Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание малых предприятий и активизация предпринимательства






При формировании рыночных отношений в республике одной из первоочередных задач является создание малых предприятий, способ­ных активизировать структурную перестройку экономики, обеспечить оперативную реакцию на изменение потребительского спроса.
В республике предприняты практические шаги по обеспечению не­обходимых организационных, экономических и правовых условий раз­вития и функционирования малых предприятий. Установлено, что:

- малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности;
- к малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действую­щие предприятия;
- в промышленности и строительстве с численностью работающих до 200 человек;
- в науке и научном обслуживании с численностью работающих до 100 человек;
- в других отраслях производственной сферы - с численностью ра­ботающих до 25 человек;

1. в розничной торговле - с численностью работающих до 15 чело­век.

Малые предприятия создаются:

- гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущи­ми трудовое хозяйство;

- государственными, коллективными, совместными предприятиями, хозяйственными ассоциациями;
- государственными органами, уполномоченными управлять государ­ственным имуществом.
Малое предприятие приобретает права юридического лица со дня государственной регистрации. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении вы­пускаемой продукцией, прибылью после уплаты обязательных плате­жей.
Решением правительства республики одобрено создание Союза малых предприятий Казахстана. Этот орган призван осуществлять функ­ции представительства защиты интересов малых предприятий в госу­дарственных и других органах. Он координирует их деятельность.

В республике предусмотрена целая система стимулов по развитию малых предприятий. Эта система имеет определенные направления:

- создание фонда поддержки малых предприятий Казахстана;
- создание условий для льготного кредитования, уменьшение налога на прибыль, получаемую от кредитования малых предприятий коммер­ческими банками, частными инвесторами;

- снижение налоговых ставок тем инвесторам, которые финанси­руют малое предпринимательство (предоставляют льготные кредиты);

- предоставление гарантий по кредитованию и страхованию малых предприятий;
- финансирование системы компенсационных мер для малых пред­приятий при применении государственных фиксированных цен и тари­фов;

- выделение в переходный период малым предприятиям, участвую­щим в реализации социально значимых программ и приоритетных направлений, отдельной строкой фондов на сырье, оборудование, мате­риалы, транспортные средства и др.;

- обеспечение льгот для ведения внешнеэкономической деятельно­сти малых предприятий, включая выдачу лицензий на вывоз товаров за пределы республики и применение санкций на вывоз товаров без ли­цензий сверх установленных квот,

Помимо названных выше направлений и поддержки развития, ма­лых предприятии создаются региональные организационные структуры, которые должны оказывать помощь малому предпринимательству и венчурным (наукоемким) производствам. К ним можно отнести терри­ториальные центры поддержки малого предпринимательства и иннова­ционные центры.

Оперативная реакция на необходимость быстрого развития рыноч­ных структур в республике позволила создать сеть малых и частных предприятий. По данным Госкомстата, на начато 1994 года в республи­ке 16, 1 тыс. малых предприятий и 15, 7 тыс. частных предприятий, 3 тыс. кооперативов. По сравнению с предыдущим годом частных стало в два раза больше, число малых увеличилось на 27%.

По мере продвижения реформирования число субъектов частного сектора экономики с каждым годом увеличивается и на конец 1995 года составило 68 тыс. единиц (без учета крестьянских хозяйств).

Из них более 17 тыс. единиц - частные малые предприятия. При этом 29% из них занято в торговле, 12% в строительстве, 9% - в сфере платных услуг и торгово-закупочной сфере, 5% - в производстве товаров народ­ного потребления и продукции производственно-технического назначе­ния.
Более 40% функционирующих на конец 1996 г. малых предпри­ятий были созданы в 1992-1993 годах, когда малое предпринимательст­во имело значительные налоговые льготы, остальные - в 1994-1996 го­дах, когда начался реальный процесс обеспечения макроэкономической стабилизации.

Хотя в развитии малого предпринимательства имеются определен­ные сдвиги, проходит оно не совсем гладко. Имеется ряд проблем, без решения которых трудно ожидать заметного прогресса в этом деле. В частности, речь может идти о таких проблемах, как:

- отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы;
- жесткий налоговый режим;
- недоступность кредитов коммерческих банков;
- высокие издержки обращения;
- отсутствие современных средств информации, технологий;
- узость рынка капитала и др.

Принимаются меры по решению этих проблем, а также по обеспе­чению устойчивого развития малого предпринимательства в республике разработана Государственная программа поддержки малого предприни­мательства на 1997-2000 годы. Эта программа состоит из трех уров­ней:
- республиканской программы, включающей мероприятия по изме­нению и совершенствованию нормативно-законодательной базы; размер средств, выделяемых из республиканского бюджета и направления их использования; предполагаемые действия центральных исполнительных органов по привлечению средств международных финансовых институ­тов, оказанию поддержки малому предпринимательству;
- региональных (областных) программ, содержащих организацион­но-технические мероприятия по поддержке и развитию малого пред­принимательства, размер средств, выделяемых из областного бюджета, и направления их использования, предполагаемые действия областных исполнительных органов;
- местных (районных, городских) программ, содержащих организа­ционно-технические мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства, размер средств, выделяемых из районного бюд­жета и направления их использования, предполагаемые действия мест­ных исполнительных органов.

Таким образом, создана единая, стройная система развития пред­принимательства с конкретными источниками средств на эту деятель­ность и организационными функциями трех уровней управления.

Поворотным пунктом в интенсификации предпринимательской дея­тельности в республике является принятие Указа Президента Республики Казахстан " О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства" (6 марта 1997г.). В нем довольно конкретно определена сущность предпринимательства как организация производства продукции. Предпринимательство пони­мается как деятельность по созданию, функционированию и развитию предприятия, имеющей своей целью сбыт производимой продукции и получение прибыли.

В целях стимулирования развития, малого предпринимательства Указом предусмотрен целый ряд радикальных мер. Поддержка и развития малого предпринимательства определяются как приоритетная сфе­ра государственной экономической политики. В Министерство экономики и торговли Республики Казахстан функционировала новая специальная структура - Агентство по поддержке малого предпринима­тельства. Его главной задачей являются координация действий цен­тральных и местных исполнительных органов по программе малого предпринимательства, участие в выработке и реализации программ его развития, прежде всего в сфере материального производства. Кроме того, этот орган должен решать задачи взаимодействия с международ­ными финансовыми институтами в вопросах оказания финансовой и технической помощи малому предпринимательству, содействия в созда­нии благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в этот сектор экономики.

Благоприятные условия создаются для стимулирования субъектов по организации производственной предпринимательской деятельности. В частности, вводится безвозмездная передача в собственность субъек­там малого предпринимательства государственной собственности; рас­пространение на субъекты малого предпринимательства, занимающиеся производством материального продукта, льгот в области налогового и таможенного обложения. Помимо этого создается Фонд развития мало­го предпринимательства с участием Правительства Республики Казахстан, международных финансовых организаций, предпринимателей и неправительственных структур. Деятельность Фонда должна быть на­правлена на предоставление кредитов (до 5 млн. тенге) проектам мало­го бизнеса.

В истории экономического управления Казахстана создание специ­ального органа по осуществлению управления за деятельностью малого предпринимательства явление уникальное и весьма перспективное в развитии рыночной экономики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал