Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация отечественной истории.






Для формирования цельного представления и систематических знаний у студентов об историческом процессе в мире и нашей стране, следует познакомиться с периодизацией всемирной и отечественной истории. Важно выделить особенности исторического развития России, вникнуть в дискуссионные вопросы современности.

 

Студентам необходимо обратить внимание на следующие понятия, термины:

Географический детерминизм — подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда.

Диалектика – учение о развитии. С марксистской точки зрения диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Основными законами диалектики являются: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицания отрицания.

Источники – остатки культуры прошлого. Можно выделить четыре типа исторических источников: письменные, вещественные, изобразительные, фонические.

Историография – изучает конкретные этапы развития исторического знания в связи с общественной эволюцией.

Классификация – представляет собой не произвольное деление источников на группы, а раскрытие органической связи внутри них и в соответствии с этим выделение таких категорий, как типы, роды, виды.

Марксизм — подход, в соответствии с которым исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций (отсюда другое название — формационный подход)

Метод – представляют собой совокупность специальных приемов, норм, правил, процедур, регулирующих деятельность исследователя и обеспечивающих решение исследовательской задачи. Наиболее часто в исторической науке используют две группы методов: общенаучные и специально-исторические. Общенаучные методы: методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент), методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, математические методы, мысленный эксперимент, логический и др.). Специально-исторические методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, диахронический анализ.

Методология – это система принципов и методов исторического исследования, которая, основывается на теории исторического познания внутренней структуры факта, события, процесса.

Политика – (от греч. – «государственные или общественные дела») – деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области государственного управления и международных отношений, определяемая классовыми интересами этой власти, партии, группы. Общий характер поведения, образ действий кого-либо, направленный на достижение чего-либо, определяющий отношение к кому-либо, чему-либо.

Рационализм — подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития.

Революция – (от лат. – «переворот», «поворот») – глубокие, качественные изменения в обществе, экономике, мировоззрении, науке, культуре и т.д. Социальная революция – наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми общественными отношениями при резко обострившихся политических процессах, когда меняется тип власти, к руководству приходят победившие революционные силы, устанавливаются новые социально-экономические основы общества.

Религия (лат.) – мировоззрение и мироощущение, а также специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога, богов, духов и пр.

Реформа – (от лат. «преобразовываю») – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений и т.д.) при сохранении основ существующего строя.

Субъективизм — подход в изучении истории, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди.

Теологический подходв изучении истории — рассматривает исторический процесс как результат проявления божественной воли, мирового духа.

Факт – твердо установленное знание, извлекаемое из исторических

источников.

Эволюционизм — подход, рассматривающий историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.

Студентам следует обратить внимание на следующие даты:

384 – 322 до н.э. Аристотель

1770 – 1831 Г.В. Ф. Гегель

1766 — 1826 Н.М. Карамзин

1841 — 1911 В.О. Ключевский

1743 – 1794 Ж.А.Н. Кондорсе

1798 – 1857 О. Конт

1711 – 1765 М.В. Ломоносов

1818 – 1883 гг. К. Маркс

428 – 348 до н.э. Платон

1820 — 1879 С.М. Соловьев

1820 – 1903 Г. Спенсер

1686 — 1750 В.Н. Татищев

1880 – 1936 О. Шпенглер

1883 – 1969 К. Ясперс

 

Литература:

Айзенштадт, Ш. Н. «Осевая эпоха»: возникновение трансцедентных видений и подъем духовных сословий //Ориентация – поиск: Восток в теориях и гипотезах. - М.: Наука, 1992.

Алтухов, Н. А. Контуры неклассической общественной теории. // Общественные науки и современность. - 1992. - № 5.

Бердяев, Н. А. Новое средневековье, размышление о судьбе России и Европы /Н. А. Бердяев. - М.: Феникс – ХДС-пресс, 1991.

Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990.

Вельш, В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. - 1992. - № 1.

Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Дж. Вико. - Л.: Гослитиздат, 1940.

Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1972.

Гречко, П.К. Концептуальные модели истории / П. К. Гречко. - М.: Логос, 1995. - 144с.

Гумилев, Л. Н. Конец и вновь начало / Л. Н. Гумилев. - М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.

Гумилев, Л. Н. Этносфера: История людей и история природы / Л. Н. Гумилев. - М.: Экопрос, 1993.

Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. - М.: Книга, 1995.

Коллингвуд, Р. Дж. Идея истории: Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд. - М.: Наука, 1980.

Кондорсе, Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936.

Кондратьев, Н. Д. Проблемы экономической динамики / Н. Д. Кондратьев. - М., 1989.

Поппер, К. Нищета историцизма / К. Поппер. - М.: Прогресс VIA, 1993.

Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986.

Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991.

Франк, С. Л. Смысл жизни. //Вопросы философии. - 1990. - № 6.

Фукуяма, Фр. Конец истории? //Вопросы философии. - 1990. - № 3.

Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? //Полис. - 1994. - № 1.

Ясперс, К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

Методические рекомендации:

Для организации самостоятельной работы студентов целесообразно использовать материалы и задания из «Практикума по Отечественной истории» Л.И. Снегиревой, с. 8 – 14.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал