Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стратегическая беседа. Недостаток понимания, разногласия, расхождение точек зрения
Недостаток понимания, разногласия, расхождение точек зрения
Диалог Дискуссия
| Раскрытие чувств
Изучение предположений
Отказ от осуждения чужих взглядов
Нахождение точек соприкосновения
| | Жесткая позиция
Защита собственных убеждений
Стремление убедить собеседников
Создание оппозиции
|
Результаты Результаты
| Долгосрочные инновационные решения
Единство группы
Выработка общих понятий
Изменение мышления
| | Краткосрочные решения
Достижения согласия путем победы над оппонентами
Формирование оппозиции
Сохранение прежнего мышления
|
Наставничество, консультирование и поддерживающие коммуникации.
Лидер как мастер коммуникаций должен уметь:
|
· Убеждать людей.
· Выбирать емкие информационные каналы.
· Эффективно использовать электронные коммуникационные каналы.
· Использовать метафоры и поучительные истории для налаживания эмоциональной связи с людьми.
· Владеть приемами невербальной коммуникации.
· Использовать методы блуждающего менеджмента.
· Владеть навыками коммуникации в условиях кризиса.
|
Принципы коммуникации в условиях кризиса
· Сохранить спокойствие, внимательно слушать окружающих.
· Оставаться на виду.
· Говорить правду.
· Рассказывать окружающим о своем видении будущего.
3.3. Мотивирование деятельности персонала
|
Мотивация - это действующие на человека внутренние и внешние силы, которые вселяют в него энтузиазм, заставляют проявлять настойчивость и определяют направления его действий.
|
| Потребности – это ощущение дефицита чего-либо, которое создает стремление получить удовлетворение
| | Вознаграждения (внутренние или внешние) – это удовлетворение потребности
| | Поведение – это действие, направленное на удовлетворение потребности
|
| Обратная связь. Вознаграждение указывает человеку, что его формы поведения правильны и могут использоваться в будущем
| Мотивирование деятельности персонала.
| Потребности низших уровней
| | Метод " кнута и пряника" (внешние вознаграждения)
| | Контроль за поведением людей
| | Адекватные действия (наказание или вознаграждение)
| | Потребности высших уровней
| | Передача властных полномочий (внутренние вознаграждения)
| | Полное раскрытие потенциала
|
Классификация теорий мотивации
|
· Содержательные теории, в основе которых лежат идентификация потребностей людей.
· Процессуальные теории, в основе которых лежат поведение людей.
|
Содержательные теории мотивации
|
· Иерархия потребностей Абрахама Маслоу (Abraham Maslow).
· Двухфакторная теория Фредерика Герцберга (Frederick Herzberg).
· Теория приобретенных потребностей Дэвида Мак-Клелланда (David McClelland).
| Мотивирование деятельности персонала.
Теория Маслоу
Теория Маслоу утверждает, что люди мотивируются многочисленными потребностями, имеющими иерархическую структуру, и которые удовлетворяются в определенной последовательности.
| Иерархия потребностей Маслоу
| | Способы удовлетворения потребностей по месту работы
|
| Рабочие группы, клиенты, коллеги, начальники
| | Безопасность работы и условий труда, дополнительные льготы
| | Нормальные условия труда (воздух, температура), нормальная зарплата
| | Физиологические потребности
| | Признание, высокий статус, расширение круга ответственности
| | Возможность обучения, продвижения, роста и творчества
|
Мотивирование деятельности персонала.
Двухфакторная теория Герцберга
|
Согласно двухфакторной теории Герцберга, две отдельные группы характеристик (гигиенические факторы и мотивационные факторы) определяют поведение людей на работе. Гигиенические факторы связаны с неудовлетворительностью работой, мотивационные - с удовлетворительностью работой.
|
| Высокий уровень удовлетворенности
| | Мотивационные факторы
Достижения
Признание
Ответственность
Сама работа
Личностный рост
|
| Гигиенические факторы
Условия труда
Зарплата
и безопасность
Корпоративная политика
Начальники
Межличностные отношения
| | Сфера неудовлетворенности
| | Высокий уровень неудовлетворенности
| | Отсутствие удовлетворенности или неудовлетворенность
| | Гигиенические факторы, влияющие на уровень неудовлетворенности
| | Мотивационные факторы, влияющие на уровень удовлетворенности
|
Мотивирование деятельности персонала.
