![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подъёмная сила крыла. Теорема Жуковского
Первая попытка исследовать природу подъёмной силы была сделана итальянским учёным и художником Леонардо да Винчи в 1505 г. Он считал, что подъемная сила, поддерживающая птицу, возникает из-за уплотнения воздуха под крыльями. В 1852г. Магнус, член-корреспондент Петербургской академии наук, провёл серию опытов для объяснения явления отклонения от вертикальной плоскости вращающихся артиллерийских снарядов. Он показал, что поперечная сила, вызывающая это отклонение, возникает из-за взаимодействия двух потоков воздуха: · набегающего на снаряд; · вращающегося вместе со снарядом. Это явление, получившее название эффект Магнуса, было исследовано в 1902-1906 гг Николаем Егоровичем Жуковским. В 1906году в своей работе «О присоединённых вихрях» он публикует знаменитую «Теорему Жуковского», объясняющую образование подъемной силы. Важным понятием, лежащим в основе понимания теоремы Жуковского, является вихрь и определяемая им циркуляция. Рассмотрим обтекание вращающегося цилиндра (рис. 2.10).
![]() Из-за неравенства скоростей над и под цилиндром возникает разность давлений, порождающая подъемную силу. Вследствие вязкости воздух увлекается вращающимся цилиндром и создает вокруг него вихрь. Вихрем будем называть массу воздуха, вращаюуюся вокруг тела. Вихрь вовлекает во вращение окружающие его массы воздуха и индуцирует (вызывает) скорости Для определения действующих на цилиндр аэродинамических сил его можно заменить вихрем, дающим то же поле скоростей, что и цилиндр. Замена вращающегося цилиндра вихрем, который Н.Е.Жуковский назвал присоединенным, и позволила Н.Е. Жуковскому создать вихревую теорию крыла. Согласно этой теории подъемная сила крыла возникает вследствие наложения присоединенного вихря на основной поток. Интенсивность воздействия вихря на окружающую среду, а значит, и величина подъемной силы, определяется циркуляцией скорости.
![]() Циркуляция скорости по контуру ОD будет равна сумме элементарных циркуляций. Г = Вычислим циркуляцию скорости по замкнутому контуру в виде окружности радиусом r. Индуктивные скорости в каждой точке окружности, создаваемой вихрем, направлены по касательной к этой окружности и постоянны по величине. Поэтому Г= Чем больше циркуляция скорости, тем больше разность скоростей и давлений при наложении циркулярного потока на основной поток, т.е. тем больше подъемная сила. Циркуляция скорости вокруг цилиндра возникает только при его вращении. Циркуляция вокруг крыла возникает самостоятельно, без помощи вращения. В расчётной схеме Жуковского крылозаменялось вихрем, вокруг которого образуется циркуляция скорости. При взаимодействии вихря с плоскопараллельным потоком скорости их суммируются. Над крылом скорость частиц увеличивается, под крылом – уменьшается (рис. 2.11).
Рис. 2.11. Создание подъемной силы
V
где V Из-за разности скоростей над крылом и под крылом возникает циркуляция скорости. В соответствии с законом Бернулли разность скоростей приводит к появлению разности давлений над Н. Е. Жуковский вывел формулу для определения величины подъемной силы. Подъёмная сила единицы длины крыла бесконечного размаха равна произведению циркуляции скорости вокруг профиля крыла на плотность и скорость набегающего потока: где Г – циркуляция скорости воздуха вокруг профиля крыла; Y l=1 - подъёмная сила для единицы длины крыла.
Теорему Н.Е.Жуковского можно сформулировать так: Подъемная сила единицы длины крыла бесконечного размаха равна произведению циркуляции скорости вокруг профиля крыла на плотность и скорость набегающего потока. А для крыла с размахом
Из формулы видно, что для увеличения подъемной силы крыла при данной скорости нужно увеличить циркуляцию скорости Г. Это достигается увеличением кривизны профиля, управлением пограничным слоем. Циркуляция скорости Г пропорциональна хорде профиля крыла b и скорости потока и определяется по формуле: Подставляем Г в формулу Y
но так как lb = S, то Таким образом, получили знакомую формулу подъемной силы. Коэффициент подъемной силы СY График зависимости коэффициента подъемной силы CY Рис. 2.12. График зависимости Су
Характерные точки графика:
График зависимости CY 1) при малых углах атаки пограничный слой плотно прилегает к поверхности крыла и зависимость CY 2) 3) α > Для симметричного профиля кривая CY Если угол наклона кривой CY где CY
|