Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие общественного мнения, его отличие от оценочного суждения, знания, убеждения, настроения
В нашей стране в последние годы происходит активный процесс институционализации общественного мнения. Появилась специализированная деятельность по изучению общественного мнения, возникли соответствующие организационные структуры - многочисленные центры его изучения. Однако анализ и учет общественного мнения не стали обязательными моментами принятия управленческих решений, в том числе и на уровне общества. Нет еще соответствующих положений в Конституции, не разработаны и не закреплены в подзаконных актах механизмы учета общественного мнения управленческими звеньями. Иными словами, общественное мнение еще не превратилось в развитый институт, осуществляющий функции социального контроля и управления. Что же такое общественное мнение? Каково его место в духовной структуре общества? Для характеристики духовных процессов, явлений социология использует целый ряд понятий. Наиболее широким из них является «духовная сфера». Духовная сфера - это не только состояние сознания, но и институты, нормы, которые обеспечивают производство, распространение, внедрение сознания, удовлетворение духовных потребностей. Структура духовной сферы раскрывается через понятия общественного сознания, норм, отношений, организаций, институтов. Для социолога плодотворным является обращение к понятию «духовной жизни» - целостной системе духовной деятельности, структура которой раскрывается через интересы, потребности, цели и т.д. Для характеристики качества духовных процессов, уровня их технологии служит понятие «духовной культуры». Особенно важным для социолога является понятие «реального сознания масс», поскольку социолог изучает не сознание вообще, его формы, уровни, элементы, а реальное сознание, побуждающее к деятельности. В реальном сознании переплетаются различные формы, уровни, элементы сознания. Общественное мнение является особым состоянием реального сознания. Б.А. Грушин, подчеркивая сложность определения понятия «общественного мнения», замечает, что «вряд ли найдется в социологии другое понятие, содержание которого было столь неясно и вызывало бы столь многочисленные споры». Он приводит много высказываний примерно такого типа: «Общественное мнение не поддается описанию, неуловимо для определения..: его трудно измерить и невозможно увидеть». Оно «напоминает атмосферное давление: невидимо невооруженным глазом, но весьма чувствительно» и т.д. [3, с. 17, 18]. Подобные высказывания можно найти и у других авторов. Трудности определения связаны со сложной природой общественного мнения и его тесными связями с иными состояниями и духовными явлениями. Общественное мнение содержит разнообразные элементы: рациональные, эмоциональные, волевые и не сводится к какому-то одному уровню или форме, сфере сознания. В отличие от настроения; общественное мнение включает не только массовые ощущения, переживания, социальные чувства, но и рациональное (сознательное выражение интересов), и общественные волевые побуждения. Общественное мнение - это устойчивое эмоционально-волевое отношение. Изучая духовные процессы, мы можем фиксировать внимание на ощущениях, желаниях, предпочтениях либо обратиться к анализу общественного мнения, которое связано с глубинными элементами духовной структуры: потребностями, интересами. Зачастую можно наблюдать смешение понятия «мнение» и понятия «оценочное суждение». Изучая взгляды, ценностные ориентации, говорят, что изучают общественное мнение. Между тем общественное мнение отличается от оценочного суждения по объекту, субъекту, структуре и способу образования. Объектом общественного мнения выступают явления, процессы, которые допускают спорность суждений и имеют общественное значение. Знание лежит в основе общественного мнения, но оно не тождественно ему. Мнения могут быть и истинными, и ложными. С другой стороны, бесспорный, установленный наукой факт (например: свыше 60% населения нашей страны проживает в городе) не является объектом общественного мнения. Мнения не могут быть бессубъектными. Как правило, под общественным мнением понимают относительно распространенное и устойчивое оценочное отношение социальных общностей к актуальным дискуссионным вопросам. Общественное мнение дает оценку явлений, но в отличие от простого оценочного суждения это заинтересованное суждение, которое исходит из представлений о ценности объекта, то есть одновременно является и оценочным, и ценностным суждением, свидетельствующим о заинтересованности и определенной убежденности субъекта, В развитом состоянии общественное мнение - органичный сплав рациональных начал, социальных чувств и волевой активности. Вместе с тем это не система убеждений, составляющих постоянную основу поведения. Это реакция на новации, новые ситуации, свидетельствующая о спорности, дискуссионности проблемы. Как заметил один из исследователей, общественное мнение - это становящееся убеждение. Это сознание, переходящее в действие. А если это так, то нельзя определять общественное мнение только как оценочное суждение. Это позиция. При измерении общественного мнения нельзя ограничиваться анализом только ценностных ориентации, необходимо выявить социальные установки, то есть готовность к действию и реальную активность. Общественное мнение тесно связано с нормами, является источником их развития, средством обеспечения, подобно нормам выполняет функции регулирования и социального контроля. Однако регулирование и контроль посредством общественного мнения отличаются повседневностью, быстротой реакции на возникающие ситуации. Когда общественное мнение принимается представителями социальных групп, общностей, становится всеобщим, оно превращается в норму. Можно дать следующее определение: общественное мнение - это особое состояние реального сознания масс, выражающее доминирующее отношение, позицию по актуальным общественно значимым вопросам. Общественное мнение многосубъектно. В этом смысле можно говорить о плюрализме мнений общества. Для социолога важно проанализировать соотношение мнений различных социальных групп, общностей. Мнения могут быть истинными и ложными, стабильными, быстротекущими, четкими и расплывчатыми, иметь обыденный и научный характер и т.д. В обществе сталкиваются господствующие и оппозиционные мнения, официальные и неофициальные, публичные и анонимные, консервативные и новаторские, реакционные и прогрессивные, зрелые и незрелые и др., порожденные противоречиями социальных интересов. В то же время конкретное общественное мнение обладает внутренним единством, монизмом. Именно это и позволяет ему играть роль регулятора. Общественное мнение складывается в процессе столкновения различных суждений, мнений индивидов, социальных групп, но это не сумма мнений, а сплав, качественно новое явление. Поэтому социологическое измерение общественного мнения нельзя сводить к простому суммированию отдельных мнений. Нужна осторожность в трактовке результатов анкетных опросов множества конкретных респондентов. Социолог должен найти то общее и особенное, что заключено в совокупности, индивидуальных, групповых оценочных суждений, позиций. Для этого необходимо исходить прежде всего из особенностей тех социальных общностей, мнение которых изучается. Общественное мнение проходит сложный путь развития. Можно говорить о возникающем, формирующемся и функционирующем мнении. На этапе возникновения знания о новом явлении, ситуации сопоставляются с собственным интересом и интересом других общностей, то есть происходит идентификация себя с социальной общностью. На этапе формирования действуют механизмы общения, столкновения различных суждений, мнений; в борьбе складываются единые позиции. На этапе функционирования общественное мнение ориентирует, регулирует, предписывает определенное поведение. При этом функционирующее мнение может иметь различные уровни и выступать в виде особого рода суждений, позиций и практического отношения. Особенно важно последнее. Значение волевого момента очевидно, если обратиться к конкретному примеру. В период обсуждения проблем реформ школы спросили родителей, одобряют ли они предложения о расширении приема в профессионально-технические училища. 76% одобрили предложения о значительном расширении приема. Вместе с тем только 30% выразили готовность направить в ПТУ своих детей, то есть фактически у родителей школьников не сформировалось позитивного общественного мнения по поводу ПТУ. В процессе изучения социальной активности было обнаружено, что студенты и молодые специалисты, высоко оценивая нравственные качества, не проявляли вместе с тем готовности активно включиться в борьбу с их нарушениями. Социологи справедливо рассматривали отсутствие волевого компонента как показатель отсутствия активной позиции. Волевой компонент превращает общественное мнение в духовно-практическое отношение, в реальную общественную силу, побуждающую к определенным действиям. Общественное мнение - это не только оценочные суждения, позиции, но и институт общества, выражающий волю масс, участвующий в управлении обществом. Перед исследователем общественного мнения прежде всего стоит задача фиксации существования общественного мнения. Каковы показатели факта его существования? Из сказанного ранее следует, что должна быть зафиксирована вербальная реакция множества индивидов. Полученная информация должна свидетельствовать, что имеются элементы знания и понимания ценности объекта, зафиксирована готовность к действию. Американский социолог Оллпорт, создавая теорию идентификации общественного мнения в условиях эмпирических исследований, предлагает целый набор показателей, свидетельствующих, что общественное мнение - это скорее актуальное стремление к совершенствованию или предотвращению чего-либо, а не выражение длительных диспозиций поведения, что отличает общественное мнение от нормы и убеждений [9].
|