Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристики руководителей, злоупотребляющих своей властью
· Микроменеджмент – одержимость мелочами и стремлением достигнуть совершенства
· Необоснованная решительность – любой пустяк представляется чем-то жизненно важным и требующим немедленного разрешения
· Непредсказуемые смены настроения – полная непредсказуемость решений.
· Категоричность в вопросах лояльности и подчинения – исходит из принципа «либо за меня, либо против меня»
· Неуважение - публичная критика подчиненных, осмеяние
· Капризы – своеволие и лицемерие
· Использование власти в личных целях – «сильному позволено все»
Типы власти лидера
· Легитимная власть - власть, источником которой является формальная должность.
· Вознаграждающая власть - власть, источником которой является полномочия вознаграждать других людей.
· Принуждающая власть - власть, источником которой является право наказывать.
· Экспертная власть - власть, основанная на профессиональных знаниях или навыках, необходимых для выполнения заданий, порученных подчиненным.
· Референтная власть - власть, основанная на личностных характеристиках лидера.
|
Власть и влияние как инструменты лидерства о
Типы реакций подчиненных на применение власти
· Подчинение - выполнение сотрудниками указаний лидера вне зависимости от их отношений к этим указаниям.
· Сопротивление - невыполнение указаний лидера.
· Одобрение - признание концепции лидера и выполнение его указаний.
|
Признание власти (подчинение)
|
Власть и влияние как инструменты лидерства о
Ключевым аспектом власти является зависимость, которая возникает в результате контроля за распределением ресурсов. Подчиненность определяется тремя характеристиками ресурсов: значимостью, ограниченностью и незаменимостью.
|
Характеристики ресурсов, влияющих
на подчиненность и власть в организации
Лидер имеет контроль над:
|
| Лидер имеет контроль над:
| · ресурсами, которые воспринимаются как малозначимые
| Значимость
| · ресурсами, которые воспринимаются как высоко значимые
|
|
|
| · общедоступными ресурсами
| Ограниченность
| · над ограниченными ресурсами
|
|
|
| · ресурсами, которые легко заменить
| Незаменимость
| · над незаменимыми ресурсам
| Низкая степень подчиненности лидеру = незначительная власть лидера
|
| Высокая степень подчиненности лидеру = значительная власть лидера
|
Власть и влияние как инструменты лидерства а
Источники власти лидера
Характеристика источника власти
| Описание источника власти
|
Формальная власть
| Близость к центру
| Доступ к информации в коммуникационной сети
| Гибкость
| Степень свободы действий, соответствующая данной позиции
| Наглядность, зримость
| Степень, в которой результат выполнения задачи виден влиятельным людям организации
| Значимость
| Соответствие выполняемых задач организационным приоритетами
|
Личная власть
| Компетентность
| Владение необходимыми для выполнения заданий знаниями или опытом
| Личная привлекательность
| Личные качества, которые ассоциируются с дружелюбием (харизма, располагающее к себе поведение, физическая привлекательность)
| Усердие
| Постоянное принятие обязательств выше ожидаемого уровня
| Легитимность
| Соответствие поведения основным организационным ценностям
|
Власть и влияние как инструменты лидерства а
Стратегии влияния
Стратегии
| Косвенный подход
| Прямой подход
|
Наказание:
заставить подчиненных выполнить ваше требование
|
Запугивание (давление)
|
Принуждение (угрозы)
| Сотрудничество:
Сделать так, чтобы подчиненные хотели выполнить ваше требование
| Поиск расположения (наложение обязанностей)
|
Переговоры (обмен)
| Убеждение:
помочь другим понять, почему им следует выполнить ваше требование
| Апеллирование к индивидуальным ценностям (обращение к общим принципам)
|
Представление фактов (акцент на достоинствах и потребностях)
|
Ситуационные факторы, влияющие на выбор стратегии влияния
· Соотношение влиятельности двух лиц – того, кто оказывает воздействие, и того, на кого оно направлено.
· Степень зависимости и взаимозависимости сторон.
· Нужный результат (вынужденное подчинение или сознательная приверженность).
· Резерв времени.
· Степень сходства взглядов и представлений сторон об основополагающих ценностях.
· Интенсивность эмоций, связанных с ситуацией.
· Природа взаимоотношений между сторонами.
· Возможность влияния.
Власть и влияние как инструменты лидерства а
Нейтрализация стратегий влияния
Виды стратегий
| Способы нейтрализации
| Наказание
| · Используйте уравновешивающие силы, чтобы сменить зависимость на взаимозависимость
· Не позволяйте эксплуатировать себя
· Активно сопротивляйтесь
| Сотрудничество (взаимный обмен)
| · Проанализируйте намерения каждого поощрения или благодеяния
· Противодействуйте индивидам, прибегающим к тактике манипулятивных переговоров
· Отказывайтесь от переговоров с лицами, придерживающимися тактики силового давления
| Убеждение
| · Укажите на негативные последствия, к которым может привести достижение согласия
· Отстаивайте свои права
· Отвечайте на требование решительным отказом
| Власть и влияние как инструменты лидерства.
Модель власти и влияния
Источники влияния, связанные с должностью
· Близость к центру
· Гибкость
· Наглядность
· Значимость
| Источники личного влияния
· Компетентность
· Личная привлекательность
· Усердие
· Легитимность
| ПРИОБРЕТЕНИЕ ВЛАСТИ
|
Усиление авторитета посредством влияния на руководителей
| Правильный выбор стратегии влияния на других
| ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВЛАСТИ ВО ВЛИЯНИЕ
| Основанная на уверенности в себе реакция на попытки неприемлемого влияния со стороны
|
Тема 4. Групповые аспекты лидерства
План
4.1 Предоставление прав и делегирование полномочий.
4.2 Создание эффективных команд и работа с командой.
4.3 Управление разнообразием.
4.1. Предоставление прав и делегирование полномочий
Предоставление прав - это передача другим лицам прав с целью достижения результатов, что позволяет обеспечить баланс между недостатком прав и злоупотреблением властью.
|
Барьеры на пути предоставления прав
· Отношение к подчиненным - недооценка (недостаточная компетентность подчиненных, незаинтересованность, неспособность нести ответственность и др.)
· Страх за личную безопасность.
· Потребность в контроле.
|
Условия успешной реализации сотрудниками
стратегии предоставления прав
· Самодостаточность - ощущение собственной компетентности.
· Самоопределение - ощущение свободы личного выбора.
· Личная власть - ощущение обладания влиянием.
· Значимость - ощущение значимости своей деятельности.
· Доверие - ощущение безопасности.
|
Предоставление прав и делегирование полномочий.
Рекомендации по реализации стратегии наделения правами
Ясное видение будущего и целей
· Опишите словами желаемое будущее организации.
· Используйте выразительные средства языка для своего описания.
· Определите конкретные действия и стратегии, которые могут привести к желаемому будущему.
· Используйте принципы постановки целей SMART.
· Согласуйте желаемое будущее и цели с ценностями работников.
Предоставление работнику возможность убедится в собственной компетенции.
· Разбейте большое сложное задание на несколько более простых и установите время выполнения каждого из них.
· Простые задачи должны предшествовать сложным.
· Отмечайте и приветствуйте малые победы.
· Постепенно расширяйте зону ответственности работника.
· Наделяйте работника все большими полномочиями по решению проблемы.
Задание модели поведения
· Приведите пример успешного выполнения задания.
· Обратите внимание на работников, сумевших добиться успеха.
· Установите связь данной модели с другими ролевыми моделями.
· Найдите наставника.
· Установите систему отношений с ментором.
Обеспечение поддержки
· Поддерживайте и подбадривайте подчиненного, одобряйте его действия.
· Посылайте поздравительные послания членам семьи и коллегам.
· Обеспечьте регулярную обратную связь.
· Поощряйте неформальную социальную активность, способствующую сближению сотрудников.
· Ослабьте контроль и дайте достаточно времени для выполнения заданий
· Приводите специальные торжественные церемонии для чествования работников.
Пробуждайте позитивные эмоции
· Способствуйте установлению дружеских отношений между сотрудниками.
· Периодически снимайте напряженность шутливыми замечаниями.
· Выражая одобрение, не скупитесь на превосходные степени.
| Предоставление прав и делегирование полномочий.
Рекомендации по реализации стратегии наделения правами
· Подчеркивайте взаимосвязь между личностными ценностями и организационными целями.
· Объясните, как влияет результат работы на конечного потребителя.
· Используйте элементы, которые обычно ассоциируются со спортом: четкие цели, эффективная система подсчета очков и обратной связи и четкие правила поведения.
Информационное обеспечение.
· Обеспечьте работника всей необходимой для выполнения задачи информацией.
· Обеспечьте персонал техническими сведениями и объективными данными.
· Осуществляйте передачу необходимой междисциплинарной и межгрупповой информации.
· Обеспечьте возможность доступа к информации или общения с работниками более высокого уровня.
· Обеспечьте доступ к первоисточникам информации.
· Объясните, как влияет деятельность работника на потребителей.
Обеспечьте ресурсами.
· Обеспечьте возможность обучения и повышения квалификации.
· Обеспечьте техническую и административную поддержку.
· Предоставьте работнику необходимое время, место и оборудование.
· Обеспечьте доступ работника к нужным информационным сетям.
· Наделите работника правом распоряжаться общими ресурсами.
Привлечение внимания к последствиям деятельности.
· Обеспечьте возможность прямого общения сотрудников с потребителями.
· Наделите работников правом самостоятельного решения отдельных вопросов на месте.
· Обеспечьте непосредственную прямую обратную связь по результатам труда.
· Давайте отдельные индивидуальные задания, предоставьте работнику возможность выполнить всю работу от начала до конца.
· Дайте оценку результатов работы.
Создание атмосферы взаимного доверия.
· Демонстрируйте свою надежность и постоянство.
· Демонстрируйте свою беспристрастность и справедливость.
· Демонстрируйте свою заботу о персонале.
· Демонстрируйте свою открытость и честность.
· Демонстрируйте свою компетентность и опыт.
| Предоставление прав и делегирование полномочий.
Делегирование
Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение задач.
Ответственность - обязательство выполнять задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
|
Управленческая ответственность (не делегируется)
| Функциональная ответственность
|
Значение делегирования
· Высвобождение времени руководителя.
· Использование профессиональных знаний и опыта сотрудников.
· Стимулирование развития способностей, инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных.
· Позитивное воздействие на мотивацию труда и удовлетворение работой.
|
Предоставление прав и делегирование полномочий.
Причины сопротивления делегированию по Ньюмену
Сопротивление делегированию
| Со стороны руководителей
| Со стороны подчиненных
| Заблуждение «Я это сделаю лучше».
Отсутствие способности руководить.
Отсутствие доверия к подчиненным.
Боязнь риска.
Отсутствие системы выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности отклонения от наметенной цели.
| 1. Удобнее спросить начальника, что делать, чем самому решать проблему.
2. Боязнь критики за совершенные ошибки.
3. Отсутствие информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания.
4. Большая загрузка работой.
5. Отсутствие уверенности в себе.
6. Отсутствие положительных стимулов дополнительной ответственности.
|
|