Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие конкуренции
Положение, утвержденное постановлением Президента, хотя и называется " О фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции", не содержит проблем конкуренции в республике. Это, по-видимому, объясняется отсутствием сформировавшейся рыночной экономики, спадом производства и недостаточностью товарной массы. Поэтому для начала изучения проблем конкуренции необходимо знать общетеоретические ее основы- В “Экономиксе” 1) отмечается, что различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации: 1) чистую конкуренцию, 2) чистую монополию, 3) монополистическую конкуренцию и 4) олигополию (ситуация на рынке, при которой небольшое число достаточно крупных продавцов противостоит массе, относительно мелких покупателей). Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной и дифференцированной. В условиях чистой конкуренции существует очень большое количество фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе - чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (местная компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет всю отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основной для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое. Олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта немно-гочисленность означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг, отрасль является олигополистической. Говоря о развитии конкуренции, следует различать понятия, характеризующие ее. Конкурентоспособность определяется, как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией. Согласно концепции “сравнительные преимущества”; производство товаров характеризуется относительными преимуществами или недостатками, которые различны в различных странах. Поэтому странам выгодно специализироваться на производстве одних товаров и импортировать другое. Республика может извлечь выгоды, концентрируя свои ресурсы в тех областях, где ее сравнительные преимущества выше. Вопросы для самопроверки: 1 Управление предпринимательством в Казахстане. Развитие предпринимательства 2.Концепция поддержки предпринимательства. Управление предпринимательством 3.Виды предпринимательства в РК. Конкуренция в предпринимательской среде 4.Система управления предпринимательской деятельности 5.Ответственность предпринимателей.
Использованная литература: 1.Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система - Алматы: Гылым, 2000 2.Каренов Р.С.Экономические функции государства - Караганда, КарГУ, 2000 3.Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация - Алматы: Гылым, 1997
|