Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Накопление и использование атомного оружия 3 страница
Статья 3. Декретом, принятым в Совете Министров до 30 сентября 1945 г., будет установлена доля акций... компаний, право собственности на которые может быть уступлено: французским и заморским государственным учреждениям…, профессиональным группам..., обществам смешанной экономии... [37. С. 419–420]
4. Закон относительно национализации французского банка Статья 1. С 1 января 1946 г. Французский банк национализирован. Он продолжает выпускать банковские билеты для всей территории метрополии. Акции банка переходят к государству, которое приобретает на них право собственности. Советники и регенты прекращают исполнение своих обязанностей с 31 декабря 1945 г. Статья 2. Акционеры получают от банка именные облигации... стоимость возмещения определяется ликвидационной стоимостью акции... устанавливаемой комиссией... Стоимость не может превышать среднего курса в течение периода между 1 сентября 1944 г. и 31 августа 1945 г., она не может превышать цены акций, продаваемых на бирже, между 1 сентября 1945 г. и датой установления ликвидационной стоимости. Особенности облигаций и условия их погашения на срок, не превышающий 50 лет, устанавливаются решением министра финансов, с тем, однако, чтобы назначенные проценты не превосходили 2%... Статья 7. С 1 января 1946 г. учреждения крупных банков вместе со своим имуществом переходят в собственность государства... В тот же день оканчиваются полномочия административных советов и приступают к исполнению своих обязанностей новые администраторы, назначенные в соответствии со Статья 9 постоянного закона. Статья 8. Акции национализируемых учреждений переходят к государству. Банки… вручают акционерам взамен их акций именные паи, по которым начиная с 1946 г. каждый год выплачивается сумма, устанавливаемая административным советом... Статья 9. Начиная с 1 января 1946 г. национализированные банки управляются административными советами, составляемыми следующим образом: а) четыре администратора назначаются министром экономики... из лиц, имеющих опыт работы в промышленности, коммерции и сельском хозяйстве, выдвигаемых наиболее представительными организациями этих отраслей; б) четыре администратора назначаются наиболее представительными профсоюзными организациями... в) два администратора назначаются министром финансов из служащих Французского банка или других государственных или полугосударственных кредитных учреждений, и два других выбираются им из лиц, имеющих значительный опыт банковской службы. [37. С. 420–421]
5. Конституция Французской Республики Преамбула На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить... человеческую личность, французский народ снова провозглашает, что всякое человеческое существо без различия расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он снова торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные декларацией прав 1789 г., и оcновные принципы, признанные законами Республики. Он провозглашает, кроме того, как особо необходимые в наше время следующие экономические, политические и социальные принципы. Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной. Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территориях Республики. Каждый обязан работать и имеет право на получение должности. Никто не может в своих занятиях быть притесняем по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания. Каждый человек может защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации и присоединяться к профсоюзу по своему выбору. Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют. Каждый трудящийся через... своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы так же, как и в руководстве предприятиями. Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества. Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития. Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым труженикам, охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых, досуг. Всякое человеческое существо, которое по возрасту, физическому или умственному состоянию, экономическому положению не способно работать, имеет право получить от общества средства, необходимые для своего существования. …Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства. Французская Республика...сообразуется с положениями международного публичного права. Она не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит свои силы против свободы какого‑ либо народа. Учреждение Республики Глава I. О суверенитете Статья 1.Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой… Статья 3.Национальный суверенитет принадлежит французскому народу. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не может присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет его в конституционных вопросах, посредством избрания своих представителей и через референдум. Во всех других делах он осуществляет его через своих депутатов в Национальной Ассамблее, избранных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайным голосованием. Статья 4. В условиях, определенных законом, избирателями являются все совершеннолетние обоего пола французские граждане и лица, состоящие под французской властью, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Глава II. О Парламенте Статья5. Парламент состоит из Национальной Ассамблеи и Совета Республики. Статья 6....Обе палаты избираются на территориальной основе… [36. Т. 3. C. 463–464] 6. Коммюнике правительства Рамадье Председатель Совета Министров Франции принял к сведению голосование министров‑ коммунистов на состоявшемся сегодня утром заседании Национальной Ассамблеи и констатировал, что это голосование представляет собой факт нарушения правительственной солидарности. Он поблагодарил министров‑ коммунистов за помощь, которую они ему оказывали. Совет Министров просит президента Республики поручить временно исполнение обязанностей министра национальной обороны г‑ ну Ивону Дельбосу, министра труда – г‑ ну Роберу Лакосту и министра реконструкции – г‑ ну Жюлю Моку. [36. Т. 3. С. 465]
7. Из правительственной декларации Ги Моле ...Теперь я перехожу к определению политики правительства в отношении важнейших проблем, которые в настоящее время стоят перед Францией. Необходимость срочно разрешить самую болезненную из всех этих проблем, требующую немедленного решения, проблему Алжира, вполне оправдывает то, что я начинаю с нее… Направление в Алжир специального министра‑ резидента, обязанности которого доверены известному политическому деятелю, которому я выражаю свое уважение, присутствие рядом с ним двух государственных секретарей свидетельствуют о желании правительства действовать быстро и принять строгие меры к тому, чтобы заставить уважать его решения... Цель Франции, воля правительства – это прежде всего восстановить мир, избавить от страха умы людей различных взглядов, для чего необходимо добиться прекращения терроризма и слепых репрессий. Целью Франции и волей правительства являются затем проведение демократической эволюции учреждений, организация сосуществования двух элементов населения, которые связала история и которые мы не позволим разделить, и обеспечение экономического и социального развития страны. Это означает, следовательно, сохранение и укрепление нерасторжимого союза между Алжиром и Францией. Действительно, что стало бы с Францией без Алжира и с Алжиром без Франции?.. ...Национальное собрание должно торжественно подтвердить, что будущая, окончательная судьба Алжира ни в коем случае не подлежит одностороннему решению… Правительство рассчитывает, что в самом скором времени оно сможет провести подлинный народный опрос путем свободных выборов поединой курии, что неизбежно предусматривает избирательную реформу… Перехожу к международной политике. Ничто и ни в какой области не будет иметь ценности, если Франция прежде всего не внесет своего вклада в консолидацию мира. Мир, мир внутри страны, мир в заморских территориях Франции, мир во всем мире – под этим знаком я хотел бы развивать всю деятельность правительства... Укрепление нашей системы обороны, укрепление единого фронта союзных стран должно осуществляться параллельно с постоянным, неустанным стремлением вести переговоры с Советским Союзом при всех обстоятельствах, по всем проблемам. [36. Т. 3. С. 470–471]
8. Конституция Французской Республики Правительство Республики в соответствии с Конституционным законом от 3 июня 1958 г. предложило, Французский народ принял, Президент Республики обнародует Конституционный закон, содержание которого следует. Преамбула Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной в преамбуле к Конституции 1946 года. Исходя из этих принципов, а также из принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает народам заморских территорий, которые выражают желание присоединиться к ней, новые установления (institutions), основанные на совместном идеале свободы, равенства и братства и имеющие целью их демократическое развитие. Статья 1.Республика и народы заморских территорий, которые актом свободного самоопределения принимают эту Конституцию, основывают Сообщество. Сообщество основано на равенстве и солидарности народов, входящих в его состав. Раздел I. О суверенитете Статья 2. Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования. Национальной эмблемой является трехцветный флаг – синий, белый, красный. Национальным гимном является «Марсельеза». Девизом Республики является: «Свобода, Равенство, Братство». Ее принципом является: правительство народа, по воле народа и для народа. Статья 3.Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Голосование может быть прямым или косвенным в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным. В соответствии с условиями, определенными законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Статья 4.Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии. Раздел II. Президент республики Статья 5. Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность Государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров. Статья 6.Президент Республики избирается на 7 лет путем всеобщего и прямого голосования… [16. С. 105–139] 9. Совместное советско‑ французское коммюнике По приглашению Президента Французской Республики генерала де Голля Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущев находился во Франции с визитом с 23 марта по 3 апреля 1960 года... В Париже и Рамбуйе состоялись переговоры между Н. С. Хрущевым и генералом де Голлем... Переговоры касались актуальных международных проблем в связи с предстоящей встречей глав государств или правительств СССР, США, Великобритании и Франции. Были рассмотрены также вопросы развития советско‑ французских отношений. Стороны констатировали, что развитие отношений между СССР и Францией в духе дружбы и сотрудничества и установление лучшего взаимопонимания между ними будут содействовать дальнейшему смягчению международной напряженности и укреплению мира в Европе и во всем мире. Н. С. Хрущев и генерал де Голль обменялись мнениями по вопросу о разоружении. Ими было вновь подтверждено, что разоружение является самой важной и неотложной проблемой современности. Они высказали пожелание, чтобы проходящие в настоящее время в Женеве переговоры между 10‑ ю державами привели к выработке определенных согласованных точек зрения по вопросу о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем. Председатель Совета Министров СССР и Президент Французской Республики уделили внимание возможности решения вопросов, относящихся к Германии, включая мирный договор с Германией и берлинский вопрос. В ходе бесед были полностью изложены позиции обеих стран. Н. С. Хрущев и генерал де Голль признали, что последовательное урегулирование этих вопросов на согласованной основе путем переговоров имело бы важное значение для поддержания и укрепления мира и безопасности в Европе и во всем мире. В ходе переговоров стороны рассмотрели проблему укрепления мира в Европе, которой они придают особое значение, и выразили убеждение в том, что укрепление европейской безопасности отвечает жизненным интересам обеих стран, а также всех других европейских народов... Председатель Совета Министров СССР и Президент Французской Республики согласились с тем, что все неурегулированные международные вопросы должны решаться не путем применения силы, а мирными средствами, путем переговоров. Н. С. Хрущев пригласил генерала де Голля прибыть с государственным визитом в Советский Союз. Президент Французской Республики с удовольствием принял это приглашение. Точное время посещения будет согласовано дополнительно через дипломатические каналы. [36. Т. 3. С. 480–481]
10. Договор между Французской Республикой и Федеративной Республикой Германии об организации франко‑ германского Организационные вопросы Главы государств и правительств обеих стран будут в случае и по мере необходимости отдавать все необходимые указания и регулярно отслеживать выполнение пунктов нижеследующей программы. Они будут проводить встречи так часто, как это будет необходимо, для выполнения поставленных задач, но не реже двух раз в год. Программа А. Внешняя политика Правительства двух государств будут проводить консультации, предшествующие принятию любого решения, по всем важным внешне-политическим вопросам, и, в частности, по вопросам, представляющим обоюдный интерес, с целью максимального сближения позиций сторон. Предметом таких консультаций будут… следующие вопросы: проблемы функционирования Европейских сообществ и Европейского политического сотрудничества; отношения Восток – Запад как в политической, так и в экономической сфере; проблемы, обсуждаемые в рамках НАТО, а также представляющие обоюдный интерес вопросы, которые будут обсуждаться в рамках прочих международных организаций, таких, как Совет Европы, Западноевропейский союз, ОЭСР, ООН и ее специализированные учреждения. В. Оборона Целями в этой области являются следующие: В области стратегического и тактического планирования соответствующие ведомства двух стран будут стремиться к сближению позиций с целью выработки общих подходов. Будут созданы совместные франко‑ германские исследовательские центры оперативного планирования... Будут расширены программы обмена военнослужащими между вооруженными силами обоих государств; программы будут включать, в частности, обмен инструкторами и слушателями высших военных учебных заведений; они могут включать временные стажировки отдельных подразделений в вооруженных силах другой стороны. С целью интенсификации подобных программ обмена обе договаривающиеся стороны предпримут усилия по обеспечению соответствующей языковой подготовки их участников. В области вооружений правительства двух государств предпримут усилия по организации сотрудничества, начиная с этапа разработок проектов военной техники и разработки проектов финансирования соответствующих производств. С этой целью совместные комиссии изучат и проведут сравнительный анализ соответствующих проектов, находящихся в процессе реализации в обеих странах. Комиссии направят свои предложения соответствующим министрам, которые рассмотрят их в ходе ежеквартальных встреч и отдадут необходимые указания для их последующей реализации. Правительства изучат условия, в которых станет возможным начало франко‑ германского сотрудничества в области гражданской обороны... [27. С. 205–206]
11. Письмо президента Франции Ш. де Голля Через три года истекает первый срок существования нашего Атлантического союза. Я хочу Вам сказать, что Франция понимает, в какой степени солидарность обороны, установленная таким образом между 15‑ ю свободными народами Запада, помогает обеспечивать их безопасность и, в частности, какую основную роль играют в этом отношении Соединенные Штаты… Однако Франция считает, что изменения, произошедшие или происходящие в Европе, Азии и в других местах с 1949 г., и эволюция ее собственного положения и ее собственных сил более не оправдывают, поскольку это касается именно ее, меры военного характера, принятые после заключения договора о союзе как сообща, в форме многосторонних соглашений, так и путем особых соглашений между французским правительством и американским правительством. Вот почему Франция намеревается осуществить на своей территории полный суверенитет, который сейчас нарушается присутствием союзных военных элементов или тем, как обычно используется ее воздушное пространство, отказаться от своего участия в «объединенных» штабах и не предоставлять более свои войска в распоряжение НАТО. Само собой разумеется, что для выполнения этих своих решений она готова разработать с союзными правительствами и, в частности, с правительством Соединенных Штатов, касающиеся их практические меры. Кроме того, Франция готова договориться с ними относительно военных средств, которые будут взаимно предоставляться в случае конфликта, в котором она будет участвовать вместе с ними, и по поводу условий сотрудничества ее войск при гипотезе совместных действий, в частности в Германии… [24. С. 222–223]
12. Советско‑ французская декларация Оба правительства согласны в том, чтобы считать, что проблемы Европы должны быть прежде всего рассмотрены в европейских рамках. Они высказались за то, чтобы государства континента прилагали усилия к созданию условий, необходимых для соглашений, которые следует заключить, и, в частности, чтобы была установлена атмосфера разрядки между всеми странами Запада и Востока, поскольку такая атмосфера благоприятствовала бы сближению и согласию между ними и, следовательно, рассмотрению и урегулированию возникающих проблем. Для Советского Союза, как и для Франции, первой целью в этом смысле является нормализация, затем постепенное развитие отношений между всеми европейскими странами при уважении независимости каждой из них и невмешательстве в их внутренние дела. Эта деятельность должна проходить во всех областях, идет ли речь об экономике, культуре, технике и, естественно, о политике. Обе стороны с удовлетворением констатировали, что уже был достигнут значительный прогресс в деле нормализации положения в Европе. Это дело должно быть продолжено со стремлением открыть, наконец, путь к плодотворному сотрудничеству всей Европы. Советский Союз и Франция согласились с тем, что их собственное сотрудничество может внести в такую эволюцию решающий вклад. Они с удовлетворением констатируют, что в том, что их касается, за последние годы уже был достигнут важный прогресс, который был закреплен поездкой генерала де Голля в Москву и беседами, которые он имел по этому случаю с советскими руководителями. Они полны решимости продолжать следовать по этому пути, стремясь постепенно приобщить к своим усилиям все европейские страны... В целях укрепления взаимного доверия и расширения областей согласия и сотрудничества между СССР и Францией оба правительства решили продолжать между ними консультации регулярно. Эти консультации будут охватывать европейские и другие международные проблемы, представляющие взаимный интерес. Оба правительства будут стремиться согласовывать свои усилия в интересах мира и безопасности в Европе и во всем мире. Предметом консультаций будут также вопросы двусторонних отношений, имея в виду общее стремление обеих сторон развивать дружественные связи и углублять сотрудничество между СССР и Францией. В целях укрепления взаимных контактов на самом высоком уровне Советский Союз и Франция приняли решение установить линию прямой связи между Кремлем и Елисейским дворцом, которая сможет быть использована для обмена мнениями и передачи посланий в случае, когда это будет представляться необходимым. Генерал де Голль пригласил посетить Францию с официальным визитом советских руководителей, с которыми вел переговоры, – Л. И. Брежнева, А. Н. Косыгина, Н. В. Подгорного. Это приглашение было с благодарностью принято ими от имени Президиума Верховного Совета СССР и Советского правительства. Визит генерала де Голля в СССР и беседы, которые состоялись в связи с этим визитом, являются фундаментальным вкладом в развитие согласия между Советским Союзом и Францией, между советским народом и французским народом. Таким образом, этим было укреплено возрождающееся чувство доверия в Европе, которая должна еще больше проявить свою традиционную роль цивилизации и совместно действовать в интересах мира во всем мире... [27. С. 222–223]
XXI. Германия в 1945–1989 гг. А). Германия в 1945–1949 гг. 1. Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти Германские вооруженные силы на суше, на море и в воздухе потерпели полное поражение и безоговорочно капитулировали, и Германия, которая несет ответственность за войну, не способна больше противостоять воле держав‑ победительниц. Тем самым безоговорочная капитуляция Германии осуществлена, и Германия поставила себя в зависимость от таких требований, которые могут быть сейчас или впоследствии ей навязаны... Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки и Временное правительство Французской Республики настоящим берут на себя верховную власть в Германии, включая всю власть, которой располагают германское правительство, верховное командование и любое областное, муниципальное или местное правительство или власть. Взятие на себя такой власти, прав и полномочий для вышеуказанных целей не является аннексией Германии... В силу верховной власти, прав и полномочий, взятых на себя четырьмя правительствами, представители союзников объявляют следующие требования, возникающие из полного поражения и безоговорочной капитуляции Германии, которые Германия обязана выполнить: Статья 1. Германияи все германские военные, военно‑ морские и военно‑ воздушные власти и все вооруженные силы под германским контролем немедленно прекращают военные действия на всех театрах войны против вооруженных сил Объединенных Наций на суше, на море и в воздухе. Статья 2. а) Все вооруженные силы Германии или находящиеся под германским контролем, где бы они ни располагались, включая сухопутные, воздушные, противовоздушные и военно‑ морские силы, СС, СА и гестапо, а также все другиесилы или вспомогательные организации, имеющие оружие, должны быть полностью разоружены с передачей своего вооружения и имущества местным союзным командующим или офицерам, назначенным представителями союзников. в) Личный состав соединений и частей всех сил, упомянутых выше в п. «а», объявляется военнопленным по усмотрению главнокомандующего вооруженных сил соответствующего союзного государства впредь до дальнейших решений и подчиняется таким условиям и распоряжениям, которые могут быть предписаны соответствующими представителями союзников... с) Отряды гражданской полиции, подлежащие вооружению только ручным оружием для поддержания порядка и несения охраны, будут определяться представителями союзников... Статья 4. а) Все германские или контролируемые Германией военно‑ морские корабли, надводные и подводные, вспомогательные, а также торговые и другие суда, где бы они ни находились во время издания настоящей Декларации, и все другие торговые суда какой бы то ни было национальности, находящиеся в германских портах, должны оставаться на месте или немедленно отправиться в порты или базы, указанные представителями союзников. Команды этих судов остаются на борту впредь до дальнейших распоряжений... Статья 5. а) Все или любой из следующих предметов, находящихся в распоряжении германских вооруженных сил или под германским контролем или в распоряжении Германии, должны быть сохранены неповрежденными и в хорошем состоянии и предоставлены в распоряжение представителей союзников... 1) все оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, военное оборудование, склады и запасы и всякого рода другие орудия войны и все остальные военные материалы; 2) все военно‑ морские суда всех классов, как надводные, так и подводные, вспомогательные военно‑ морские суда и все торговые суда, находящиеся на плаву, в ремонте, построенные или строящиеся; 3) все самолеты всех типов, авиационное и противовоздушное оборудование и установки; 4) все оборудование и средства связи и транспорта по суше, воде и воздуху; 5) все военные установки и учреждения;... 6) все фабрики, заводы, мастерские, исследовательские институты, лаборатории, испытательные станции, технические данные, патенты, планы, чертежи и изобретения, рассчитанные или предназначенные для производства или содействия производству или применению предметов, материалов и средств, упомянутых выше в п. 1, 2, 3, 4 и 5, или иным образом предназначенные способствовать ведению войны. в) По требованию представителей союзников должны быть предоставлены: 1) Рабочая сила, обслуживание и оборудование, необходимые для содержания или эксплуатации всего входящего в любую из шести категорий, упомянутых в п. «а»; 2) любые сведения и документы, которые представители союзников могут в связи с этим потребовать... Статья 11. а) Главные нацистские лидеры, указанные представителями союзников, и все лица, чьи имена, ранг, служебное положение или должность будут время от времени указываться представителями союзников в связи с тем, что они подозреваются в совершении, подстрекательстве или издании приказов о проведении военных или аналогичных преступлений, будут арестованы и переданы представителям союзников... Статья 13. а) При осуществлении верховной власти в отношении Германии, принятой на себя правительством Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки и Временным правительством Французской Республики, четыре союзные правительства будут принимать такие меры, включая полное разоружение и демилитаризацию Германии, какие они сочтут необходимыми для будущего мира и безопасности. в)...Все германские власти и германский народ должны безоговорочно выполнять все требования представителей союзников и полностью подчиняться всем этим прокламациям, приказам, распоряжениям и инструкциям... [36. Т. 2. C. 238–240] 2. Приказ Главноначальствующего СВАГ № 2 о разрешении …С момента занятия советскими войсками Берлина на территории Советской зоны оккупации Германии установился твердый порядок, организовались местные органы самоуправления и создались необходимые условия для свободной общественной и политической деятельности германского населения. Ввиду вышеизложенного приказываю: 1. Разрешить на территории Советской зоны оккупации в Германии образование и деятельность всех антифашистских партий, ставящих своей целью окончательное искоренение остатков фашизма и укрепление начал демократизма и гражданских свобод в Германии и развитие в этом направлении инициативы и самодеятельности широких масс населения. 2. Предоставить трудящемуся населению Советской зоны оккупации в Германии право объединения в свободные профессиональные союзы и организации в целях защиты интересов и прав трудящихся. Предоставить профессиональным организациям и объединениям право заключать коллективные договоры с предпринимателями, а также организовать страховые кассы и другие учреждения по взаимопомощи, культурно‑ просветительные и иные образовательные учреждения и организации.
|