Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тире между подлежащими и сказуемыми. Многозначные слова. Пословицы и поговорки. Синонимы.






2. Цели занятия: Дать понятие об официально- деловом стиле речи. Научить студентов оформлять документы.

3. Вопросы для подготовки самостоятельной работы студентов:

1. Официально – деловой стиль и сфера употребления.

2. Языковые средства ОДС.

3. Жанры ОДС.

 

Официально-деловой стиль употребляется в официально-деловой сфере – в переписке граждан с учреждениями, учреждений с учреждениями, учреждений с гражданами. Цель официально- делового стиля – информация. Обычная форма реализации этого стиля – монолог.

Монолог – это развернутое высказывание, которое состоит из ряда предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Монолог обращён слушателям, читателям, самому себе.

Жанры официально-делового стиля: устав, закон, кодекс, приказ, доверенность, расписка, объявление, заявление соглашение, протокол, инструкция и другие.

В официально-деловом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств. В основном используются нейтральные я средства, слова в прямом лексическом значении. Употребляются стандартные выражения (принимая во внимание, недействительным, исполнение возложить на и др.), составные предлоги, союзы, отглагольные существительные, развернутые предложения.

Стилевые черты – стандартизированность, отсутствие экспрессивности.

Официально-деловой стиль требует предельной точности выражения, должна исключить разное толкование.

В официально-деловом стиле используются специальные слова: юридические, общественно-политические, дипломатические.

Заявление это письменная просьба о чем-либо (например, приёме в учебное заведение), направленная официальному лицу или в официальное учреждение.

Образец:

Декану медицинского факультета МКТУ им.Х.А. Ясави д.м.н., профессор Ж.Н.Шалхаровой (от) студента первого курса группы ЖМ-705 М.Укибаева   З а я в л е н и е Прошу предоставить мне возможность досрочной сдачи экзаменов в период зимней сессии в связи с семейными обстоятельствами Подпись М.Укибаев   20.11.2007  

Образец:

Декану медицинского факультета МКТУ им.Х.А. Ясави д.м.н., профессор Ж.Н.Шалхаровой   З а я в л е н и е 20.11.2007 Прошу предоставить мне возможность досрочной сдачи экзаменов в период зимней сессии в связи с моим участием в городских спортивных соревнованиях с 25 ноября по 5 декабря 2007 г.   Студент группы ЖМ-713 Подпись С.Танирбергенова   20.11.2007

 

1. Основные реквизиты заявления:

· адресат – наименование официальной должности, фамилия инициалами лица, которому адресовано заявление, в дательном падеже;

· должность, фамилия, инициалы заявителя – в родительном падеже;

· краткое изложение просьбы; текст начинается со слова Прошу (+инфинитив – разрешить, допустить, предоставить);

· краткая аргументация просьбы: в связи с чем написано заявле­ние, каковы основания для положительного решения вопроса, кон­кретные сроки и условия желательного варианта решения; при аргументации могут быть использованы обороты ввиду того, что; в связи с тем, что; на основании того, что; так как; учитывая (что);

· дата и подпись заявителя: подпись заявителя должна быть соб­ственноручной, рядом указывается расшифровка подписи; дата ста­вится слева и ниже подписи.

2. Заявление составляется в произвольной форме.

Автобиография это документ, содержащий сведения об основ­ных событиях личной, трудовой и общественной жизни, изложен­ные в хронологической последовательности.

Рекомендации:

1. Автобиография пишется самостоятельно. в произвольной форме. Однако отдельные реквизиты обязательно должны содержаться в автобиографии (см. п. 3).

2. Автобиографию пишут от руки на листе бумаги формата А-4 либо на специальном бланке. Форма изложения – повествовательная, от первого лица. Все сведения даются в хронологическом порядке таким образом, чтобы можно было составить представление жизненном пути, деловой квалификации и общественной деятельности человека.

3. Основные реквизиты в автобиографии: название документа (автобиография); имя, отчество, фамилия автора; число, месяц и год рождения; сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, место ра­боты, местожительство); образование и специальность; вид трудовой деятельности; последнее место работы и должность; награды и поощрения; участие в общественной работе; семейное положение и состав семьи; домашний адрес и телефон; дата, личная подпись.

4. При поступлении на работу следует назвать свою основную специальность и время окончания учебного заведения, владение смежными специальностями, знание иностранных языков и пр.

При поступлении в вуз важно назвать причины возникновения интереса к данной специальности, участие в факультативах, конкур­сах, олимпиадах.

