Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лидерство
Стратегическое лидерство - это способность предвидеть будущее, проявлять гибкость, мыслить стратегически и сотрудничать с окружающими с целью проведения изменений, направленных на усиление конкурентоспособности организации. Глобализация, ослабление государственного регулирования, бурное развитие технологий, демографические сдвиги и изменения стиля жизни людей вызывают неопределенность и необходимость адаптировать организацию к новым условиям. Ни одна организация не сможет добиться успеха, если ее лидеры не имеют отчетливого образа будущего.
|
Сфера стратегического лидерства
Формирование образа (видения) будущего и стратегическое лидерство..
Образ будущего - это привлекательная концепция идеального будущего, которая выражает не только мечты, но и амбициозные планы их реализации. Когда образ будущего вдохновляет сотрудников, они стремятся воплотить его в жизнь.
|
Значение концепции образа будущего
· Связь между настоящим и будущим.
· Образ будущего наполняет людей энергией и энтузиазмом.
· Образ будущего придает работе смысл.
· Образ будущего устанавливает высокие нормы труда и поддерживает сплоченность в организации.
| Формирование образа (видения) будущего и стратегическое лидерство.
Характеристики образа будущего
· Образ будущего содержит общий призыв.
· Образ будущего связан с изменениями.
· Образ будущего питает надежду и веру людей.
· Образ будущего отражает высокие идеалы.
· Образ будущего определяет цель и способы ее достижения.
|
Миссия организации
Образ будущего и миссия организации не является синонимами, однако эти два понятия тесно связаны между собой. Миссия - это основная цель, причина существования организации. Образ будущего выражает амбициозные намерения организации, которые она хотела бы осуществить в будущем. Миссия представляет собой формулировку целей, к которым стремится организация в настоящем.
|
Стратегия организации
Стратегия - это общий план деятельности организации, направленной на достижение организационных целей и описывающий распределение ресурсов и взаимодействие с внешней средой. Стратегия позволяет реализовать миссиюи воплотить в жизнь образ будущего.
|
Аспекты разработки стратегии
· Ключевая компетенция - это компетенция, позволяющая организации делать что-либо очень хорошо по сравнению с конкурентами.
· Синергия - это эффект, наблюдаемый в случаях, когда общий результат деятельности организации превосходит сумму результатов деятельности ее отдельных подразделений.
· Создание ценности для потребителей. Ценность - это соотношение получаемых потребителями выгод и понесенных ими расходов.
| Формирование образа (видения) будущего и стратегическое лидерство.
Модель принятия стратегических решений
Сложность реализации решения
Стратегическое влияние на бизнес
| Значительное
| Сложное
| Легкое
| Значительное влияние, сложное для реализации
Крупные изменения, открывающие возможность увеличения выгод, - принимаются в зависимость от наличия ресурсов
| Значительное влияние, легкое для реализации
Простые изменения, оказывающие стратегическое воздействие, - принимаются в первую очередь
| Незначительное
| Незначительное влияние, сложное для реализации
Трудные изменения, которые могут лишь незначительно увеличит выгоды, - таких решений следует избегать
| Незначительное влияние, легкое для реализации
Небольшие улучшения, " маленькие победы"; успех имеет лишь символическое значение
|
Лидеры улучшают работу организации только в том случае, если сочетают создание образа будущего с практическими действиями, позволяющими реализировать задуманное. Успех организации не бывает случайным. Он определяется решениями, которые принимают лидеры.
| Формирование образа (видения) будущего и стратегическое лидерство.
Типы лидеров в зависимости от их ориентации
на образ будущего и деятельности
Значительная
Ориентация на образ будущего
| Мечтатель
|
Эффективный лидер
|
Отстраненный тип
|
Деятель
| Незначительная
|
|
| Пассивная Активная
Деятельность
|
Отстраненный тип - это руководитель, не проявляющий интереса к образу будущего и не предпринимающий активных действий.
Деятель - это руководитель, который действует, но плохо видит образ будущего.
Мечтатель - это руководитель, который способен предложить интересную идею, вдохновить подчиненных, создавая яркую картину будущего, однако не стремится предпринимать стратегические действия.
Эффективный лидер - ясно видит образ будущего и умеет предпринять стратегические действия, направленные на реализацию стратегии и воплощающие в жизнь картины будущего.
|
5.2. Формирование корпоративной культуры и ценностей
Корпоративная культура - это ряд ключевых ценностей, убеждений, представлений и норм, общих для членов организации и передающихся новым членам организации как истинные или правильные.
|
Функции культуры
· Внутренняя интеграция - объединение членов организации и регулирование их взаимоотношений.
· Внешняя адаптация - определение способов достижения организационных целей и взаимодействия с внешней средой.
|
Типы культуры
· Сильная культура - оказывает положительное воздействие на результаты организационной деятельности и способствует достижению консенсуса между сотрудниками.
· Слабая культура - приводит к разногласиям, возникающим в организации. Однако сильная культура способна добавить и негативный эффект. Иногда организационная культура поддерживает ложные ценности, что приносит вред как сотрудникам, так и организации.
|
Корпоративная культура должна соответствовать требованиям внешней среды и стратегии развития организации. Несоответствие внешней среде и стратегии может привести к культурному разрыву, который можно определить как различие между желаниями и существующими ценностями и формами поведения. Корпоративная культура, как правило, отражает ценности, утверждаемые лидером организации.
|
Формирование культуры представляет собой длительный процесс. Для формирования культуры лидеры могут использовать церемонии, поучительные истории, символы, язык, отбор и социализацию персонала, а также повседневные примеры поведения. Формируя культуру, лидер должен проанализировать внешнюю среду, образ будущего, стратегию для того, чтобы определить значимые для организации ценности.
| Формирование корпоративной культуры и ценностей.
Типы корпоративной культуры
| Гибкость
|
| Клановая культура
Ценности: Сотрудничество
Проявление заботы
Единство
Справедливость
Социальное равенство
|
|
| Адаптивная культура
Ценности:
Творческое начало
Экспериментирование
Принятие рисков
Автономность
Ответственность
| Внутренняя
|
|
| Внешняя
| ориентация
|
|
| ориентация
| Бюрократическая культура
Ценности:
Экономность
Формализм
Рациональность
Порядок
Субординация
|
|
| Культура достижений
Ценности:
Состязательность
Перфекционизм
Агрессивность
Усердие
Инициативность
|
| Стабильность
|
|
Адаптивная культура - это культура, поддерживающая способность организации интерпретировать сигналы из внешней среды и отвечать на них новыми формами поведения.
Культура достижений - это культура, для которой характерно ясное видение целей и ориентация лидеров на решение специфических задач.
Клановая культура - это культура, в которой внимание концентрируется на вовлечении сотрудников в решение корпоративных задач, что позволяет соответствовать изменениям ожиданиям потребителей.
Бюрократическая культура - это культура, последовательно ориентирующаяся на стабильную окружающую среду.
|
5.3. Формирование обучающейся организации
Эволюция лидерства прошла четыре этапа, которые можно описать с помощью двух оценочных шкал:
· Действия лидера на макро- или микроуровне.
· Стабильность или хаотичность окружающей среды.
|
Эволюция лидерства
Сфера деятельности
| Микроуровень
| Стабильная
| Хаотичная
| Этап 2
Рациональный менеджмент
· Бихевиористские теории
· Теории зависимостей
Особенности:
· Вертикальная иерархия, бюрократичность
· Функциональный менеджмент
| Этап 3
Руководство командами
· Разнообразие (смесь) методов
· Передача властных полномочий
· Качество
Особенности
· Горизонтальная организация
· Кросс-функциональные команды
· Сокращение персонала
| Макроуровень
| Этап 1
Руководство Великой личности
· Теории характеристик
Особенности
· Добюрократическая организация
· Административные принципы
| Этап 4
Обучающееся руководство
· Образ будущего, выравнивание, ориентация на взаимоотношения
· Поддержка изменений и адаптации
Особенности
· Обучающаяся организация
· Электронный бизнес
|
Обучение - это изменение поведения или деятельности в результате приобретенного опыта. Современные лидеры стремятся развить способности к обучению отдельных людей и организации в целом.
|
Обучающийся лидер - лидер, открытый для обучения и изменений и поощряющий профессиональный рост и развитие других людей.
|
Обучающаяся организация - это организация, в которой каждый человек включен в процесс идентификации и решения проблем с целью непрерывного роста и развития.
| Формирование обучающейся организации.
Цикл адаптивного обучения
|
Обучение
Принципы обучающегося лидера
· Неудача - это возможность начать все сначала, имея за плечами более богатый опыт.
· Старайтесь забраться на верхушку дерева, потому что там растут более сочные плоды.
· Человек, говорящий, что задание невыполнимо, не должен мешать тем, кто его выполняет.
· Возможности выявляются, если стучишься в открытую дверь.
· Лучше пытаться совершить великое дело и потерпеть неудачу, чем стараться ничего не делать и преуспеть.
|
Формирование обучающейся организации.
Модели рациональной
и обучающейся организации
Рациональная модель
(жесткая модель)
| Обучающаяся организация (гибкая, интуитивная модель)
|
| Делегирование власти (команды)
|
|
Подходы к формированию обучающейся организации
· Обеспечение высокой эффективности и обучения.
· Использование новых технологий.
· Анализ post factum.
|
5.4 Инновационное лидерство
«Фанатик – это тот, кто не может передумать и не изменит тему»
(Уинстон Черчилль).
«Для того чтобы пойти в другую сторону, нужно остановиться»
(Эрих Фромм).
«Дайте мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы понять разницу»
(Рейнхольд Нибур)
«Для людей самое сложное – признать новые идеи, а позабыть старые»
(Мейнард Кейнс).
Основные характеристики инновационных
(трансформирующих) лидеров
· Стремление поддерживать и проводить изменения.
· Проявление смелости.
· Вера в способность сотрудников взять на себя ответственность.
· Способность формировать, поддерживать и развивать адаптивную организационную культуру и ценности, поддерживающие изменения и инновации.
· Способность признать собственные ошибки и извлечь из них уроки.
· Способность осуществлять руководство в сложных, неопределенных и неоднозначных условиях.
· Способность видения образа будущего и доходчиво описать его.
|
Инновационное лидерство.
Динамика индивидуальных изменений
Основные этапы процесса индивидуальных изменений
1. Беспокойство: отрицательные эмоции
· Проявление негативных эмоций (тревога, гнев, печаль).
· Ежедневные разочарования.
2. Конфронтация: решающее событие (последняя капля)
· Внешняя угроза благополучию.
· Понимание негативных последствий для себя и окружающих.
3. Прояснение:
· Внезапное озарение.
· Представление о возможных альтернативах.
· Переоценка целей.
· Публичное заявление о своих намерениях.
4. Кристаллизация: внутреннее путешествие
· Объяснение недовольства.
· Глубокое самопознание.
· Формирование нового взгляда на проблему.
5. Изменение: принятие нового отношения
· Внутренняя трансформация.
· Принятие нового отношения.
Инновационное лидерство о
Динамика изменений организации
Внутриорганизационные изменения должны соответствовать динамике внешней среды. «Когда скорость внешних изменений превышает скорость внутренних, организация прекращает свое существование» (Джек Уэлч).
Этап 1. «Боль» организации –
ощущение дискомфорта
Этап 2. «Траур» организации -
оплакивание прошлого
Этап 3.Сопротивление изменениям
Этап 4. Начало процесса преобразований организации
Причины ощущения «боли» (дискомфорта) организации
· Внешние факторы (конкуренты, снижение прибыли, сокращение доли рынка, дефицит ресурсов, изменение технологий, проблемы с поставщиками и покупателями).
· Внутренние факторы (неэффективное управление, высокая текучесть кадров, трудовые конфликты, этические проблемы).
