Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции политической власти. Разделение властей
Политическая власть выполняет в обществе разные функции, а именно – устанавливает законы, осуществляет правосудие, руководит всеми аспектами жизнедеятельности и т.д. Поставленных целей она добивается разными средствами – экономическим стимулированием и принуждением, политическим и идеологическим влиянием, правовыми нормами и санкциями. Основными функциями власти являются: – интегрирующая – объединяет все социальные силы, социально-политические, идеологические, интеллектуальные ресурсы общества, подчиняя их общественно-значимым целям; – регулятивная – направляет политическую волю масс на создание политических механизмов регулирования жизнедеятельности общества; – социального контроля – обеспечивает необходимую контрольную деятельность в целях поддержания легитимности государства; – мотивационная – формирует мотивы политической деятельности; – стабилизирующая – способствует устойчивому развитию политической системы, гражданского общества. Власть может выполнять и роль социального дестабилизатора общества. Социальная дестабилизация может возникнуть в результате разрушительных преднамеренных действий определенных политических сил, бездеятельности и псевдодеятельности власти, некомпетентных действий властей, торможения развития общества. Принцип разделения власти. Доминирующим принципом механизма функционирования политической власти является принцип разделения власти. Основоположниками теории разделения власти считают английского философа Джона Локка и французского философа, просветителя, правоведа Ш. Монтескье. Хотя эту идею высказывал еще греческий философ Полибий. По этой теории для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимо одна от другой законодательная, исполнительная и судебная власть. Это создает систему «сдержек и противовесов», против усиления одной ветви власти, сосредоточении власти в одном центре, злоупотребления властью, способствует продуманности, взвешенности, балансу в принятии решений, а, следовательно, действенности политического руководства и управления. Соответственно формируется особый механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивида, его защиты. Носителем законодательной власти, как известно, является высший представительский орган – парламент. Исполнительную власть осуществляют – президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные органы. Судебную власть – суды, подчиняющиеся только закону. Впервые такая система власти была закреплена законодательно в Конституции США (1787 год). Зафиксирована она была и в Конституции Украинской казацкой республике (Конституции гетмана П. Орлика – 1710 год). Принцип разделения власти уже закреплен в большинстве конституций стран мира. Утвердился он и в Украине. Однако практика знает политические системы, которые существуют в условиях единства власти. В этих системах власть (прежде всего исполнительная) сосредоточена в одних руках (политической партии, военной элиты и т.д.) и подчиняет себе все другие ветви власти, которые действуют формально. Это возможно в тоталитарных либо в жестко авторитарных режимах (фашистский, полуфашистский, военной диктатуры, абсолютной монархии).
|