Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки времени в камне






Определить теоретическую основу сталинской архитектуры довольно сложно, скорее всего, в силу ее отсутствия. И когда в 1954 г. Хрущев начал крушить сталинский стиль, оказалось, что спорить особо не с чем. Были просто импонирующие вождю примеры, по которым можно судить о требованиях главного заказчика к стилю. Таковых немного – скорее, это список того, что стиль-нувориш не допускал.

Следовало использовать только элементы классической архитектуры, опирающейся на античность (древнюю Грецию, Рим), итальянское Возрождение, русский ампир. В национальных республиках допустимо использование элементов местных исторических стилей. Не допустимы к использованию готика и модерн – стили времен социального упадка. Нежелательно барокко. Категорически запрещены западный функционализм и отечественный конструктивизм. Нежелательна последовательная принципиальная работа в любом стиле, даже в классицизме – это называлось «механическим копированием».

Вообще в основу нового «большого стиля» лег принцип «селективного отбора». С самых высоких трибун провозглашалась идея заимствования достижений западной цивилизации для нужд народного хозяйства, копировалось и применялось все самое лучшее и проверенное. Вот такой бенч-маркетинг на советский лад.

В итоге всех изысканий к отечественной архитектуре были сформулированы достаточно «взрослые» требования. Она должна быть приподнятой и ликующей, изображать восторг и величие. Обязателен «синтез искусств», то есть украшение архитектуры скульптурой и живописью. А также архитектура должна быть ансамблевой и иерархичной. Это значит, что декор и композиция отдельного здания обязательно подчиняются композиции улицы, площади или всего города.

Но главной чертой архитектуры должна была стать гибкость, чтобы усвоить и переварить любое спущенное сверху указание руководства. Цель архитектора – изучить вкусы Сталина настолько, чтобы наверняка угадать правильное решение. Вкусы у Сталина оказались широкими, поэтому сталинская архитектура довольно разнообразна. Внутри жестких рамок «освоения классического наследия» осталось достаточно места для необязательных стилевых игр.

Неудивительно, что стиль вошел в историю как «сталинский», а архитектура того периода - тоталитарной, архитектурой одного человека. Наравне с Шпееровской[1] архитектурой Третьего Рейха и стилем эпохи правления Муссолини. И, несмотря на индивидуальность каждого, их родство очевидно. В основе каждого из них лежит обращение к классике, к римским мотивам, что объясняет такую любовь ко всему основательному, монументальному и грандиозному.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал