Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности управления малыми предприятиями в Японии
В развитых странах и странах, стремящихся перейти к рыночной экономике, растет интерес к японским формам и методам управления. Японский опыт притягателен тем, что быстрые результаты развития экономики позволили стране занять лидирующее положение в мире. В развитии рыночной экономики Японии прослеживаются минимум три процесса: - фундаментальные изменения в инфраструктуре рыночного хозяйства (системы и структуры собственности, государственное регулирование, динамика рынков труда, капитала, научно-технической информации); Осуществление этих процессов способствовало формированию облика Японии как одного из основных центров мирового хозяйства. Японский опыт ведения современного рыночного хозяйства - классический пример того, что при правильном выборе стратегии развития, учитывающей национальную специфику в сочетании с опытом и достижениями мирового научно-технического прогресса, можно за короткий исторический период достичь эффективных результатов. Результаты выражаются не только в высоких общих экономических показателях, а прежде всего в решении глобальной социальной проблемы - реальном улучшении качества жизни. Опыт управления формированием рыночных отношений в Японии должен всесторонне изучаться и использоваться в практике зарождающегося рыночного хозяйства Казахстана. Говоря об опыте Японии, следует особо акцентировать внимание на высокой эффективности использования человеческих ресурсов и прежде всего рабочей силы. Большой дефицит многих природных ресурсов восполняется высоким уровнем квалификации и культуры труда рабочей силы, активным и гибким использованием капитала и современных методов организации производства, высоким уровнем развития науки и техники. В Японии, как говорят сами японцы, есть лишь одно богатство - люди. Японский менеджмент постоянно аккумулирует наиболее полезные концепции управления других стран, использует ее методы и технику, но таким образом, чтобы остаться японским, сохранив и усилив японские ценности, уже ставшие в Японии традицией. Положение японского менеджера отличается от положения менеджера любой страны. И оно объясняется отношением к труду людей, с которыми он работает. Японскому менеджеру попросту не приходится сталкиваться с прогулами, отсутствием документации, текучестью кадров и другими негативными явлениями. Причина этого кроется в особенностях исторического и национального развития Японии. Это позволяет японским менеджерам решать задачи в сфере управления, опираясь при этом на интеграцию всего персонала. Существующий на японских предприятиях морально-психологический климат оказывает влияние на достижение больших успехов. В Японии в структуре управления прочно преобладает конкурентное начало над монополистическим. Конкурентный характер японского рыночного хозяйства проявляется, прежде всего, в том, что в стране нет ни одной стопроцентно монополизированной отрасли. В любой из основных функционально-хозяйственных систем несколько крупных предприятий составляют ядро системы и принадлежат эти предприятия обычно разным финансово-монополистическим группам. Другой важный фактор конкуренции - большое число мелких и средних предприятий. Их доля и по числу занятых, и по объему выпускаемой продукции в Японии всегда были выше, чем в других экономически развитых странах. Традиционно вокруг той или иной крупной корпорации группируются мелкие предприятия и для них борьба за участие в группе составляет одну из сторон конкуренции. В связи с быстрым изменением условий производства, обновлением продукции, оборудования и технологий возникает необходимость в оперативном изменении организационных структур. Высшее руководство каждой японской фирмы ежегодно оценивает реальность ее организационной структуры. В развитии малых предприятий в Японии важную роль играют основные принципы управления, которыми должны руководствоваться менеджеры. К ним относятся следующие: система пожизненного найма; система, должностного продвижения (ротация); философия фирмы обязательна для всех; ориентация на развитие организации; организация начинается с обоснования цели; человек не только средство для достижения цели, человек сам - цель управления; групповой подход; гибкая структура; упор на проведения обучения (деньга - в персонал); качество продукции превыше всего; ответственность групповая: заставляют трудиться условия, а не менеджер; новые молодые сотрудники - чистые листы бумаги; уважение к фирме (семье), главе (отцу);, группы психологически совместимые. Небезынтересно знать о том, что существует совокупность методов управления на микроуровне (внутрифирменные). На этом уровне главным методом выступает планирование реализации продукции и связанных с этим затрат с помощью сметы. Другими методами являются управление запасами, управление качеством, управление работами по уходу за оборудованием и помещениями, управление персонала, перспективное управление. В Японии на долю малых предприятий приходится около 55% промышленной продукции, 60% оптовой и 80% розничной торговли. Свободная рыночная конкуренция заставляет малые предприятия постоянно приспосабливаться к меняющимся экономическим ситуациям. В таких условиях основная забота государственных органов Японии содействие в модернизации оборудования малых предприятий, улучшение технологии, рационализация управления, развитие спроса на продукцию. Кроме того, эти органы должны способствовать гарантированию справедливых возможностей для развития деловой активности, гармонизации отношений между администрацией и рабочим персоналом. Отличительная черта всей системы государственной поддержки малого бизнеса в Японии - временный характер мер по развитию приоритетных направлений в бизнесе. Приоритеты устанавливаются на год и более, а впоследствии могут изменяться. Этот принцип позволяет сконцентрировать усилия, привлечь внимание частного сектора и общественности к " точкам роста" в экономике, быстрыми темпами добиваться результатов. Местные /префектуральные/ органы один раз в месяц проводят для различных групп малых предприятий обмен информацией по вопросам технологии. Подобные мероприятия проводятся и на национальном уровне. Малым предприятиям оказывается содействие и в получении государственных заказов. Их доля в правительственных заказах оставляет около 45%, а в заказах общественных организаций - 32%. В Японии имеется интересная практика, заслуживающая внимания. С целью развития малого бизнеса осуществляется кредитование служащего, который проработал определенное время на малом предприятии и хочет начать свое дело в той же отрасли. В Японии применяется целевое бюджетное финансирование малого бизнеса. В сметах министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий. Одним из источников финансирования малых предприятий являются поступления по специальным бюджетным счетам в составе программы государственных инвестиций и займов. Для малых предприятий устанавливается льготное налогообложение. Устанавливается пониженная почти на 1/3 ставка налога. Примечательным фактом является то, что ежегодно издается " Белая книга по малым и средним предприятиям". Это доклад правительства об их деятельности, тенденциях в развитии, мерах, которые принимались и намечены на предстоящий период. Вопросы для самопроверки:
1. Социальная ответственность бизнеса. 2.Управление развитием малого бизнеса 3Хозяйственный механизм малого предприятия и его преимущества 4.Активизация малого предпринимательства 5.Особенности управления малыми предприятиями 6.Зарубежный опыт создания и развития малых предприятий 7.Государственная поддержка малого предпринимательства 8.Аналитический обзор развития малого предпринимательства в РК на основе изучения статистической информации
Использованная литература: 1. Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация - Алматы: Гылым, 1997 2.Экономика Казахстана в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005 3.Казахстанская модель социально-экономического развития: научные основы построения и реализации /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005 4.Бердалиев К. «Основы управления экономикой Казахстана». Алматы, Экономика, 1998 - 148с. 5.Мамыров Н.К. и др. Государство и бизнес. Менеджмент государственного сектора. Книга третья. Алматы, 2002. Дополнительная литература: 1Конституция РК. – Алматы: «Дауыр», 1995. 2.Гражданский кодекс Республики Казахстан. Комментарий. В двух книгах / Ответственные редакторы М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. – Алматы: «Жетi жаргы», 1998 3.Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года 4.Назарбаев Н. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана- Алматы, 1997 5.Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы.- М.: Наука, 1999 6.Статистический ежегодник Казахстана 2002, 2003, 2004гг.
|