Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упрощенная система налогообложения. Экономическое содержание.Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом
Экономическое содержание. Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, переход на который осуществляется в добровольном порядке на основании заявления (в отличие от единого налога на вмененный доход). В соответствии с этим режимом уплата некоторых налогов заменяется уплатой единого налога, организации и предприниматели освобождаются от ведения бухгалтерского учета (кроме учета основных средств и нематериальных активов), но не освобождаются от порядка ведения кассовых операций и статистической отчетности. Расходы и доходы по этой системе определяются кассовым методом. На выбор существует два объекта налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Система может применятся налогоплательщиком до тех пор, пока выручка от осуществления предпринимательской деятельности не превысит 11 млн руб. (без учета НДС), либо средняя численность работников превысит 100 чел., остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 тыс. руб., либо налогоплательщик займется видами деятельности, не попадающими под данный специальный режим. Законодательная база. Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 262 «Упрощенная система налогообложения». Методические рекомендации МНС России по применению главы 262 НК РФ (утверждены Приказом МНС РФ от 10.12.2002 № БГ-3-22/706. Налогоплательщики. Кто может применять упрощенную систему налогообложения с 2003 г. На упрощенную систему налогообложения могут перейти индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие критериям, предусмотренным статьей 34612 и п. 7 ст. 34613 НКРФ. Данными статьями установлены следующие ограничения по переходу на упрощенную систему налогообложения: по численности работников — средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 чел.; по режиму налогообложения — 1) индивидуальный предприниматель или организация переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 261 НК РФ; 2) не истек 1 год после того, как индивидуальный предприниматель или организация утратили право на применение упрощенной системы налогообложения; по видам деятельности — не имеют права применять упрощенную систему: 1) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 2) индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся игорным бизнесом; 3) индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 4) нотариусы, занимающиеся частной практикой; 5) индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 6) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 7) банки; 8) страховщики; 9) негосударственные пенсионные фонды; 10) инвестиционные фонды; 11) ломбарды; по стоимости имущества — остаточная стоимость имущества организации (основных средств и нематериальных активов) не превышает 100 млн руб. по составу собственников — организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет менее 25% (не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %). Принципиальным отличием новой упрощенной системы является то, что глава 262 НК РФ вообще не содержит термина «малое предпринимательство». Если до 2003 г. упрощенную систему налогообложения могли применять только субъекты малого предпринимательства, удовлетворяющие определенным условиям, то с 2003 г. на такую систему могут перейти организации, не имеющие статуса малого предприятия, в частности некоммерческие организации. Кроме того, потенциальный круг налогоплательщиков расширяется за счет средних организаций — существенно увеличен критерий численности работающих (до 100 чел. вместо 15 чел. в настоящее время), а также иные критерии (объем выручки и др.). Однако ряд индивидуальных предпринимателей с 2003 г. утрачивает право применения упрощенной системы налогообложения. Это касается организаций, имеющих филиалы и представительства (в соответствии со статей 55 ГК РФ), а также ломбардов, индивидуальных предпринимателей, производящих подакцизные товары или занятых игорным бизнесом. Кроме того, с 2003 г. лишаются права на применение упрощенной системы налогообложения те малые предприятия, в уставном капитале которых более 25 % принадлежит другим организациям — субъектам малого предпринимательства. Для индивидуальных предпринимателей единый налог заменяет уплату: 1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); 2) налога на добавленную стоимость (кроме случаев при перемещении товаров через таможенную границу России); 3) налога с продаж; 4) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); 5) единый социальный налог (за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование). Для организаций единый налог заменяет уплату: 1) налога на прибыль; 2) налога с продаж; 3) налога на имущество организаций; 4) единого социального налога; 5) НДС, за исключением случаев при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Объектами налогообложения по выбору налогоплательщика являются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога, если объектами налогообложения являются доходы, составляет 6 % (фактически в бюджет уплачивается меньше, так как налог перечисляется за минусом суммы взносов на обязательное пенсионное страхование). Ставка налога, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов составляет 15 % (но не менее суммы минимального налога, определяемого как 1 % от величины доходов). Преимущества упрощенной системы налогообложения. 1. Существенное снижение налоговых обязательств большинства налогоплательщиков по сравнению с общим режимом налогообложения. Перечень расходов, принимаемых при исчислении единого налога (в случае, когда объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов), теперь содержит все основные статьи расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций: материальные расходы, расходы на оплату труда ремонт основных средств (в том числе арендованных), проценту по кредитам, арендные платежи, расходы на командировки, содержание служебного транспорта, на аудиторские, рекламные иные услуги и др. Кроме того, при исчислении единого налога единовременно принимаются расходы в виде стоимости приобретенных основных средств и НМА. Однако перечень расходов является закрытым, и в него не включены, в частности, расходы на добровольное страхование имущества, судебные расходы и арбитражные сборы, расходы на юридические и консультационные услуги. Более того, при учете большинства этих расходов придется руководствоваться порядком учета расходов по налогу на прибыль, т. е. необходимо будет нормировать расходы на рекламу, расходы на компенсацию за использование личного транспорта, проценты по кредитам и займам. Учитывая, что ставка налога на прибыль составляет 24 %, а ставка единого налога — 15 %, уже видно, что упрощенная система налогообложения многим налогоплательщикам позволит снизить налоговые обязательства. Но налоговые обязательства организации (индивидуального предпринимателя) при переходе на упрощенную систему в некоторых случаях могут и возрасти (по сравнению с общим режимом налогообложения): хозяйственная деятельность убыточна либо рентабельность очень низкая (в этом случае возможна ситуация, когда сумма минимального налога превысит общую сумму налогов, уплачиваемых при использовании общего режима налогообложения); в составе затрат значительную долю составляют расходы, не учитываемые при исчислении единого налога (консультационные и информационные услуги, расходы на научно-исследовательские и опытно-констукторские работы, судебные и арбитражные расходы и др.), при этом рентабельность невысока, т.е. принятие доходов в качестве объекта налогообложения невыгодно; налогоплательщик осуществляет операции с ценными бумагами (в частности, расчеты векселями), сделки по договорам цессии, уступки права требования и другие аналогичные операции: в соответствии с главой 262 НК РФ в состав расходов не включается стоимость приобретения ценных бумаг и имущественных прав. 2. Значительное упрощение налогового и бухгалтерского учета. Предприятия без образования юридического лица (ПБОЮЛ), применяющие упрощенную систему налогообложения, должны будут вести налоговый учет в виде книги учета доходов и расходов. ПБОЮЛ, применяющие упрощенную систему налогообложения, не должны вести сложный и громоздкий налоговый учет, предусмотренный главой 25 НК РФ, освобождены от требования составлять счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок в соответствии с главой 21 НК РФ. Также они не ведут учет выплат каждому работнику и единый социальный налог (ЕСН) по ним. Однако это незначительное послабление, поскольку сохраняется обязанность вести фактически аналогичный учет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и собственно персонифицированный учет по работникам. 3. Меньшее число налогов, отчетности и более редкие сроки их уплаты и представления. Так как уплата единого налога заменяет уплату пяти других налогов, то существенно уменьшается объем налоговой отчетности, что позволяет уменьшить объем работы бухгалтерии. Кроме того, отчетность по единому налогу представляется в налоговые органы один раз в квартал, в то время как отчетность по налогу с продаж представляется ежемесячно, по налогу на прибыль и НДС также может представляться ежемесячно. Платежи по ЕСН, налогу с продаж осуществляются ежемесячно, по НДС и налогу на прибыль в ряде случаев также ежемесячно. Не стоит, однако, забывать, что и для организаций, и для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций, а также порядок представления статистической отчетности. Но, что более существенно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов: по налогу на доходы физических лиц; по НДС (приобретение на территории РФ товаров, работ или услуг у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, аренда госимущества); по налогу с продаж при реализации по договору комиссии (поручения, агентскому договору) с участием посредника в расчетах. Недостатки упрощенной системы налогообложения. 1. Возможность потери клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС. Так как поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, то он не включает НДС в цену, и, следовательно, покупатель не может принять соответствующую сумму налога к вычету. Между тем, покупателем (плательщиком НДС) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и налоговыми вычетами, т.е. при сохранении прибыли продавца покупателям (плательщикам НДС) выгоднее работать с теми продавцами, которые применяют общий режим налогообложения. 2. Необходимость доплаты сумм единого налога и соответствую^ щей суммы пени при реализации объектов основных средств. У организаций, применяющих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, может возникнуть следующая сложность. В целом порядок учета расходов на приобретение основных средств представляется очень выгодным. Напомним, что в отношении основных средств, приобретенных до 01.01.2003, действуют следующие правила: остаточная стоимость (ОС) со сроком полезного использования до 3-х лет включительно списывается в течение одного года применения упрощенной системы; со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно: в течение первого года — 50 % стоимости, второго года — 30 % стоимости, третьего года — оставшиеся 20 %; со сроком полезного использования свыше 15 лет —- в течение 10 лет применения упрощенной системы равными долями. Иными словами, налогоплательщики со значительной стоимостью основных средств в первые годы применения упрощенной системы, скорее всего, будут уплачивать лишь минимальный налог по ставке 1 % от доходов: основную массу фондов у них, составляет ОС со сроком полезного использования до 15 лет; остаточная стоимость будет полностью включена в состав расходов. А по объектам основных средств, приобретенным в период применения упрощенной системы налогообложения, их стоимость сразу (на дату ввода в эксплуатацию) полностью включается в состав расходов. Однако в случае реализации (передачи) таких основных средств до истечения 3-х лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения) налоговая база за весь период эксплуатации основного средства подлежит пересчету с учетом положений главы 25 НК РФ с уплатой пени. 3. Включение в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Следует отметить, что положения главы 262 НК РФ не позволяют однозначно определить, подлежат ли включению в налоговую базу суммы авансовых платежей, полученных от покупателей (заказчиков). С одной стороны, в соответствии со статьей 34617 НК РФ датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, Ус" луг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). С другой стороны, положения главы 262 НК РФ и содержащиеся в ней ссылки на статьи 249 и 250 НК РФ не позволяют определить, является ли вообще авансовый платеж доходом. Но, учитывая положение подпункта 1 пункта 1 статьи 34625 НК рф, который регламентирует порядок перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему, этот вопрос можно решить следующим образом. Согласно данному подпункту на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы авансов от покупателей и заказчиков, полученные в период применения общего режима налогообложения и не погашенные на дату перехода. На основании этого можно сделать вывод, что суммы авансовых платежей, полученные от покупателей (заказчиков), следует включать в налоговую базу на дату зачисления в кассу или на расчетный счет. Более того, хотя авансы полученные включаются в состав доходов, авансы выданные в состав расходов не включаются, так как расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Наконец, так как для целей исчисления единого налога принимаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы, по нашему мнению, затратами следует признать стоимость ресурсов, потребленных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), а также осуществлении внереализационных операций. То есть стоимость оплаченных материалов не может быть включена в состав расходов до момента их отпуска в производство (на общехозяйственные или иные нужды). 4. Негативные последствия в случае потери права или отказа от применения упрощенной системы. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения лишь с начала нового календарного года: для этого не позднее 15 января нужно будет уведомить налоговый орган (рекомендуемая форма такого Уведомления № 26.2-4 утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495). Но возможен переход на общий режим и в принудительном порядке, так как помимо ограничений по переходу на упрощенную систему установлены и ограничения по применению главы 262 НК РФ. Если по итогам налогового (отчетного) периода, т. е. года или квартала доход налогоплательщика предпринимателя превысит 15 млн руб. или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика, превысит 100 млн руб., то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение, т. е. налогоплательщики будут обязаны в порядке, предусмотренном для вновь зарегистрированных предпринимателей, уплачивать налог на доходы и все иные налоги, от которых они были освобождены ранее, причем с начала квартала, в котором они допустили превышение (исключение сделано для авансовых платежей). Примечательно, что НК РФ установил обязанность сообщать налоговому органу только о превышении ограничения по доходу, но не стоимости амортизируемого имущества. Однако самые большие проблемы будут подстерегать налогоплательщиков, если они в период применения упрощенной системы отклонятся от условий, перечисленных в статье 34612 НК РФ, например, создадут филиал, займутся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, или их штат превысит 100 чел., или доля непосредственного участия других организаций превысит 25 %. В этих случаях обязателен переход на общую систему. Минфин России полагает, что в этом случае налогоплательщик в принципе не вправе применять упрощенную систему налогообложения и обязан уплатить все суммы налогов (с начислением пени и штрафов), подлежащих уплате в соответствии с общим режимом налогообложения с начала налогового периода, т. е. календарного года, а не в льготном порядке — с начала квартала. Очевидно, что принудительный перевод на общую систему «задним числом» с начала года для налогоплательщиков будет просто разорительным. То же самое ожидает и тех налогоплательщиков, при проверке которых налоговый орган выяснит, что они не соблюдали ограничения статьи 34612 НК РФ еще при переходе на упрощенную систему, т. е. на 1 января 2003 г.
|