Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Революционный подъем 1918-1919 гг. в Европе
Цели: 1) указать причины подъема революционного движения в послевоенные годы; 2) дать характеристику революционному кризису в послевоенной Европе на примере двух стран – Германии и Венгрии; 3) рассмотреть ситуацию в международном рабочем движении; 4) проанализировать процесс формирования партийно-политической системы в ряде стран Западной Европы; 5) сравнить взгляды коммунистов и социал-демократов на теорию и практику рабочего движения. Опора на предшествующий материал: знание ситуации в Германии и Венгрии на завершающем этапе войны, а также основные политические течения конца Х1Х - начала ХХ вв., в том числе о II Интернационале. Основные понятия: Веймарская республика, Коммунистический III Интернационал, Рабочий Социалистический Интернационал, реформаторы, реформизм, социал-демократы, реформы, коммунисты, революционеры, революция, социализм, радикализм.
Исходя из целей, в данной теме рассматриваем три проблемы: I. После первой мировой войны в ряде стран происходят революции. Учащиеся по атласу находят их и называют. Указываем, что из большого числа революций этого периода выделяем только две (германскую и венгерскую). Это связано с тем, что они во многом отражают сути всех революций того периода. Можно предложить два варианта проведения урока: 1. Учитель сам дает сравнения, опираясь на знания учащихся, которые дома подготовили данный материала. 2. Сами учащиеся, которые поделены на две группы, подготовившись дома, отвечают и с помощью учителя сравнивают, т.е. урок проводится в форме семинарского занятия. Вопросы для сравнения: - государственное устройство стран (вспомним материал темы «Итоги первой мировой войны»); - какие внутренние и внешние факторы способствовали революционным событиям в Венгрии и Германии (главные причины революций – поражение Германии и Австро-Венгрии в первой мировой войне, а также феодальные пережитки, устаревшие формы правления, национальный вопрос в Венгрии, влияние событий в России, тяжелое экономическое положение в странах); - задачи революций (устранение старой власти, которая себя дискредитировала, проведение социально-экономических и политических преобразований, укажем, что леворадикальные силы выдвигали даже социалистические задачи); - ход революций (следует отметить, что революции начались с легального перехода власти в Германии к социал-демократам и на 1 съезде Советов было принято решение о проведении всеобщих выборов в Учредительное собрание, а в Венгрии – к националистическим силам; особо выделим, что армия и государственно-бюрократический аппарат признали новую власть); - почему революция в Венгрии переросла в социалистическую, а в Германии этого не произошло (в Германии социал-демократическое правительство сразу же осуществило масштабные преобразования в соответствии со своими программными установками в отличие от нового венгерского правительства, которое этим самым способствовало приходу к власти в марте 1919 г. крайне левых политических сил); - итоги революции (в Венгрии социалистическая альтернатива не была реализована и был установлен авторитарный режим, а в Германии пошел процесс формирования демократического государства, который развивался очень противоречиво, в 1919 г. прошли всеобщие выборы и была принята достаточно демократическая Конституция, что способствовало т.н. «разгулу демократии». Следует указать на сложную экономическую ситуацию в стране, которая была обусловлена два причинами: войной и революцией). Особо следует подчеркивать, что эти революции не только последствия войны, но и некоторых особенностей внутреннего развития государств. Для лучшего усвоения данного материала можно использовать предложенные в приложении схемы: 1. Германская революция 1918-1919 гг. 2. Конституция Германии.
II. Далее рассматриваем важнейший вопрос о ситуации в рабочем и социалистическом движении. Предварительно учитель вместе с учащимися вспоминает о ситуации в социалистическом движении на рубеже ХIХ - ХХ вв. (1, с. 23-24). Следует дать определения следующим понятиям: реформаторы, реформизм, социал-демократы, реформы, коммунисты, революционеры, революция, социализм. Усвоение этих понятий поможет учащимся лучше понять все последующие события ХХ в. Подчеркнуть цели и основные задачи II и III Интернационалов. Следует указать, что возникает такое понятие, как «левый радикализм». В связи с этим вспоминаем понятие «радикализм». В помощь учителю: Таблица 2
|