Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий уровень промышленности 3 страница






Статья 4. В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколь­ко государств‑ участников Договора со стороны какого‑ либо государ­ства или группы государств каждое государство‑ участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллектив­ную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, под­вергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами‑ участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства‑ участники Договора бу­дут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и под­держания международного мира и безопасности.

О мерах, предпринятых на основании настоящей статьи, будет сообщено Совету Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для вос­становления и поддержания международного мира и безопасности.

Статья 5. Договаривающиеся Стороны согласились о создании Объединен­ного Командования их вооруженными силами, которые будут выде­лены по соглашению между Сторонами в ведение этого командова­ния, действующего на основе совместно установленных принципов. Они будут принимать также другие согласованные меры, необходи­мые для укрепления их обороноспособности, с тем чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их гра­ниц и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии.

Статья 6. В целях осуществления предусматриваемых настоящим Договором консультаций между государствами‑ участниками Договора и для рас­смотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением настоя­щего Договора, создается Политический Консультативный Комитет, в котором каждое государство‑ участник Договора будет представлено членом Правительства или другим особо назначенным представителем…

Статья 9. Настоящий Договор открыт для присоединения других госу­дарств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в це­лях обеспечения мира и безопасности народов. Такое присоединение вступит в силу с согласия государств‑ участников Договора после передачи на хранение Правительству Польской Народной Респуб­лики документа о присоединении…

Статья 11. Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет. Для Договаривающихся Сторон, которые за год до истечения этого срока не передадут Правительству Польской Народной Республики заявления о денонсации Договора, он будет оставаться в силе в те­чение следующих десяти лет.

В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллек­тивной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договари­вающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора… [24. С. 223–225]

 

8. Декларация правительства Союза ССР об основах развития
и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества
между Советским Союзом и другими социалистическими странами
30 октября 1956 г.

Незыблемой основой внешних отношений Союза Совет­ских Социалистических Республик была и остается поли­тика мирного сосуществования, дружбы и сотрудничества между всеми государствами.

Наиболее глубокое и последовательное выражение эта политика находит во взаимоотношениях между социалисти­ческими странами. Будучи объединены общими идеалами построения социалистического общества и принципами про­летарского интернационализма, страны великого содружества социалистических наций могут строить свои взаимо­отношения только на принципах полного равноправия, уважения территориальной целостности, государственной независимости и суверенитета, невмешательства во внутрен­ние дела друг друга. Это не только не исключает, но, напро­тив того, предполагает тесное братское сотрудничество и взаимопомощь стран социалистического содружества в эко­номической, политической и культурной областях.

На этой основе после второй мировой войны и разгрома фашизма сложился, окреп и показал свою великую жизненную силу строй народной демократии в ряде стран Европы и Азии.

В процессе становления нового строя и глубоких рево­люционных преобразований общественных отношений было немало трудностей, нерешенных задач и прямых ошибок, в том числе и во взаимоотношениях между социалистиче­скими странами, нарушений и ошибок, которые умаляли принцип равноправия в отношениях между социалистиче­скими государствами.

XX съезд Коммунистической партии Советского Союза со всей решительностью осудил эти нарушения и ошибки и по­ставил задачу последовательного осуществления Советским Союзом в своих взаимоотношениях с другими социалистиче­скими странами ленинских принципов равноправия народов. Он провозгласил необходимость полного учета исторического прошлого и особенностей каждой страны, вставшей на путь строительства новой жизни.

Советское Правительство последовательно проводит в жизнь эти исторические решения XX съезда, которые создают условия для дальнейшего укрепления дружбы и сотрудниче­ства между социалистическими странами на незыблемой основе соблюдения полного суверенитета каждого социали­стического государства.

Как показали события последнего времени, возникла не­обходимость сделать соответствующее заявление о позиции Советского Союза во взаимоотношениях СССР с другими социалистическими странами, прежде всего в экономической и в военной областях.

Советское Правительство готово обсудить совместно с правительствами других социалистических государств меры, обеспечивающие дальнейшее развитие и укрепление эконо­мических связей между социалистическими странами с тем, чтобы устранить какие бы то ни было возможности, нару­шения принципа национального суверенитета, взаимной вы­годы и равноправия в экономических отношениях.

Этот принцип должен быть распространен и на советни­ков. Известно, что в первый период формирования нового общественного строя Советский Союз по просьбе прави­тельств стран народной демократии направлял в эти страны некоторое количество своих специалистов – инженеров, агро­номов, научных работников, военных советников. За послед­ний период Советское Правительство неоднократно ставило перед социалистическими государствами вопрос об отзыве своих советников.

В связи с тем что к настоящему времени в странах на­родной демократии сложились свои квалифицированные национальные кадры во всех областях хозяйственного и военного строительства, Советское правительство считает неотложным рассмотреть совместно с другими социалистическими государствами вопрос о целесообразности дальней­шего пребывания в этих странах советников СССР.

В военной области важной основой взаимоотношений между Советским Союзом и странами народной демократии является Варшавский договор, по которому его участники взяли на себя соответствующие политические и военные обя­зательства, в том числе обязательство принимать «согласо­ванные меры, необходимые для укрепления их обороноспо­собности, с тем, чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии».

Известно, что в соответствии с Варшавским договором и правительственными соглашениями советские части нахо­дятся в Венгерской и Румынской республиках. В Польской Республике советские воинские части находятся на основа­нии Потсдамского соглашения четырех держав и Варшав­ского договора. В других странах народной демократии советских воинских частей нет.

В целях обеспечения взаимной безопасности социалисти­ческих стран Советское Правительство готово рассмотреть с другими социалистическими странами-участниками Вар­шавского договора вопрос о советских войсках, находящихся на территориях указанных выше стран. При этом Советское Правительство исходит из того общего принципа, что разме­щение войск того или иного государства-участника Вар­шавского договора на территории другого государства-участника Варшавского договора производится по дого­воренности между всеми его участниками и только с согласия того государства, на территории которого по его просьбе размещены или имеется в виду разместить эти войска... [36. Т. 3. С. 100–102]

XXIII. Югославия во второй половине 1940‑ х гг.

1. Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве
между Союзом Советских Социалистических Республик и Югославией
11 апреля 1945 г.

Статья 1. Каждая из Высоких Договаривающихся Сто­рон будет продолжать борьбу совместно с другой Сто­роной и со всеми Объединенными нациями против Германии до окончательной победы. Высокие Договаривающиеся Сто­роны обязуются оказывать друг другу военную и другую помощь в этой борьбе всеми имеющимися в их распоряжении средствами.

Статья 2. Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон оказалась бы в послевоенный период вовлеченной в военные действия с Германией, которая возобновила бы свою агрессивную политику, или с каким‑ либо государством, которое объединилось бы с Германией непосредственно или в какой‑ либо иной форме в такой войне, другая Высокая Договаривающаяся Сторона немедленно окажет Договари­вающейся Стороне, вовлеченной в военные действия, военную и другую помощь и поддержку всеми средствами, имеющи­мися в ее распоряжении.

Статья 3. Высокие Договаривающиеся Стороны заяв­ляют, что будут участвовать, вдухе самого искреннего со­трудничества, во всех международных действиях, направлен­ных к тому, чтобы обеспечить мир и безопасность народов, и будут полностью вносить свою долю в дело осуществления этих высоких целей.

Высокие Договаривающиеся Стороны заявляют, что при­менение настоящего договора будет находиться в соответ­ствии с международными принципами, в принятии которых они участвовали.

Статья 4. Каждая из Высоких Договаривающихся Сто­рон обязуется не заключать какого‑ либо союза и не прини­мать участия в какой‑ либо коалиции, направленных против другой Высокой Договаривающейся Сто­роны.

Статья 5. Высокие Договаривающиеся Стороны заяв­ляют, что после окончания настоящей войны они будут действовать в духе дружбы и сотрудничества, в целях даль­нейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между народами обеих стран. [36. Т. 2. С. 485–586]

 

2. О положении в коммунистической партии Югославии.
Резолюция Информационного бюро коммунистических партий
Бухарест. 23 июня 1948 г.

1. Информбюро отмечает, что руководство Югославской компартии за последнее время проводит в основных вопросах внешней и внутренней по­литики неправильную линию, представляющую отход от марксизма‑ лени­низма…

2. Информбюро констатирует, что руководство Югославской компартии проводит недружелюбную по отношению к Советскому Союзу и к ВКП(б) политику. В Югославии была допущена недостойная политика шельмования советских военных специалистов и дискредитация Советской Армии. Для советских гражданских специалистов в Югославии был создан специальный режим, в силу которого они были отданы под надзор органов госбезопасности Югославии и за ними была учинена слежка…

Информбюро осуждает эти антисоветские установки руководителей КПЮ, несовместимые с марксизмом‑ ленинизмом и приличествующие лишь националистам.

3. В своей политике внутри страны руководители КПЮ отходят от позиций рабочего класса и порывают с марксистской теорией классов и клас­совой борьбы…

Как видно, эта установка выражает такие взгляды, которые уместны для мелкобуржуазных националистов, но не для марксистов‑ ленинцев.

4. Информбюро считает, что руководство КПЮ ревизует марксистско‑ ленинское учение о партии. Согласно теории марксизма‑ ленинизма партия является основной руководящей и направляющей силой в стране, имеющей свою особую программу и не растворяющейся в беспартийной массе. Пар­тия есть высшая форма организации и наиболее важное оружие рабочего класса. Между тем в Югославии основной руководящей силой в стране счи­тают не коммунистическую партию, а Народный фронт…

Информбюро считает, что такая политика ЦК КПЮ угрожает самому существованию коммунистической партии и, в конечном счете, таит в себе опасность перерождения Югославской народной республики.

5. Информбюро считает, что созданный югославскими руководителями бюрократический режим внутри партии является губительным для жизни и развития Югославской компартии. В партии нет внутрипартийной демократии, нет выборности, нет критики и самокритики…

Информбюро считает, что в компартии не может быть терпим такой позорный, чисто турецкий, террористический режим. Интересы самого су­ществования и развития Югославской компартии требуют, чтобы с таким режимом было покончено…

Информбюро не сомневается, что в недрах компартии Югославии име­ется достаточно здоровых элементов, верных марксизму‑ ленинизму, верных интернационалистическим традициям Югославской компартии, верных единому социалистическому фронту.

Задача этих здоровых сил КПЮ состоит в том, чтобы заставить своих нынешних руководителей открыто и честно признать свои ошибки и испра­вить их, порвать с национализмом, вернуться к интернационализму и всемерно укреплять единый социалистический фронт против империализма, или, если нынешние руководители КПЮ окажутся неспособными на это, – сменить их и выдвинуть новое, интернационалистическое руководство КПЮ.

Информбюро не сомневается, что компартия Югославии сумеет вы­полнить эту почетную задачу. [31. С. 455–461]

3. Югославская компартия во власти убийц и шпионов.
Резолюция Информационного бюро коммунистических партий
Будапешт. 19 ноября 1949 г.

1. Шпионская группа Тито, Ранковича, Карделя, Джиласа, Пьяде, Гошняка, Масларича, Беблера, Мразовича, Вукмановича, Коча Поповича, Кидрича, Нешковича, Златича, Велебита, Колишевского и других является врагом рабочего класса и крестьянства, врагом народов Югославии.

2. Эта шпионская группа отражает не волю народов Югославии, а волю англо‑ американских империалистов, ввиду чего она предала интересы страны и ликвидировала политическую независимость и хозяйственную самостоятельность Югославии…

Информбюро выражает твердую уверенность, что среди рабочих и крестьян Югославии найдутся силы, способные обеспечить победу над буржуазно‑ реставраторской шпионской кликой Тито‑ Ранковича, что трудящиеся Югославии под руководством рабочего класса сумеют восстановить исторические завоевания народной демократии, добытые ценой тяжелых жертв и героической борьбы народов Югославии, и пойдут по пути строительства социализма.

Информбюро считает, что одной из важнейших задач коммунистических и рабочих партий является всемерное повышение революционной бдительности в своих рядах, разоблачение и искоренение буржуазно‑ нацио­на­лис­тических элементов и агентов империализма, каким бы флагом они ни прикрывались.

Информбюро признает необходимым усиление идеологической работы в коммунистических и рабочих партиях, работы по воспитанию коммунистов в духе верности пролетарскому интернационализму, непримиримости ко всяким отступлениям от принципов марксизма‑ ленинизма, в духе верности народной демократии и социализму. [31. С. 701–704]

XXVI. Чехословакия в 1947–1970 гг.

1. Запись беседы И. В. Сталина
с чехословацкой правительственной делегацией
по вопросу об отношении к «плану Маршалла»
и перспективах экономического сотрудничества с СССР
Москва. 9 июля 1947 г.

Тов. Сталин говорит, что примерно через 2–3 дня после приезда тов. Молотова В. М. из Парижа югославы запросили нас, как им быть, участвовать на совещании 12 июля в Париже или нет, и высказали свое мнение, что они думают отказаться от участия в этом совещании, потом с таким же вопро­сом к нам обратились Румыния и Болгария. Мы думали сна­чала, что лучше дать совет поехать на это совещание и там на месте сорвать его, и потом на основании полученных материа­лов от наших послов убедились, что под ширмой кредитной помощи Европе организуется нечто вроде западного блока против Советского Союза. Тогда мы решили твердо и сказали свое мнение всем, что мы против участия на этом совещании 12 июля 1947 г.

Мы были удивлены, что Вы решили участвовать на этом совещании. Для нас этот вопрос – вопрос дружбы Советского Союза с Чехословацкой Республикой. Вы объективно помо­гаете, хотите Вы этого или нет, но помогаете изолировать Со­ветский Союз. Вы смотрите, что получается. Все страны, кото­рые имеют с нами дружественные отношения, не участвуют на этом совещании, а Чехословакия, которая тоже находится в дружественных отношениях с нами, участвует. Значит, решат они, не такая уж крепкая дружба у Чехословацкой Респуб­лики с Советским Союзом, раз ее так легко удалось пере­тянуть на сторону изоляции Советского Союза, против Со­ветского Союза. Это будет расценено как победа против Советского Союза. Мы и наш народ не поймем этого. Вам не­обходимо отменить свое решение, надо отказаться от участия на этом совещании, и чем скорее Вы это сделаете, тем будет лучше.

Масарик просит тов. Сталина учесть, что Чехословацкому правительству было известно о зависимости чехословацкой промышленности от запада. Представители промышленности считали целесообразным участвовать на совещании, с тем чтобы не упустить случая получить кредит. Одновременно с этим приехала в Прагу польская делегация и заявила нам, что они решили участвовать на совещании в Париже. В результате решение Чехословацкого правительства об участии на совеща­нии в Париже 12 июля 1947 г. было вынесено единогласно всеми политическими партиями…

Тов. Сталин говорит, что нужно посмотреть, как формули­ровали свой отказ болгары, посоветоваться Вам между собой и дать необходимую формулировку о причинах отказа… [8. С. 672–675]

 

2. Резолюция участников митинга на Староместской площади
21 февраля 1948 г.

Участники митинга, собравшиеся на Староместской площади в этот ответственный момент, когда объединенные силы реак­ции отважились выступить против народно‑ демократической рес­публики и вызвали правительственный кризис, решительно за­являют: мы всеми силами поддерживаем и будем поддерживать правительство Клемента Готвальда, которое в духе Националь­ною фронта выполняет великую программу строительства новой жизни. Со всей решительностью мы требуем, чтобы президент республики принял отставку министров национально‑ социали­стической, народной и словацкой демократической партий, кото­рые своим безответственным поведением совершили измену Национальному фронту и встали в оппозицию правительству. Мы требуем сохранения правительства Готвальда без реакционных министров. Мы требуем, чтобы на основе конституции и в духе демократических традиций премьер‑ министр Готвальд пополнил состав правительства новыми членами, преданными программе Национального фронта и способными верно служить интересам народа и народно‑ демократической республике. Мы полны ре­шимости предпринять усилия для того, чтобы воля народа была выполнена. [5. С. 37–38]

3. Из манифеста, принятого на объединенном собрании
Коммунистической партии Чехословакии и Чехословацкой
социал‑ демократической партии
27 июня 1948 г.

Сегодня сбываются мечты лучших сыновей и дочерей рабо­чего класса: чехословацкая социал‑ демократия объединяется с Коммунистической партией Чехословакии. Во время славных февральских дней были устранены препятствия, которые меша­ли развитию социализма. Противоречия, разделявшие нас поч­ти 30 лет, сейчас устранены. Это могло сбыться благодаря тому, что победили славные идеи марксизма‑ ленинизма, потому, что действительность доказала правильность этого учения. Настало время, когда наши партии должны объединиться.

Мы являемся сейчас самой крупной политической партией в нашем государстве. В истории нашей страны не было еще та­кой партии. Корни нашей партии глубоко в народе. Мы сильны не только по численности, но также благодаря тому, что идеи, которые стали руководящей силой всей нашей деятельности в нашей стране, идеи социализма из мечты превращаются в дей­ствительность.... [36. Т. 3. С. 379]

 

4. Информация ЦК КПСС для партийного актива
о событиях в Чехословакии
23 марта 1968 г.

