Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежный опыт создания и развития малых предприятий (США)






Параллельное функционирование крупных и малых предприятий является характерной особенностью экономики развитых стран.

В американском обществе вести собственное дело традиционно считается очень престижным занятием. Имеется фраза, ставшая крыла­той: " Антрепренер заряжает энергией экономику, а экономика-на­цию".
В США процесс управления фирмой представляет собой созна­тельный, планируемый, направляемый, координируемый и организуе­мый процесс. Этот процесс включает:

- постановку, разработку и обеспечение выполнения целей и задач;
- проведение мероприятий по корректировке;
- постоянную проверку и оценку результатов и способов;
- проведение непрерывных исследований в использовании прогрес­сивных методов и операций;
- использование систем информационной техники в рамках фирмы. В рамках целей, разрабатываемых для фирмы в целом, куда входят
и малые предприятия, определяются конкретные задачи. Они сводятся
к следующему:
-постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий;
- систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции, т.е.. тщательный расчет издержек производства. Без предва­рительного определения этого показателя трудно рассчитывать на по­лучение прибыли;
- повышение качественных и потребительских свойств при сниже­нии цен на выпускаемую продукцию;
- снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном расширении номенклатуры выпускаемой про­дукции и изменении ее ассортимента.

Управление производством в фирмах США имеет ряд важных осо­бенностей. К ним можно отнести:
- сокращение общего числа поставщиков. Выбор и установление стабильных связей только с теми из них, которые способны осуществ­лять современные и качественные поставки " с колес;
- установление с поставщиками взаимоотношений, основанных на долговременных обязательствах оказании взаимных услуг;
- в своей деятельности менеджеры руководствуются необходимо­стью достижения поставленной цели;
- обычная практика утверждения плана состоит в том, что пред­приятие " снизу" выходит с собственными цифрами и добивается их утверждения. План меняется под влиянием изменений условий;
- менеджер в своей управленческой деятельности широко использу­ет современные технические средства - персональный компьютер, теле­тайп, телефакс и т.д.;
- в деятельности менеджера наиболее ценным считается умение предвидеть изменения и своевременно принимать меры;
- расширение участия персонала в управлении фирмой привело к уменьшению конфликтов между администрацией и работниками;

- создание выборных рабочих советов в целях вовлечения рядовых работников в процесс планирования. Это способствует усилению взаи­мосвязей между работниками и руководителями, развитию инициативы работников. Изучение и обобщение опыта американских фирм свиде­тельствует о том, что только при обеспечении самого тесного взаимо­действия между представителями различных подразделений удается решать сложные производственные и сбытовые проблемы.

Для стран, находящимся на пути к рынку, весьма полезным являет­ся изучение опыта управления малым бизнесом в США.

Согласно классификации Управления по делам мелкого бизнеса (США), принятой в 1984г., в категорию таких компаний включаются в обрабатывающей промышленности и розничной торговле фирмы, чис­ленностью занятых до 500 человек, в других отраслях - с объемом вы­ручки до 2 млн. долларов.

В США 97% всех зарегистрированных предприятий - это не­большие фирмы с числом, занятых менее 20 человек. На их долю при­ходится 43% валового национального продукта страны, 64% оптовой и 72% розничной торговли, 57% сферы обслуживания.

По сравнению с крупными компаниями малые фирмы в США в среднем внедряют на 1 доллар затрат в 17 раз больше нововведений. Свыше 90% новых технологий создается малыми фирмами, а также независимыми изобретателями.

Эффективность малых предприятий не вызывает сомнений. Напри­мер, в машиностроении США средний размер мелких, высокоспециа­лизированных предприятий в 3 раза меньше, чем у крупных, но уро­вень выработки практически одинаков. Малые предприятия дают воз­можность провести эффективную специализацию внутри фирм. Без них практически невозможно сбалансировать экономику, насытить рынок товарами и услугами.

В США малый бизнес постоянно получает мощную государствен­ную поддержку. В конгрессе проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Все государственные структуры, причастные к мелкому биз­несу, насчитывают 4, 5 тыс. сотрудников. Во главе стоит администрация малого бизнеса (1100 сотрудников). Главная функция - поддержка ма­лого бизнеса. В каждом штате - региональные отделения по 30-40 че­ловек. Они не командуют малым бизнесом, а только откликаются на все просьбы, дают информацию о состоянии рынка.

Система государственной поддержки малого бизнеса в США вклю­чает также:
- прямые дотации через бюджет (390 млн. долларов в год);

- размещая госзаказы на крупных фирмах, государство устанавлива­ет обязательный процент заказов, которые теперь обязаны пере­давать малому бизнесу;
- государство выступает в качестве гаранта при получении малыми предприятиями банковских кредитов;

- малый бизнес имеет налоговые льготы, поскольку суммарно нало­ги составляют 44% дохода (З6-федеральные, 8-штата).

Доля малых и средних предприятий в ряде стран составляет 70-80% от числа хозяйственных организаций. В США такими фирмами производится около половины валового национального продукта, они создают более 1/2 новых рабочих мест, на их долю приходится около 25% общего объема промышленного производства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал