) к мужскому: дом, отец, трамвай, городишко, подмастерье Б) к женскому: стена, стрела мама земля В) к среднему: село, поле, воспитание, чудовище Примечания 1. Слова, которые употребляются только в форме множественного числа, рода не имеют (каникулы, чернила) 2. некоторые существительные с окончанием - а- я- могут обозначать лиц как мужского, так и женского пола, например: сирота, умница, неженка. Такие слова называются существительными общего рода. Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете (колос кран) и во множественном числе, когда речь имеются в виду несколько предметов (колосья, края)
Некоторые существительные употребляются или только в единственном числе или только во множественном числе. Например:
Практическая часть.
Упражнение – 1 Определите род имен существительных Ядро, дождь, волк, нога, окно, жара, ум, болото, бревно, рука, холод, сапог, самовар, арбуз, борода, шахматы, сутки, тюрьма, каторга, день, конь, жмурки, будни.
Упражнение – 2 От существительных, обозначающих время, образуйте имена прилагательные, подчеркните в них суффиксы. С образованными словами составьте словосочетания «прилагательное + существительное». Образец: весна - весенний, весенний день. Осень, зима, лето, март, май, день, вечер, год, век. Задание №3 Определите, от каких глаголов образованы следующие существительные. Образец: создание-создать. Обучение, оснащение, исследование, размещение, внедрение использование, получение, изучение, получение, проектирование, построение.
Задание №4 Определите, от каких слов образованы следующие существительные. Агроинженерия, биотехнология, электрохимия, евростандарт, телемост Упражнение 5. Поставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях. Определите род имен существительных. 1. Общение, изобретение, сомнение, первобытные люди, телевидение, сообщение, используются, друг другу, привязанность, желание, чувство.
Задание - 6. От имён существительных мужского рода образуйте имена существительные женского рода, обозначающие профессию. Учитель, преподаватель, писатель, журналист, переводчик, актер, упаковщик, нормировщик, укладчик, продавец.
Типы предложений по цели высказывания. В зависимости от цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными и побудительными. В повествовательном предложений высказываются сообщение о каком – либо факте, событии, явлении. Ему свойственна интонация сообщения- постепенное понижение тона к концу предложения. Например: С вечерним озером я разговор веду с высоким ладом песни. Вопросительное предложение выражает вопрос и может быть или собственно – вопросительным или вопросительно – риторическим. В собственно – вопросительном предложении спрашивается о том, что неизвестно говорящему. Например: Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены? Вопросительно- риторические предложение выражает утверждение или отрицание в вопросительной форме и тем не самым придает высказыванию выразительность. Например: Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?
Побудительное предложение выражает приказание, просьбу или пожелание. В нем употребляются формы повелительного наклонения глагола, а также сослагательное наклонение и инфинитив в различных значениях. Например: Любимая, спи Мою душу не мучай Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения становятся восклицательными, если заключение в них сообщение, вопрос, или побуждение сопровождаются интонационным выражением каких – либо чувств – восторга, удивления, гнева и.т.
|