Инновационное лидерство о
Этапы «траура» организации
Преобразования
|
Этап 1. Шок
|
|
| Этап 2. неверие
|
| Этап 3. Отбраковка
|
| Этап 4. Понимание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оцепенение
| Ориентация на прошлое
| Самоанализ
| Ориентация на будущее
|
|
Состояние замешательства
|
Идеализация прошлого
|
Переоценка ситуации
|
Оценка преимуществ
|
|
Поиск спасения в рутиной работе
|
Пассивное состояние
|
Отбраковка старых методов
|
Принятие новой реальности
|
|
|
Обострение склонности к зависимости
|
Экспериментирование с новыми методами
|
Изменение модели поведения
|
|
|
|
|
Изменение мира компании
| Время
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Инновационное лидерство о
Сопротивление изменениям
Причины сопротивления изменениям со стороны сотрудников
Угроза личным интересам связана с убеждением, что изменения (изменения структуры, рабочих заданий, технологий и др.) могут привести к потере власти, престижа, снижению заработной платы, ограничению привилегий и даже потере работы.
Неопределенность связана с недостатком информации о грядущих изменениях и рождает страх перед неизвестным. Поэтому люди стремятся сохранить существующее положение вещей.
Различия взглядов и целей обусловлены разной оценкой ситуации. Сотрудники разных отделов преследуют разные цели, и проводимые изменения могут отвлечь некоторых из них от непосредственной деятельности и достижения целей.
|
Способы преодоления сопротивления
· Коммуникация и обучение. Лидеры должны проводить беседы с подчиненными " лицом к лицу" и обучать навыкам, необходимым для выполнения новых заданий.
· Участие и вовлечение. Лидеры должны поощрять участие подчиненных в принятии решений и вовлекать их в процесс изменений.
· Принуждение. В кризисных ситуациях лидеры могут использовать принуждение, угрожая сотрудникам увольнением, понижением в должности или переводом на другую работу. Однако этот метод может вызвать недовольство и саботаж со стороны сотрудников.
|
Инновационное лидерство о
Способы сокращения конфликтности при сокращении персонала
Способы
| Действия лидера
| Вовлечение сотрудников
| Вовлечение рядовых сотрудников в процесс определения критериев увольнения. Предложение пакета компенсаций. Предложение продолжить работу на условиях неполной занятости.
| Активное общение
| Предоставление сотрудником полной информации о предстоящих сокращениях и помощи со стороны организации.
| Оказание помощи увольняемым сотрудникам
| Проведение программ переквалификации, предоставление пакетов компенсации и льгот, оказание помощи в поиске новой работы, проведение психологических консультаций.
| Оказание поддержки оставшимся в штате сотрудникам
| Оказание эмоциональной поддержки с целью преодоления стресса
|
Восьмиэтапная модель проведения крупных изменений
1. Доказательство необходимости изменений.
2. Создание мощной коалиции для управления процессом изменений и поддерживания работы в командах.
3. Формирование образа будущего и стратегии.
4. Сообщение сотрудникам о картине будущего и стратегии.
5. Передача властных полномочий сотрудникам с целью воплощения образа будущего в жизнь.
6. Концентрация внимания лидеров на первых небольших успехах, которых удалось достичь.
7. Консолидация улучшений, решение более серьёзных проблем и осуществление крупных изменений.
8. Утверждение новых методов в корпоративной культуре.
|
Инновационное лидерство.
Стратегии повседневных изменений
| Яркое
самовыражение
| Вербальное джиу-джитсу
|
| Индивидуальные действия
Лидер работает один
|
|
| Совместные действия
Лидер работает с другими людьми
|
|
Противодействие оппонентам
|
Создание стратегических альянсов
|
|
Стратегия яркого самовыражения предполагает, что нестандартное поведение лидера будет отражать его ценности и убеждения и служить примером для подчиненных. Такое поведение может не соответствовать ожиданиям окружающих и заметно отличаться от их обыденных действий.
Стратегия вербального джиу-джитсу предполагает использование метода, в рамках которого лидер выступает как оппонент людей, имеющих негативные установки и убеждения. При этом он старается, чтобы его противодействие бросалось в глаза окружающим. Этот метод оказывается особенно полезным в случаях дискриминации.
Стратегия противодействия оппонентам предполагает налаживание сотрудничества с целью мотивации подчиненных.
Стратегия создания стратегических альянсов предполагает формирование стратегических альянсов с целью обеспечения поддержки со стороны сотрудников, разделяющих (или неразделяющих) концепцию изменений. Для этого требуется умение проводить целенаправленную политику и налаживать конструктивные взаимоотношения с сотрудниками.
|
Инновационное лидерство о
Методы руководства в период сокращения персонала
· Вовлечение сотрудников – предполагает вовлечение рядовых сотрудников в процесс определения критериев, согласно которым будет проводиться сокращение персонала
· Активное общение – предполагает предоставление полной информации о предполагаемых сокращениях, проведения собраний, предоставление времени для поиска новой работы.
· Оказание помощи увольняемым сотрудника – предполагает проведение учебных программ переквалификации, предоставление пакета компенсаций и льгот, оказание помощи в поисках новой работы, проведение психологических консультаций.
· Оказание поддержки оставшимся в штате сотрудникам - предполагает оказание эмоциональной поддержки и помощи в адаптации к изменениям.
Инновационное лидерство.
Руководство организацией в период внедрения инноваций
В период проведения изменений лидеры должны поддерживать творческую активность сотрудников и инновации путем создания атмосферы, благоприятной для творческой деятельности. Творческая деятельность - это генерирование новых идей, обеспечивающих повышение эффективности и производительности. Одной из важнейших задач современных лидеров является направление творческой энергии сотрудников на внедрение инноваций.
|
Характеристики инновационных организаций и творческих личностей
Инновационная организация
| Творческая личность
| Согласованность
(формирование специальных творческих отделов, инкубаторов идей и т.п.)
| Признание корпоративных целей
Умение направлять внимание в научное русло
| Самостоятельное инициирование творческой деятельности (развитие корпоративного предпринимательства, поддержка борцов за идею)
| Взаимозависимость
Настойчивость
Энергичность
| Неофициальная деятельность (возможность проведения экспериментов вне рамок официальных заданий)
| Уверенность в себе
Нонконформизм
Любознательность
| Разнообразие стимулов (ротация, добровольное участие в различных видах деятельности, общение со специалистами других областей)
| Открытость сознания
Концептуальное мышление
Стремление к разнообразию
| Внутренняя коммуникация (сотрудничество, информационный обмен)
| Социальная компетентность
Эмоциональность
Доброжелательное отношение к окружающим
|
Инновационное лидерство.
Концептуальные блоки, препятствующие
творческому решению проблемы
Блоки
| Описание
| 1. Постоянство
· Вертикальное (однонаправленное) мышление.
· Использование одного языка мышления
2. Приверженности в идее:
· Стереотипизация, обусловленная прошлым опытом
· Игнорирование общности
3. Ограниченность рамок идей
· Искусственные ограничения
· Отделение предмета от фона
4. Самодовольство
· Отсутствие пытливости
· Нежелание думать
|
· Склонность индивида к однозначной трактовке проблемы. Выражается в применении одного-единственного подхода к её определению, описанию или решению.
· Использование для рассмотрения и решения проблем терминов вербального языка (мышление словами) и игнорирование невербального:
- символического (язык математики);
- сенсорного (осязание, обоняние);
- эмоционального (счастье, страх, гнев);
- визуального изображения (ментальные образы).
· Восприятие текущих проблем как вариация прошлых проблем.
· Неспособность находить общие моменты в разнородных явлениях или разных данных.
· Отказ от рассмотрения проблемы, выходящей за установленные людьми рамки, что приводит к отказу от её решения
· Неспособность определить рамки проблемы, отфильтровать неточную, недостоверную и не относящуюся к делу информацию, что приводит к повышению Сложности проблемы и препятствует поиску простого решения.
· Нежелание задавать вопросы
· Склонность к деятельности и нежелание думать
|
Разрушение концептуальных блоков («разблокирование мышления») требует долговременной практики применения различных форм мышления. Первый шаг в разрушении концептуальных блоков – осознание того, что творческое решение проблем является навыком, поддающимся развитию, а не врожденным.
| Инновационное лидерство.
Модель развития креативных (творческих) способностей
1. Признание проблем/воз-
можностей
|
· Стадия 1 - признание проблем / возможностей. Творческий процесс начинается с признания проблемы, которая должна быть разрешена, или возможности, которую нужно оценить.
· Стадия 2 - сбор информации. На этом этапе происходит сбор информации и знаний о рассматриваемой проблеме или возможности.
· Стадия 3 - инкубационный период. На этой стадии подсознание обрабатывает информацию и соединяет разрозненные фрагменты в единое целое. Инкубационный период наступает, когда человек отвлекается от предмета мысли (например, во сне). В этот момент включается творческие механизмы. Для ускорения процесса полезно заниматься чем-то другим (работать в саду, делать зарядку, медитировать).
· Стадия 4 - осмысление (озарение). Эта стадия рассматривается как непосредственно творчество. Решение проблемы может происходить неожиданно. Идея не возникает внезапно, а вызревает постепенно.
Стадия 5 - оценка и выполнение. На этой стадии осуществляется проверка найденного решения путем соотнесения его с неким стандартом приемлемости.
| Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы
Основная литература
1. Бойетт Джозеф Г., Бойетт Джимми Т. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. – 416 с.
2. Дафт Р.Л. Уроки лидерства / Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
3. Дэвид А., Вэттен, Ким С. Камерон. Развитие навыков менеджмента. 5-е изд. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. – 672 с.
4. Комарова Е.В., Редина Н.И., Шмелева С.А. Лидерство: Учебное пособие для студентов вузов. – Днепропетровск: ДГФА, 2008. – 286 с.
5. Коэн Аллен Р. Курс МВА по менеджменту / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 507 с.
6. Лидерство / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 258 с. – (Серия «Классика Harvard Business Review»).
Дополнительная литература
1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 1999. – 700 c.
2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2009. – 800 с.
3. Стивен П. Роббинс, Коултер М. Менеджмент. – 6-е изд. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 880 с.
4. Bennis W. On Becoming a Leader. – New York: Addison Wesly, 1989/1994. –Р.39-42.
5. Blank W. The Nine Natural Laws of Leadership. – New York: AMACOM, 1995. - Р.23-24.
6. Bordas J. Power and Passion: Finding Personal Purpose / Reflections on Leadership / Ed. Spears L.C. – New York: John Wiley and Sons, 1995.
7. Carder I. On Leadership. – New York: Free Press, 1990. – Р. 48-53.
8. Collins J.C., Porras J.I. Building Your Company’s Vision / Harvard Business Review, 1996, September-October.
9. Covey S.R. Principle - Centered Leadership. – New York: Summit, 1991. – Р. 33-39.
10. Covey S.R. The Seven Habits of Haghly Effective People: Powerful Lessons in Personal Change. – New York: Fireside, 1990. – Р. 63-309.
11. DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Ledership, Folloship, Teamwork, Touch, Voice. – New York: Dell, 1993. – Р. 222-225.
12. Nanus B. The Leader′ s Edge: The Seven Keys of Leadership in a Turbulent World. – New York: Contemporary Books, 1989. – Р. 81-87.
13. Nanus B. Visionary Leadership: Creating a Compelling Sense of Direction for Your Organization. San Francisco: Jossey-Bass, 1992.
14. O′ Toole I. Leading Change: The Argument for Values - Based Leadership. – New York: Ballantine, 1996. – Р. 23-24.
15. Wheatley M.J. Leadership and the New Science: Learning about Organizations from an Orderly Universe. – San Francisco: Berrett-Koehler, 1994.
|