|
Используя выводы двухфакторной теории Герцберга, лидеры должны сначала устранить неудовлетворенность, т.е. акцентировать внимание на гигиенических факторах, а затем - на мотивационных факторах, способствующих удовлетворению потребностей высшего уровня и повышению производительности.
|
Теория приобретенных потребностей Дэвида Мак-Клелланда
|
В рамках теории приобретенных потребностей Дэвида Мак-Клелланда рассматривается три группы потребностей, которые не являются врожденными, а приобретаются людьми в процессе накопления опыта. К ним относятся:
· Потребность в достижениях (успехе) - стремление выполнять сложные задачи, добиться успеха и опередить других людей.
· Потребность в установлении социальной связи (общении) - желание наладить близкие личные взаимоотношения, избежать конфликтов и завязать тесную дружбу.
· Потребность в приобретении власти - стремление влиять на других людей, контролировать их поступки, нести ответственность за окружающих и иметь над ними власть.
Люди с большими потребностями в достижениях чаще всего становятся предпринимателями или новаторами. Лица, испытывающие сильные потребности в установлении социальных связей, становятся успешными " интеграторами" (бренд-менеджеры, проектные менеджеры). Люди с потребностью власти часто становятся топ-менеджерами.
|
Мотивирование деятельности персонала.
Процессуальные теории мотивации
| · Теория подкрепления.
· Теория ожиданий.
· Теория справедливости.
|
| Теория подкрепления ограничивается рассмотрением взаимосвязи между деятельностью и ее результатами при изменении или модификации поведения подчиненных путем использования немедленных вознаграждений или наказаний. Модификация поведения подразумевает использование ряда инструментов для изменения поведения человека, разработанных в поведенческих науках для использования на практике. В основе модификации поведения лежит закон подкрепления, согласно которому формы поведения, получающие положительное подкрепление, имеют тенденцию повторяться, а не получающие - тенденцию не повторяться. Подкрепление можно определить как фактор, обусловливающий повторение или устранение некоторых форм поведения. Существует четыре способа модификации или формирования поведения:
· Положительное подкрепление - это поощрение сотрудника за его поведение.
· Негативное подкрепление - это отмена наказаний после улучшения поведения сотрудника. Иногда этот метод называют обучением избежанию наказаний. Примером негативного подкрепления могут быть прекращение критики подчиненного или снятие с него дисциплинарных взысканий.
Наказание - это наложение взысканий на сотрудника.
Пресечение - это лишение сотрудника вознаграждений, т.е. устранение подкрепления нежелательного поведения.
|
Теория ожиданий В. Врума
| Согласно теории ожиданий Виктора Врума (Victor Vroom), мотивация зависит от индивидуальных ожиданий, связанных с возможностью выполнить задание и получить вознаграждение. Данная концепция описывает индивидуальный мыслительный процесс, сопровождающий работу, целью которой является вознаграждение. Теория ожиданий описывает взаимосвязь между ожидаемыми затратами усилий и результатами работы (У-Р), между результатами работы и вознаграждением (Р-В) и привлекательности (валентности) вознаграждений (В).
|
Мотивирование деятельности персонала.
Основные элементы теории ожиданий
| З-Р
(затраты усилий - результаты работы)
| Позволят ли прилагаемые усилия качественно выполнить задание?
| Р-В
(результаты работы - вознаграждение)
| Позволит ли выполнение задания получить ожидаемое вознаграждение?
| В
Валентность - ценность вознаграждения
|
Насколько ценным является вознаграждение?
Теория справедливости
|
В рамках теории справедливости утверждается, что мотивом людей является стремление к справедливым социальным вознаграждениям, которые они ожидают получить за свой труд. Согласно теории справедливости, если человек видит, что выдаваемые ему компенсации равны получаемым другими людьми за ту же работу, он убеждается в справедливом и честном отношении к нему со стороны лидера. В противном случае мотивация ослабевает. Лидеры должны помнить, что несправедливость способна существенно ослабить мотивацию сотрудников и ухудшить результаты труда.
|
Мотивирование деятельности персонала.
|