Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие легальности, легитимности и эффективности политической власти






 

Имеет большое значение в политической теории проблема легитимности власти.

Термин «легитимность» возник во Франции (legetime) и первоначально отождествлялся с термином «legalite» – законность, что не совсем верно.

Законность, т.е. легальность власти, означает законно установленную власть, а не насильственно узурпированную, осуществляющуюся через закон и в соответствии с ним.

Легитимность же означает добровольное признание населением власти, ее права принимать решения, управлять и согласие подчиняться.

М. Вебер включил в принцип легитимности два положения:

1) признание власти правителей;

2) обязанность управляемых подчиниться ей.

М. Вебер в зависимости от мотивов подчинения, признания власти народом выделил три типа легитимности.

1. Традиционная легитимность – основана на обычаях, традициях, привычках повиноваться власти, вере в нерушимости установленного порядка. Традиционная легитимность характерна для монархий. По своей мотивации это схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном подчинении старшим. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, отмечал он, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность – она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном личностном отношении вождя и массы. Харизматическая легитимность возникает, как правило, в смутные времена, эпоху кардинальных перемен, и именно поэтому оказывается крайне ненадежной. Ее недолговечное могущество нередко подкрепляется прижизненным возвеличением, преувеличением вклада в государственную и общественную жизнь страны лидера государства или партии (личности Сталина, Гитлера, Мао-Цзедуна, Ким Ир Сена и пр.)

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Она базируется на рационально-понятийном интересе, который побуждает людей подчиняться законам, в рамках которых демократически избираются, и действуют представители власти. В таком государстве подчиняются не личности, а законам.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств.

На практике в чистом виде идеальные типы легитимности не существуют. Они нередко дополняют друг друга.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие типы легитимности. Один из них – идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения.

Идеологическая легитимность может быть классовой или националистической. Во второй половине ХХ в. Многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

Власть демократичного общества постоянно заботится о своей легитимности, исходя из необходимости править, с согласия народа. Однако и в демократических странах способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими» (С. Липсет) не безгранична. В социально дифференцированном обществе есть социальные группы, не разделяющие политический курс правительства, не принимающие его ни в деталях, ни в целом. И хотя ни в одном политическом режиме легитимность власти не бывает полной, абсолютной, она тем полнее, чем меньше социальная дистанция между различными группами населения.

Легитимность власти коренится в политической культуре граждан, означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Это ценностное отношение к власти. Но оно может быть инструментальным – оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям.

Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием «эффективность» власти.

Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан, и, прежде всего наиболее влиятельных слоев – элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Легитимность и эффективность власти во многом связаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Так, многие авторитарные режимы, первоначально страдавшие дефицитом легитимности (Чили, Южная Корея, Бразилия) впоследствии приобрели ее в значительной мере благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

Однако, достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни многие государства переживают кризис легитимности. Особенно остро он проявляется в политической нестабильности, частых государственных переворотах, в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, харизматических и идеологических механизмов легитимности, с отсутствием зрелых предпосылок, необходимых для демократии и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.

Не способность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовой форме легитимности. Для большинства из них укрепление легитимности, возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Может ли общество существовать без власти?

2. Назовите отличия между властью политической и властью государственной.

3. Дайте определение понятия «легитимная власть» и назовите источники ее легитимации

4. Назовите основные виды ресурсов власти

5.Раскройте содержание основных функций власти

 

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал