Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмпиризм Локка (образы чистой доски и темной камеры). Непоследовательность исходных методологических установок гносеологии
Для человека опыт, по учению Локка, начинается и является первончальным результатом воздействия на его чувства предметов внешнего мира. Поэтому наше познание есть прежде всего познание чувственное, - оно берёт свое начало из ощущений. Локк говорил, что разум родившегося ребёнка – это tabula rasa: «чистая доска, без всяких знаков, свободная от всяких идей», на которой чувственные впечатления отпечатываются, как на воске. В популярной литературе повсеместно утверждается, что удачный образ о tabula rasa (о чистой доске) в применении к сенсуалистической теории происхождения знаний, впервые придумал Джон Локк, что не соответствует действительности. Правда, Локк наиболее последовательно и настоятельно связывал своё учение о познании с чистой доской. Но уже Платон пользуется подобным образом, когда говорит о возможностях познания мира, кроме всего прочего, и через чувства. Стоики уподобляли душу новорожденноего ещё неисписанному листу, А Гоббс и французкий философ-материалист Гассенди уже свободно, раньше Локка, в подобных случаях употребляют выражение «tabula rasa». Локк сравнивает сознание с темной камерой, у которой на передней стенке отверстие. Туда попадает свет и на противоположной стенке появляется изображение. Все, что содержится в сознании, попало через входное отверстие. 41. Проблема a priori в теории познания Локка. (априорные условия опыта – до того, как получены свидетельства опыта). Учение о первичных и вторичных качествах вещей? Первичные качества – то, что не зависит от органов чувств. Есть внешние объекты, воздействующие на органы чувств. Опыт – это совокупное явление внешней действительности нашему сознанию. Вторичные качества субъективны, зависят от органов чувств. 1. Первичные качества – это такие свойства вещей, которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах. К первичным качествам относятся следующие свойства: 1. протяженность 2. форма, или фигура 3. движение или покой 4. число 5. непроницаемость или плотность (это качество добавил сам Дж. Локк). 2. Остальные качества вещей носят чувственных характер, т.е. они связаны непосредственно с деятельностью органов чувств. Это так называемые вторичные качества. Вторичные качества – это изменчивые качества, которые могут как возникать, так и исчезать. Примеры вторичных качеств: цвет, звук и т.д. По мнению Дж. Локка, есть определенная связь между первичными и вторичными качествами. Идея первичных качеств суть сходства, а вторичных качеств – нет. Дж. Локк утверждает, что когда мы имеем идею горького, идею зеленого или идею шероховатого, то это означает определенный объем, форму и движение мельчайших частиц, которые, в свою очередь, связаны с первичными качествами. Это так называемая диспозиционная концепция соотношение первичных и вторичных качеств. Хотя Дж. Локк и различает первичные и вторичные качества, но вторичные качества зависят от определенных комбинаций и сочетаний первичных качеств, т.е в некотором смысле объективно – субъективны. Субъективны в том смысле, что они всегда связаны с деятельностью органов чувств конкретного человека (индивида), субъекта познания; объективны в том смысле, что связаны с определенным сочетанием первичных качеств. Если для констатации вторичных качеств необходимо только одно чувство (например, для восприятия цвета необходимо зрение, а для звука – слух), то первичные качества констатируются более чем одним чувством (например, протяженность может констатироваться как с помощью зрения, так и с помощью осязания). 42. Идеи силы, свободы, беспокойства в «Опыте о человеческом разумении»
|