Образец:

Автобиография   Я, Абдуллин Мухтар Мукашевич, родился 12 февраля 1968 г. в г. Алмате в семье служащих. Отец – Абдуллин Мукаш Карабаевич, 1940 г. рождения, врач Алматинской городской поликлиники. Проживает по адресу: г. Алматы, улица Абая, д. 9, кв. 65. Мать – Абдуллина Мария Есалиевна, 1946 г. рождения, глав.врач Алматинской городской больницы. Проживает там же. С 1977 по 1988 г. обучался в средней школе № 117 г. Алматы. После окончания школы в 1988 г. поступил и в 1995 г. окончил Алматинский медицинский институт им.Асфендиярова по специальности «Стамотолог». С октября 1995 г. по ноябрь 1997 г. проходил военную службу в должности командира орудия. Имею воинское звание старший сержант. После окончания службы с декабря 1997 г. по настоящее время работаю врачом-стамотологом в Туркестанской диагностической клинике при МКТУ им.Х.А.Ясави. В 1995 г. женился, имею дочь. Жена – Абдуллина (Сеитова) Арай Куанышовна, 1975 г. рождения, работает преподавателем в средней школе № 233. Дочь – Абдуллина Нурай Мухтаровна, 1996 г. рождения. Мой домашний адрес: г. Алматы, проспект Бейбитшилик, д. 3, кв. 14.   Подпись М.М. Абдуллин 21 ноября 2007 г.  

Доверенност ь – это документ, которым доверяется кому-либо дей­ствовать от имени лица, выдавшего этот документ.

Образец

Доверенность г. Шымкент 19 ноября 2007 г. Я, Ибадуллаев Эдик Берикович, проживающий по адресу: г. Ленгер, ул. Байтурсынова, д. 3, кв. 25 (паспорт: уд.лич. № 019984575, выдан 14 декабря 2006 г. МВД Республики Казахстан г. Ленгер), доверяю Таженову Мурату Максутовичу, проживающему по адресу: Ленгер, ул. Боровая, д. 3, кв. 15 (паспорт: уд.лич. № 019121894, выдан 23 марта 2006 г. 20 МВД Республики Казахстан г. Шымкент), получить причитающуюся мне заработную плату за декабрь 2007 г.   Подпись Э.Б, Ибадуллаев 19.11.2007

 

Расписка это документ с подписью, подтверждающий получе­ние чего-либо.

Образец

Расписка Я, Шаменова Салтанат Жаксылыккызы, проживающий по адресу: Туркестан, ул. Ахан Сери, 23 (паспорт: уд.лич. № 019302102, выдан 5 сентября 2007 г. 30 МВД Республики Казахстан г. Туркестан), взяла взаймы у Туленовой ЖанарКадирбековны две тысяча тенге и обязуюсь вернуть эту сумму не позднее одной недели. Подпись Шаменова С.Ж. 19.11.2007

 

Особенности доверенности и расписки – стандартизованность, точность, лаконизм и строгость изложения информации. Необходимо указать фамилию, имя, отчество, адрес, паспортные данные лица, пишущего доверенность или расписку. Ес­ли в этих документах названа значительная сумма денег, то такой до­кумент принято заверять официально: печатью организации или но­тариально.

Объяснительная записка это документ, составленный с целью объяснения каких-либо фактов.

Образец

Объяснительная записка   12.12.2007 Заведующему кафедры……. МКТУ им.Х.А.Ясави медицинского факультета Ф. И. О. О причине пропуска занятий   19.11.2007 я пропустила занятия в университете по семейным обстоятель­ствам. В этот день в связи с отсутствием родственников я ожидала дома прихода работников аварийной службы, вызванных для ликвидации утеч­ки газа.   Студент группы…… Подпись Д. Абубакиров

 

1. Текст объяснительной записки должен быть убедительным, содержать объективные факты и доказательства.

2. Объяснительная записка должна иметь дату, указание адреса­та, подпись составителя.

 

Задание 1. Составьте заявление на имя заведующего отделением учебного заве­дения с просьбой: а)разрешить досрочную сдачу экзамена по..., б) пересдать экзамены по...

Задание 2. Составьте заявление на имя председателя студенческого профкома с просьбой предоставить вам материальную помощь.

Задание 3. Напишите автобиографию, требуемую при поступлении:

а) в вуз;

б) на работу.

Задание 4. Составьте доверенность на имя вашего друга, которому вы по­ручаете получить бандероль на почте.

Задание 5. Напишите расписку в получении денег.

Задание 6. Составьте объяснительную записку на имя преподавателя, заве­дующего отделением по поводу:

а) невыполнения лабораторной работы;

б) опоздания на экзамен.

Слова в русском языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, количества.

То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением.

Слово, имеющее несколько лексических значений называется многозначным. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется однозначным.

Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.

Синонимы - это слова одной части речи, которые обозначают одно и тог же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Синонимы Общее лексическое значение Конкретные лексические значения слов, входящих в синонимический ряд
Метель   Пурга   Буран Метелица Вьюга   Падение снега в ветреную погоду Обильное падение снега при ветре Сильная снежная буря   Снежная буря в степи Легкая метель Снежная буря со снегопадом и сильным ветром порывами

 

Синонимы составляют ряд слов, который принято называть синонимическим рядом. Один из синонимов является основным, главным.

Синонимы в речи используются:

1. для более точного выражения мысли

2. для выражения эмоциональной окраски

3. как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова

4. как способ связи соседних предложений в тексте.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал