Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и методология исторического познания. Научно-методологические подходы в изучении истории.






Разбирая данный вопрос, следует начать с выяснения, что такое «научный метод»? Разобрать основные методы, используемые при изучении истории (сравнительный, типологический, идеографический, проблемно-хронологический, системный, ретроспективный, историко-генетический).

Важно выделить разные подходы в изучении истории, познакомиться с методологией истории, з нать определение методологии истории. Студенты должны ознакомиться с основными методологическими подходами в изучении истории, выяснить, что означает теологический подход в изучении истории, географический детерминизм, субъективизм, эволюционизм, рационализм.

Студентам необходимо знать наиболее интересные и популярные концептуальные модели истории: цивилизационный, формационный подходы.

Обучающиеся должны понимать, что историческая наука постоянно развивается и поэтому существуют разные приемы систематизации концептуальных моделей истории. Студентам целесообразно познакомиться с обобщающей работой П.К. Гречко «Концептуальные модели истории», в которой автор выделяет: циклическую, линеарную, спиралевидную, коваринтную модели истории.

При анализе циклической модели истории, прежде всего, необходимо уяснить, что такое цикличность в историческом процессе и познакомиться с основными концепциями, начиная с Платона, Аристотеля, Полибия, Дж. Вико, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева.

Говоря о линеарности (прямолинейно прогрессивное развитие), студентам следует познакомиться с идеями Ж.А.Н. Кондорсе, О. Конта, Г. Спенсера, Ф. Фукуямы.

Спиралевидность исторического процесса можно понять, рассматривая идеи Гегеля и К.Маркса. Изучая диалектику Гегеля, студенту следует обратить особое внимание на закон «отрицания отрицания», который, по мнению философа, управляет развитием как растительного, животного мира, так и человеческого общества. Более подробно рассмотреть теорию общественно-экономических формаций К. Маркса, познакомиться с оценками ее в современной исторической литературе.

Ковариантность (независимое, многовариантное и одновременно совместное, параллельное развитие) может быть представлена теорией «осевого времени» К.Ясперса.

Студентам необходимо понимать, что универсальных теорий, объясняющих закономерности исторического процесса пока нет, тема открыта, ждет своих исследователей.

3. Источниковедческая база и историография курса «Отечественная история».

Значительное время при разборе темы должно быть уделено обзору источников и их классификации, а также историографии отечественной истории. Студентам необходимо знать классиков отечественной исторической мысли прошлого и современности: М. Ломоносова, В. Татищева, Н. Карамзина, В. Ключевского, С. Соловьева, С. Платонова, Л. Гумилева, Б. Рыбакова, А. Сахарова, С. Бушуева и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал