Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Накопление и использование атомного оружия 4 страница
3.Все указанные в п. 1. и в п. 2 антифашистские партийные организации и свободные профессиональные союзы должны зарегистрировать свои уставы или программы деятельности в органах местного самоуправления и у военных комендантов, представив им одновременно списки членов своих 4.Установить, что на все время осуществления режима оккупации деятельность всех организаций, указанных в п. 1 и в п. 2, будет происходить под контролем СВАГ и в соответствии с издаваемыми ею инструкциями. 5.В соответствии с изложенным выше отменить все фашистское законодательство, а также все фашистские постановления, приказы, распоряжения, инструкции и т. п., относящиеся к деятельности антифашистских политических партий и свободных профессиональных союзов, направленные против демократических свобод, гражданских прав и интересов германского народа. [10. С. 510]
3. Приказ Главноначальствующего СВАГ № 3 о демилитаризации На основании Статья 5, 7 и 8 Декларации о поражении Германии приказываю: 1. Все или любой из следующих видов вооружения и боеприпасов, предметов, находящихся в распоряжении местных органов власти, предприятий и отдельных лиц, расположенных на территории Советской зоны оккупации, должны быть сохранены неповрежденными и в хорошем состоянии и переданы военным комендантам в период 17–23 июня 1945 г.: а) оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, военное оборудование, склады, запасы и всякого рода орудия войны и другие военные материалы; б) авиационное и противовоздушное оборудование и установки; в) планы и чертежи всех военных установок и сооружений, аэродромов и гидробаз, портов и военно‑ морских баз, складов постоянных и временных, внутренних и береговых укреплений, крепостей и других военных объектов, независимо от места их расположения; г) мастерские, исследовательские институты, лаборатории, испытательные станции, технические описания, патенты, планы, чертежи и изобретения, предназначенные для производства или применения перечисленного в пп. «а», «б», «в», «г» видов вооружения, а также военно‑ морские суда всех классов и торговые суда. 2. Местным органам власти представить в распоряжение военных комендантов схемы минных полей как на суше, так и на море, и полную информацию о существующих безопасных проходах. Безопасные проходы должны держаться открытыми и ясно обозначенными. Все мины, минные поля и другие опасные препятствия должны быть обезврежены по указанию представителей СВА. 3. В целях недопущения хищения и сокрытия оружия местным органам власти произвести тщательную проверку зданий, лесов, полей и заводских предприятий. Обнаруженное вооружение, боеприпасы, взрывчатые вещества и предметы снаряжения учесть и сдать военным комендантам районов. 4. Категорически запретить руководителям местных органов власти, руководителям предприятий и отдельным лицам производить какие‑ либо разрушения, перемещения, сокрытие или повреждения того или иного военного, военно‑ морского, воздушного, судоходного, портового, промышленного и другого оборудования и имущества, а также всех документов и архивов, где бы они не находились на территории Советской зоны оккупации. 5. Местным органам власти по требованию военных комендантов районов представлять рабочую силу для обслуживания и оборудования, необходимого для содержания или эксплуатации всего входящего в п. 1 данного приказа. 6. За невыполнение данного приказа в указанный срок виновные будут привлекаться к строгой ответственности по законам военного времени… [10. С. 195–196]
4. Из воззвания о демократической школьной реформе Ужасные годы нацистского господства, принесшего всем нам неисчислимые страдания, миновали. С бесчеловечностью, равную которой едва ли можно найти в истории, нацисты физически истребляли нашу молодежь, разлагали ее морально и закрыли ей путь к образованию. Бездушная муштра, принудительная организация пришли на смену воспитанию молодежи. Незрелая молодежь была принесена в жертву преступной политике войны и погибла в самом начале своего жизненного пути. Всю систему воспитания и образования в Германии – от детского сада до университета – нацисты поставили на службу фашистской партии и расовой ненависти, духовной и физической подготовке к войне, шовинистической травле и милитаристской муштре. Воспитание верноподданных вместо самостоятельно мыслящих людей издавна было коренным пороком немецкой школы, нацистское же господство вообще низвело школу до уровня казармы, в которой муштровались солдаты для разбойничьей войны. Кончилось тем, что к пушкам были поставлены даже наши дети. Многие школьные здания в развалинах, коллекции погибли, библиотеки опустошены. Уровень подготовки учителей намного ниже прежнего; педагоги утратили свою роль и достоинство воспитателей: они не в состоянии пробудить в молодежи стремление к истине, к труду и к миру; их деятельность была подчинена антинародным интересам нацистской партии. Ликвидация всего этого внешнего и внутреннего ущерба, уничтожение нацизма и милитаризма и их реакционных корней, обеспечение прочного мира и демократического обновления Германии немыслимы без коренной реформы немецкой школы, без всесторонней демократизации всего школьного дела... Немецкая школа должна стать очагом знаний для всего немецкого народа. Она должна предоставить каждому способному человеку неограниченные возможности роста и прогреcca, способствовать тому, чтобы немецкий народ вновь завоевал уважение всего мира как народ высокой культуры. ЦК КПГ, ЦК СДПГ. [36. Т. 3. С. 244–245] 5. Из обзора Бюро информации СВАГ Политические партии в советской зоне Германии Коммунистическая партия Коммунистическая партия является самой организованной и активной политической силой в современной Германии. Коммунистическая партия возглавляет борьбу за построение новой демократической Германии в духе решений Берлинской конференции… Коммунистическая партия говорит народу всю правду, какой бы горькой она не была. Социал‑ демократическая партия Германии (СДПГ) В настоящее время СДПГ является самой многочисленной партией Германии. На 1‑ е октября в ее рядах числилось около 220 тыс. человек, из них 42 тыс. в Берлине. Численное превосходство СДПГ объясняется следующими причинами. Во‑ первых, при гитлеровском режиме ее члены не подвергались таким жестоким репрессиям, как коммунисты… Кадры социал‑ демократической партии в основном сохранились. Во‑ вторых, доступ в социал‑ демократическую партию значительно легче, чем в коммунистическую. За последнее время политическая линия социал‑ демократов в ряде вопросов не совпадает с принципами, декларированными СДПГ при ее образовании. Руководители СДПГ стремятся привлечь на свою сторону широкие слои населения, льстят немецкому народу, говорят то, что ему приятно слушать, вместо того, чтобы говорить правду. В частности, они стараются реабилитировать немецкий рабочий класс, доказать, что он не несет ответственности за войну… Подлаживаясь к широким массам населения и учитывая их настроения, социал‑ демократы пытаются выступать в роли «защитника» немецкого народа. Наблюдаются попытки опорочить некоторые решения Берлинской конференции. Лидер социал‑ демократов Гротеволь на митинге в Галабриштадте жаловался: «У Германии похищены ее аграрные области, которые будут впоследствии заселены поляками». Часть социал‑ демократов, особенно правые, выступают против демонтажа предприятий. Христианско‑ демократический союз Германии (ХДСГ) Христианско‑ демократический союз Германии организован в конце июня 1945 г. и представляет собой союз католиков с протестантами и демократами. Официальная политическая платформа союза изложена в обращении его руководства «к германскому народу». В обращении декларируются демократические лозунги, осуждается гитлеризм и выдвигается требование о наказании поджигателей войны, заявляется о необходимости «лояльного выполнения всех обязанностей вытекающих из проигранной войны» и др. Фактически политическая линия ХДСГ антидемократична и во многих случаях реакционна. Эта линия крупной немецкой буржуазии, стремящейся уйти от ответственности за поддержку Гитлера и сохранить определенные экономические политические возможности для возрождения немецкого империализма. Во главе христианско‑ демократического союза стоит искусный и прожженный политик доктор Андреас Гермес. В Веймарской республике Гермес неоднократно занимал министерские посты… Гермес был причастен к заговору против Гитлера. Красная Армия освободила Гермеса из тюрьмы… Прикрываясь демократическими фразами, союз на деле проводит шовинистическую реакционную политику. Гермес в открытой или завуалированной форме выступает против СВАГ, против решений Берлинской конференции… Либерально‑ демократическая партия (ЛДП) В своей программе ЛДП провозгласила следующие лозунги: искоренение нацизма и милитаризма, наказание военных преступников, реорганизация общественной жизни на подлинно демократических началах и т. д. Однако лидеры ЛДП не придерживаются политической линии, провозглашенной в официальной программе, и на практике по ряду вопросов проводят явно антидемократическую и нелояльную политику по отношению к СВАГ. Партия отражает и отстаивает интересы промышленной и торговой буржуазии, старого профессионального чиновничества, домовладельцев и т. д. Лидером ЛДП является Вальдемар Кох (рожд. 1880 г.)… Заместителем председателя ЛДП является д‑ р Вильгельм Кюльц (рожд. 1875 г.). Кюльц – англофил. Выступая на митинге в Нойкельне, он ни слова не сказал о Красной Армии, о русских, но зато дважды подчеркнул, что англичане – это друзья немцев. Он заявил: «Англия является примером демократического развития, поэтому демократизму надо учиться у англичан». [25. С. 29–35] 6. Принципы и цели СЕПГ. …Социалистическая единая партия Германии создается на основе следующих принципов и ставит перед собой следующие цели: I. Требование сегодняшнего дня. 1. Наказание всех виновников войны и военных преступников. Ликвидация пережитков гитлеровского режима в законодательстве и администрации. Полное очищение всей общественной жизни, всех учреждений и хозяйственных органов от фашистов и реакционеров. 2. Устранение капиталистических монополий, передача предприятий виновников войны, фашистов и лиц, наживавшихся на войне, в распоряжение органов самоуправления. 3. Уничтожение реакционного милитаризма, лишение власти крупных землевладельцев и проведение демократической земельной реформы. 4. Развитие самоуправленияна основе демократических выборов. Во главе всех административных и хозяйственных органов должны стоять честные демократы и испытанные антифашисты. Необходимо систематически готовить способных людей из среды трудящихся для работы в качестве служащих, органов самоуправления, учителей, народных судей и руководителей предприятий, уделяя при этом особое внимание выдвижению на эти должности женщин. 5. Передача всех коммунальных предприятий, полезных ископаемых и горнорудных предприятий, банков, сберегательных касс и страховых учреждений в распоряжение общин, провинций и земель или общегерманского правительства. Создание экономических палат, призванных координировать деятельность всех предприятий при участии на равноправных началах профсоюзов и кооперативов. Максимальное содействие кооперации. Ограничение прибылей предпринимателей и защита трудящихся от капиталистической эксплуатации. 6. Восстановление хозяйства и стабилизация валюты на основе экономического планирования. Планомерное развитие производства товаров широкого потребления промышленностью и ремесленниками с использованием частной инициативы. Ускоренные темпы интенсификации и развития сельского хозяйства. Восстановление разрушенных городов и возможно быстрое восстановление транспорта и обеспечение регулярного сообщения. Создание основ для включения Германии в международный товарообмен путем вывоза товаров потребления и ввоза недостающего сырья и продовольствия, при этом необходимо добиваться на международном рынке получения товарных кредитов. Перестройка кредитного хозяйства с помощью государственных кредитных институтов. Предоставление работы всем трудящимся. Удовлетворение жизненных потребностей широких народных масс и обеспечение их продовольствием, одеждой, жильем и топливом. 7. Демократическая налоговая реформа.Упрощение налоговой системы путем упорядочения видов налоговых изъятий. Более тщательный учет социального положения при определении величины налога. Богатые должны нести в большей мере тяготы, связанные с последствиями войны. 8. Обеспечение демократических прав народа.Свобода слова, печати, зрелищ при обеспечении безопасности демократического государства от реакционных посягательств. Свобода убеждений и вероисповедания. Равенство всех граждан перед законом без различия расы и пола. Равноправие женщин во всех областях общественной жизни и профессиональной деятельности. Охрана личности государством. Демократическая реформа права и юстиции. 9. Обеспечение свободы союзов, забастовок и заключения тарифных договоров.Признание производственных советовзаконными представителями рабочих и служащих на предприятиях. Равноправное участие производственных советов в решении всех производственных и административных вопросов на предприятиях. Повсеместное введение восьмичасового рабочего дня. Создание законодательства по вопросам охраны труда, в особенности для женщин и молодежи. Развитие единой системы социального страхования, охватывающей всех трудящихся. Создание новой системы социального обеспечения, охраны материнства, детей и молодежи. Особая забота о жертвах фашизма, о переселенцах и возвращающихся на родину военнопленных. Демократическая реформа всей системы народного образования и воспитания. Создание единой школы. Воспитание молодежи в духе прогресса и демократии, дружбы между народами и истинного гуманизма. Каждый немец имеет право на образование в соответствии с его призванием и способностями. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Культурное обновление Германии, содействие развитию литературы, искусства и науки. Создание единой Германии как антифашистской, парламентской демократической республики, образование антифашистскими демократическими партиями центрального правительства. Признание обязанности возместить ущерб, нанесенный гитлеровским режимом другим народам. Обеспечение среднего европейского уровня жизни для немецкого народа в соответствии с решением Потсдамской конференции трех держав. Решительная борьба с расовойи любой другой пропагандой, направленной против других народов. Мирные и добрососедские отношения с другими народами. II. Борьба за социализм. Решение этих ближайших задач, однако, еще не устраняет системы капиталистической эксплуатации и угнетения, не ликвидирует анархии капиталистического способа производства, не гарантирует полностью мир. Целью Социалистической единой партии Германии является ликвидация всякой эксплуатации и угнетения экономическихкризисов, нищеты, безработицы и угрозы империалистических войн. Осуществить эту цель и разрешить тем самым национальные и социальные проблемы, жизненно важные для нашего народа, можно только на пути социализма ... [36. Т. 3. С. 247–250] 7. Из справки Отдела народного образования СВАГ о контроле Народное образование в фашистской Германии было мощным средством воспитания немецкого народа в духе расизма, милитаризма и человеконенавистнических нацистских доктрин. Решением Берлинской конференции трех держав от 17 июля 1945 г. на главнокомандующих оккупационными союзными войсками возложена обязанность так контролировать образование в Германии, чтобы «полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей». Исходя из этих решений Берлинской конференции трех держав, в Советской зоне оккупации Германии проведены следующие мероприятия в области народного образования: I. В области школьного образования Основным демократическим принципом школьного образования является реальная доступность всем слоям населения обучаться и обучать своих детей на равных основаниях во всех звеньях системы народного образования. В Германии этот принцип отсутствовал. Система народного образования в Германии носила двойственный характер. Подавляющая масса детей трудящихся фактически могла обучаться только в 8‑ летней народной школе (фольксшуле). По своим программам, учебным планам и организации учебного процесса эта школа резко отставала от соответствующих классов гимназий, реальных училищ, лицеев и других средних учебных заведений, где фактически учились дети привилегированных классов… Таким образом, подавляющее большинство детей трудящихся искусственно отстранялось от среднего и высшего образования и вынуждено было ограничиться лишь образованием за народную школу. Эта несправедливость по отношению к трудящимся ликвидирована в Советской зоне оккупации Германии. В июле месяце 1946 г. президентами всех провинций Советской зоны оккупации Германии принят закон о демократизации немецкой школы. Закон этот ликвидировал двойственный характер прежней системы народного образования в Германии, установил реальную доступность для всех слоев немецкого населения обучать своих детей во всех типах учебных заведений и поставил перед школой задачу воспитания молодого поколения в духе подлинного демократизма и гуманизма. По закону о демократизации немецкой школы каждому молодому человеку города и деревни, без различия пола, вероисповедания, происхождения, национальности и имущественного положения родителей предоставляется равное право на образование и развитие соответственно его наклонностям и способностям… В целях обеспечения фактической доступности общеобразовательной школы детям всех слоев немецкого населения закон о демократизации школ устанавливает еще бесплатность обучения во всех типах общеобразовательных школ с 1-го по 8-й класс включительно, а с 9-го 12‑ й класс устанавливает принцип прогрессивной платности, в зависимости от имущественного положения родителей, от 150 до 200 марок в год. В соответствии с законом о демократизации школы немецкими органами народного образования под контролем советских оккупационных властей разработаны и разосланы во все школы новые программы, учебные планы и новые методические инструкции. Новые учебные планы и программы принципиально отличны от программ и учебных планов как Веймарского периода, так и гитлеровского режима. Они обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка, широкую общеобразовательную гуманитарную подготовку и специализацию на ее основе в 9–12-х классах, а также полную доступность учащимся поступления в высшие учебные заведения и университеты… III. Учительские и руководящие кадры Решением Берлинской конференции руководителей трех держав главнокомандующие оккупационными союзными войсками обязаны удалить с общественных или полуобщественных должностей и соответственных постов всех бывших членов нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, а также всех других лиц, враждебных союзным целям. Исходя из этих решений, СВА с первых дней своей деятельности приступила к пересмотру всех учительских и руководящих кадров в органах народного образования и удалению с занимаемых постов бывших нацистов и лиц, враждебных союзным целям. На 1 июля 1945 г. в Советской зоне оккупации Германии было 41 500 чел. учителей. 85% из этого числа учителей ранее состояли в нацистской партии. За истекший год отстранено от работ 30 000 быв. членов нацистской партии и лиц, враждебных союзным целям. Для их замены на свободные вакансии возвращены учителя, ранее устраненные фашистами, и привлечены к педагогической работе специалисты из демократической интеллигенции. Для этих лиц были организованы 3–4‑ месячные и 2‑ месячные педагогические курсы. На этих курсах подготовлено 7 754 чел. новых учителей. Кроме того, были организованы 8‑ месячные педагогические курсы для лиц, имеющих среднее и незаконченное среднее образование. На этих курсах подготовлено и назначено на работу 25 120 чел. новых учителей. Не ограничиваясь курсовой подготовкой новых учительских кадров, немецкие органы народного образования организовали с 1 октября 1946 г. педагогические факультеты при немецких университетах для подготовки учителей 5–8‑ х классов средней школы с общим количеством студентов 1 200 чел. С 15 октября с. г. при этих факультетах организуются краткосрочные курсы на 2–3 тысячи чел. для подготовки преподавателей истории и на 2 тыс. чел. – для подготовки учителей младших (1–4-х) классов. 50% курсантов и 75% студентов обеспечиваются стипендиями в размере от 100 до 150 марок в месяц. В новой системе подготовки учителей главнейшее внимание уделяется их политической подготовке, подготовке в области истории, в области своей специальности и, наконец, в области педагогики и методики. Все дисциплины преподаются в духе демократизма, научности и антимилитаризма. Наряду с очисткой учительских кадров от нацистских и враждебных элементов, проведена полная очистка от враждебных элементов и в органах и учреждениях народного образования. Всего в немецких органах народного образования работает около 1200 чел. Из них членов СЕПГ – 62%, членов других партий антифашистского блока – 8% и беспартийных – 30%. Все бывшие нацисты из этих органов удалены… [10. С. 601–608] 8. Союзная контрольная власть. План для репараций 1. В соответствии с Берлинским соглашением Союзный Контрольный Совет должен установить размер и характер капитального промышленного оборудования, не являющегося необходимым для мирной экономики Германии и поэтому доступного для репараций. Руководящие принципы относительно плана репараций и послевоенного уровня германской экономики, в соответствии с решением Берлинской конференции, следующие: А) уничтожение германского военного потенциала и промышленное разоружение Германии; Б) выплата репараций странам, пострадавшим от германской агрессии; В) развитие сельского хозяйства и мирной промышленности; Г) поддержание в Германии среднего жизненного уровня, не превышающего средний жизненный уровень европейских стран (за исключением Соединенного Королевства и СССР); Д) оставление Германии, после выплаты репараций, ресурсов, достаточных для того, чтобы она могла существовать без помощи извне. 2. В соответствии с этими принципами основных элементов плана были согласованы, исходя из следующих предпосылок: А) что население послевоенной Германии будет составлять 66, 5 млн человек; Б) что Германия будет рассматриваться как единое экономическое целое; В) что экспорт из Германии будет иметь доступ на международные рынки. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолетов и морских судов запрещено и будет предотвращено. 2. Должно быть изъято все капитальное оборудование для производства следующих видов продукции: a) синтетического бензина и масел; b) синтетического каучука; c) синтетического аммиака; d) шариковых, роликовых конусообразных подшипников; e) тяжелых станков определенных типов; f) тяжелых тракторов; g) первичного алюминия; h) магния; i) бериллия; j) ванадия, получаемого из томасшлака; k) радиоактивных веществ; l) перекиси водорода крепостью выше 50%; m) специфических военных химикатов и газов; n) радиооборудование. Оборудование для производства а), с), в), а также d) будет временно оставлено для удовлетворения внутренних потребностей до тех пор, пока необходимый импорт не станет возможным и сможет быть оплачен. ОГРАНИЧЕННЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2. Сталь а) Производственная мощность сталелитейной промышленности, оставляемая в Германии, должна составлять 7, 5 млн тонн в болванках … с) Заводы по производству стали, оставляемые в Германии, согласно вышеупомянутой программе, должны быть по возможности устарелого типа. 3. Цветные металлы Годовая потребность в цветных металлах установлена, включая экспорт изделий, содержащих цветные металлы, в следующих количествах: меди – 140 000 т; цинка – 135 000 т; свинца – 120 000 т; олова – 8 000 т; никеля – 1 750 т. 4. Химическая промышленность a) Основная химия. В промышленности основной химии будет установлено 40% производственной мощности 1936 г. … 5. Машиностроительная промышленность a) Станки. Для станкостроительного производства будет установлено 11, 4% мощности 1938 г. … b) Тяжелое машиностроение. В тяжелом машиностроении будет оставлен 31% мощности 1938 г. … c) Прочее машиностроение. В прочих отраслях машинной промышленности будет оставлено 50% мощности 1938 г. … d) Электромашиностроение. В электромашиностроении будет оставлено 50% производства мощности 1938 г. … e) Транспортное машиностроение: 1) в автомобильной промышленности оставляется мощность для производства 80 000 машин в год (в том числе 40 000 легковых и 40 000 грузовых) и 4 000 легких дорожных тягачей; 2) оставляется мощность для ежегодного производства 10 000 мотоциклов с объемом цилиндров от 60 до 250 см³. Производство мотоциклов с объемом цилиндра более 250 см³ запрещается… 6. Горная промышленность а) Уголь. До тех пор, пока Контрольный Совет не решит иначе, добыча угля должна быть увеличена, насколько позволяет наличное горное оборудование и транспорт. Минимальная добыча определяется в 155 млн тонн, включая по крайней мере 45 млн тонн для экспорта... 7. Электроэнергия Оставляется установленная мощность в 9 млн квт… 12. Прочие отрасли промышленности Оценка уровней следующих отраслей промышленности была исчислена… в размерах, необходимых для германских хозяйств в 1949 г.: a) целлюлоза, бумага и полиграфические изделия – 2 129 000 тонн из расчета потребления 26 изделий на душу населения в год для 1949 г. и 400 000 тонн для экспорта; b) обувь (всякая) 113 млн пар из расчета 1, 7 пары на душу населения в 1949 г. (не включая потребность оккупационных армий). 13.Строительство Уровень 1949 г. не устанавливается. ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПО КОТОРЫМ УРОВЕНЬ НЕ УСТАНОВЛЕН 15. Для нижеследующих отраслей промышленности уровень на 1949 г. не устанавливается, и они могут развиваться в пределах имеющихся ресурсов: a) деревообрабатывающая и мебельная промышленность; b) производство оконного стекла, бутылок и стеклянных изделий для домашнего потребления; c) керамика; d) велосипеды; e) мотоциклы с объемом цилиндра до 60 см³; f) калий.
|