![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диз. архитектура СССР 30-40Стр 1 из 6Следующая ⇒
Советская архитектура, по мнению специалистов, имеет два ключевых периода: · Период с 1918 по 1932 годы назывался временем архитектурного авангарда, после него произошёл переход к стилистическому направлению нового типа — «Советскому монументальному классицизму». Границей перехода к новой архитектуре стал проект Дворца Советов, после завершения которого все архитектурные объекты строились в новом стиле. С лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект, созданный в стиле строгого конструктивизма.[1] · Завершение периода архитектуры советского монументального классицизма произошло после выхода Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».[2] На смену этому архитектурному направлению пришла более аскетичная «функциональная», «типовая» архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства.[1] Жилой дом (Свердловск, 1932), арх. Оранский В середине 1930-х годов в советской архитектуре произошёл постепенный переход от конструктивизма к архитектуре нового типа. Этот переходный период в наше время трактуется по-разному. Некоторые специалисты считают архитектуру этого периода постконструктивизмом, другие исследователи называют его советским вариантом ар-деко. Примером архитектуры переходного периода является здание ленинградского Фрунзенского универмага и хорошо известный «Дом на набережной» в Москве. Сооружения этого времени, относительно декорированные внешне, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями. Источниками этого направления были архитектурные стили — «палладианство», «боз-ар» и «неоклассицизм». «Советский монументальный классицизм» был в целом сформирован к концу 1930-х годов. В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. Это создание дворцов культуры, спортивных комплексов, индустриальных центров, санаториев и пионерских лагерей. Архитекторы в этот период работают в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководят лидеры советской архитектуры. Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов. В главных чертах, это архитектурное направление сформировалась в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Конкурсы проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и выявили ярких талантливых художников. Победитель конкурса — Б. М. Иофан, оптимистическое звучание произведений которого стало яркой страницей предвоенной архитектуры. Мастера, получившие вторые, третьи премии, и их ученики — Г. П. Гольц, И. В. Жолтовский, Л. В. Руднев, М. А. Минкус, впоследствии возглавили это архитектурное направление.[3] Уже в период Великой Отечественной войны архитекторы начинают работать над проектами восстановления разрушенных городов, мемориалами и триумфальными арками для встречи советских героев. В художественном образе этих произведений был оптимизм победы.[4] В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. Яркими примерами являются Главное здание МГУ, комплекс павильонов ВСХВ, здание МИД СССР на Смоленской-Сенной площади. Москва, Площадь Дружбы Народов ВСХВ, 1954 год Причины кризиса и запрета[править | править исходный текст] Сталинская архитектура к началу 1950-х гг. достигла своего кризиса и наметились тенденции «тиражирования», что часто ухудшало не только художественный уровень исполнения отделки фасадов, но и удорожало строительство. В ноябре 1955 года Н. С. Хрущёв провёл целый ряд мер, посвящённых «излишествам» в архитектуре, что привело не только к массовому упрощению проектов, но и к уменьшению у архитекторов возможностей создавать желаемое.
Постконструктивизм [править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 августа 2014; проверки требует 1 правка. Школа 518, Москва, 1932–1936, арх.И. А. Звездин Постконструктивизм — название для стиля советской архитектуры 30-х годов XX века, когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. В эту же эпоху многие здания, первоначально выстроенные в стилистике конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении. Некоторые исследователи[ источник не указан 984 дня ] предпочитают говорить не о постконструктивизме, а о советском варианте стиля ар деко. Содержание [убрать] · 1 Предпосылки возникновения · 2 Особенности стиля · 3 Влияние на другие стили · 4 Галерея o 4.1 Москва o 4.2 Ленинград o 4.3 Свердловск и Куйбышев · 5 Литература · 6 Ссылки · 7 Примечания Предпосылки возникновения[править | править вики-текст] В начале 1930-х годов творческая жизнь в СССР была точным отражением тех процессов, которые происходили в обществе в целом. 28 февраля 1932 года было издано постановление «Об организации работ по окончательному составлению проекта Дворца Советов». Распределение конкурсных призов дало понять, что рационалистам и конструктивистам больше рассчитывать не на что — пристрастия Сталина[ источник не указан 984 дня ] к классической архитектуре теперь играли гораздо бо́ льшую роль, чем прославляемая в 1920-е целесообразность и «пролетарская аскетичность форм». Также очевидным является влияние на становление стиля постконструктивизма европейских образцов административной (муниципальной) архитектуры, в целом соединявшей утилитарно-упрощённые формы с некоторыми элементами ар-деко.[1] Особенности стиля[править | править вики-текст] Преобладавшая в период постконструктивизма тенденция в творчестве архитекторов — стремление к умеренному «обогащению» внешнего облика зданий, преодолению «излишнего аскетизма» архитектуры авангарда. В постконструктивистских зданиях сохраняются некоторые элементы конструктивистского стиля: прямоугольные парапеты на крышах; сплошное вертикальное остекление лестничных клеток; акцентуация углов зданий, решаемых в виде вертикальных стеклянных фонарей. В то же время характерными приёмами формирования архитектурного образа становятся: кессонированные своды арок; развитые дополнительные карнизы с находящимся над ними верхним этажом-аттиком; открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже; безордерные колонныквадратного сечения; использование имитационной рустики, настенных изображений в технике сграффито и ярких цветов в сочетании с непременным белым. От подчёркивающего вертикали ар-деко постконструктивизм отличает тяготение к горизонталям. Влияние на другие стили[править | править вики-текст] Постконструктивизм, наряду с неоклассицизмом и ар-деко, стал одним из источников сталинской архитектуры. Его влияние на пластическое решение объёмов зданий прослеживается в ряде зданий вплоть до 1950-х годов. Галерея[править | править вики-текст] Москва [править | править вики-текст] · Жилой дом на шоссе Энтузиастов (1935–1936), арх. Гурьев-Гуревич, Зальцман
· Жилой дом на шоссе Энтузиастов (1935–1936), арх. Гурьев-Гуревич, Зальцман
· Жилой дом в (Яузский пер., 2, 1936-1941), арх.И. А. Голосов Ленинград [править | править вики-текст] · Дом специалистов (Санкт-Петербург)(1934–1937), арх.Г. А. Симонов, Б. Р. Рубаненко, Л. К. Абрамов, Т. Д. Каценеленбоген Свердловск и Куйбышев [править | править вики-текст] · Жилой дом (Куйбышев, 1936), арх. Матвеев, Босин
· Госпиталь (Свердловск, 1936-1939), арх. Югов
· Жилой дом-башня (Свердловск, 1932)
· Жилой дом (Свердловск, 1932), арх. Оранский
|