…Однако в последнее время произошли события, которые вы­зывают определенную озабоченность. В 1967 году в Чехослова­кии состоялись студенческие демонстрации с антиправительст­венными и антисоветскими лозунгами; на съезде писателей вы­явилась оппозиция политике КПЧ, были предъявлены требова­ния об отмене цензуры, осуществлении «либерализации» обще­ственной жизни. В КПЧ и вне ее рядов стали возникать острые дискуссии, в ходе которых ставились под сомнение некоторые на­правления политики партии по вопросам экономики, науки и культуры.

В октябре 1967 года ЦК КПЧ провел специальный пленум, который рассмотрел широкий круг внутриполитических проблем и одобрил тезисы ЦК КПЧ «Положение и роль партии на совре­менном этапе развития чехословацкого социалистического обще­ства».

На этом пленуме со стороны многих членов ЦК КПЧ в острой форме были подвергнуты критике практика и стиль работы центральных партийных и государственных органов, и в особенно­сти деятельность т. Новотного. К нему предъявлялись претензии относительно администрирования, нарушения принципа коллек­тивности руководства. Говорилось о том, что в течение продол­жительного времени не принимались меры по решению ряда во­просов, относящихся к взаимоотношениям чехов и словаков. В декабре 1967 года по приглашению руководства КПЧ со­стоялась поездка т. Л. И. Брежнева в Прагу. В результате этой поездки стало ясно, что в Президиуме ЦК КПЧ имеются серьез­ные разногласия и что речь идет не только о личности т. Новот­ного и тех вопросах, которые поднимались на октябрьском пле­нуме, но и о гораздо более широком круге расхождений по пово­ду политики КПЧ. Тов. Новотный не видел истинного положе­ния, которое создалось в ЦК КПЧ, и не сумел дать ему пра­вильной оценки…

На декабрьском и январском пленумах ЦК КПЧ снова был поставлен вопрос о положении в руководстве партии. В приня­том решении январский пленум ЦК КПЧ подчеркнул, что основ­ным содержанием современной политики партии должно быть сплочение всего чехословацкого народа в целях обеспечения дальнейшего развития высокоразвитого социалистического об­щества.

Вместе с тем в результате острого обсуждения положения в Президиуме ЦК КПЧ январский пленум принял решение о раз­делении постов Первого секретаря ЦК КПЧ и Президента ЧССР, удовлетворив просьбу т. Новотного об освобождении его от обязанностей Первого секретаря, и избрал на этот пост т. Дубчека. Состав Президиума ЦК КПЧ был расширен, в него введены тт. Я. Пиллер, И. Шпачек, Э. Риго и Й. Борувка. В сообщении об итогах пленума говорилось, что мероприятия Центрального Комитета направлены на укрепление партии и республики. Пленум поручил Президиуму ЦК КПЧ разработать «программу действий КПЧ» на ближайший период.

В ходе обсуждения решений пленумов ЦК КПЧ в партийных организациях развернулась весьма широкая дискуссия по наи­более острым проблемам общественной жизни и положения в партии. При этом главное острие дискуссии направляется на критику недостатков и ошибок на различных участках работы…

Однако в последнее время события развиваются в отрицательном направлении. В Чехословакии ширятся выступления безответственных элементов, требующих создать «официальную оппозицию», проявлять «терпимость» к различным антисоциали­стическим взглядам и теориям. Неправильно освещается про­шлый опыт социалистического строительства, выдвигаются предложения об особом чехословацком пути к социализму, кото­рый противопоставляется опыту других социалистических стран, делаются попытки бросить тень на внешнеполитический курс Чехословакии и подчеркивается необходимость проведения «самостоятельной» внешней политики. Раздаются призывы к со­зданию частных предприятий, отказу от плановой системы, рас­ширению связей с Западом. Более того, в ряде газет, по радио и телевидению пропагандируются призывы «к полному отделе­нию партии от государства», к возврату ЧССР к буржуазной республике Масарика и Бенеша, превращению ЧССР в «от­крытое общество» и другие...

В то же время на ряде районных и областных партийных кон­ференций, на собраниях партийных организаций предприятий высказываются серьезная озабоченность создавшимся положе­нием и несогласие с теми неправильными процессами и отрица­тельными явлениями, которые получили большой размах в по­следнее время. Выдвигаются требования положить конец безот­ветственным выступлениям, которые носят антисоциалистиче­ский характер.

Происходящие события в Чехословакии стремятся использо­вать империалистические круги для дискредитации политики КПЧ и всех достижений социализма в ЧССР, для расшатывания союза Чехословакии с СССР и другими братскими социалисти­ческими странами…

Не ограничиваясь пропагандой, империалистические круги пытаются активно воздействовать на ход событий в желатель­ном для них направлении. Прежде всего они стремятся:

– поощрять недовольные и неустойчивые элементы, вести дело к отрыву Чехословакии от социалистического лагеря;

– распространять мнение, что экономические трудности в ЧССР – это результат провала хозяйственной политики КПЧ;

– компрометировать сотрудничество Чехословакии с Совет­ским Союзом и другими социалистическими странами;

– «перебросить» происходящие в ЧССР события в другие социалистические страны…

Таким образом, в КПЧ в настоящее время происходят слож­ные, порой противоречивые процессы.

На 28 марта с. г. назначен пленум Центрального Комитета КПЧ, который будет обсуждать новую «программу действий КПЧ».

Центральный Комитет КПСС внимательно следит за ходом событий в Чехословакии, поддерживает постоянные контакты с руководством КПЧ, а также с руководителями других братских партий социалистических стран Европы.

Верный своему интернациональному долгу, сознавая высо­кую ответственность за укрепление сил социализма, за сплоче­ние социалистического лагеря, Центральный Комитет КПСС принимал и принимает все зависящие от него меры, чтобы ока­зать поддержку чехословацким товарищам в этой сложной об­становке.

В ближайшие дни по инициативе ЦК КПСС состоится новая встреча руководящих деятелей братских партий социалистиче­ских стран Европы с руководителями ЦК КПЧ. [22. С. 300–304]

5. Письмо политбюро ЦК КПСС президиуму ЦК КПЧ
17 августа 1968 г.

…Развитие событий после наших встреч в Чиерне‑ над‑ Тиссой и Братиславе заставляет нас поставить перед вами вопрос – сохранилось ли между нами то взаимопонимание, которое было достигнуто в результате этих встреч, и готово ли руководство КПЧ осуществить на деле достигнутую договоренность.

В Чиерне‑ над‑ Тиссой мы прямо, по‑ товарищески, высказали вам свои опасения за судьбу социализма в Чехословакии в связи с нарастающей угрозой контрреволюции. Мы вместе с вами пришли к общему выводу, что этот вопрос затрагивает жизненные интересы всего социалистического содружества. Президиум ЦК КПЧ со своей стороны признал, что обстановка в партии и стране требует более активных и решительных мер против тех, кто дискредитирует КПЧ, атакует основы социализма, пытается подорвать братскую дружбу Чехословакии с Советским Союзом и другими странами социализма. Вы заверили, что руководство КПЧ предпримет в ближайшее время конкретные шаги:

овладеет средствами массовой информации;

прекратит в печати, по радио и телевидению антисоциалистические и антисоветские выступления;

пресечет деятельность разного рода клубов, группировок и организаций, занимающих антисоциалистические позиции;

примет меры к недопущению деятельности социал‑ демократической партии;

осуществит другие соответствующие меры, в том числе предпримет шаги по укреплению руководящих органов в интересах обеспечения руководящей роли партии, упрочения позиций социализма в Чехословакии.

Именно на основе такого взаимопонимания, достигнутого в Чиерне‑ над‑ Тиссой, мы вместе предприняли шаги по созыву Совещания в Братиславе, на котором было принято согласованное заявление. Это заявление встретило положительное отношение со стороны коммунистических партий и народов социалистических стран.

Как вы помните, мы предвидели, что, когда антисоциалистические элементы в Чехословакии узнают о новом совещании и его результатах, они попытаются использовать все средства для того, чтобы скомпрометировать итоги переговоров и усилить борьбу против наших общих целей и интересов…

Мы хотели бы обратить ваше внимание на то, что печать, радио, телевидение преподносят итоги встреч в Чиерне‑ над‑ Тиссой и Братиславе как победу КПЧ над КПСС и другими братскими партиями. Братиславскому заявлению дается одностороннее толкование, в ряде случаев проникнутое духом национализма. Причем речь идет не о единичных выступлениях, а о линии.

Более того, безответственные оценки и выводы, которые делаются прессой, по существу находят поддержку в выступлениях некоторых руководящих деятелей КПЧ.

Партийные и государственные деятели, которые объективно, с марксистско‑ ленинских, интернационалистических позиций оценивают итоги встреч в Чиерне‑ над‑ Тиссой и Братиславе, подвергаются грубым нападкам. Им угрожают, против них настраивают общественность, их пытаются представить как «консерваторов». Однако Президиум ЦК КПЧ предпочитает хранить молчание.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал