Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Московские высотки – эталон эпохи
Какими бы не были условия рождения нового стиля, он изрядно наследил в истории. И его каркасно-бетонным венцом стала «семерка Сталина» – семь высоток, возведенных с легкой руки Иосифа Виссарионовича в столице нашей Родины как символ величия страны Советов. Потребность в возведении символов эпохи особенно остро назрела, как мы уже писали, после второй мировой. Страна-победитель просто обязана была увековечить свой подвиг, решив параллельно несколько идеологических задач. Архитектура должна была стать средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в завтрашнем дне, и монументальные строения служили наглядной иллюстрацией того светлого будущего, куда семимильными шагами устремилось советское государство со всеми советскими гражданами, несмотря на «временные» трудности. Так в 1947 г. по предложению лично товарища Сталина было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Новые высотки должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность дальнейшего развития города. Здания должны были стать своего рода архитектурным паритетом сверхдержав, сверхсооружениями – ответом американским небоскребам. Самым масштабным проектом стало главное здание МГУ (даты строительства 1949 – 1953). За четверть часа по велению товарища Сталина превратившись из проекта административно-жилого дома в университет, строительство его стало беспрецедентным по своему масштабу. Для сравнения – бюджет, освоенный при возведении главного корпуса, был аналогичен бюджету всего Сталинграда, выделенного на послевоенное восстановление (2 млрд. 631 млн. 200 тыс. дореформенных рублей). Так, претерпев ряд перерождений на бумаге, поменяв автора и заменив Ломоносова на шпиль, интеллектуальная гордость нации возвысилась над Москвой-рекой. Кроме здания МГУ были построены две гостиницы: «Ленинградская» (1949 – 1954 гг) и «Украина» (1953–1957 гг), хотя для кого предназначался такой большой номерной фонд оставалось загадкой, ибо железный занавес никто не отменял. Здание Министерства Иностранных дел (1948 – 1953 гг), дабы поражать воображение граждан иностранных государств, командированных в столицу Великой державы, и три административно-жилых комплекса – невероятно прогрессивных для своего времени: Жилой дом на Котельнической набережной (1937 – 1952 гг.); жилой дом на Кудринской площади («Высотка на площади Восстания»), (1948–1954 гг); административно-жилое здание возле «Красных ворот» (1947–1952 гг). 7 московских высоток стали застывшим гимном победы не просто над фашизмом, но и над самими собой. Плачевная экономическая ситуация после войны, острая нехватка рабочей силы, отсутствие технологий и опыта возведения подобных проектов не смогли помешать реализации планов Сталина. Строения рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. И, несмотря на то, что сами московские высотки очень напоминали американские аналоги и в первом приближении казались не слишком самобытными, это не смущало архитекторов. Последние утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские сооружения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания. Кроме того, на период проектирования пришлась «церковная оттепель», которая позволила найти еще один источник архитектурного вдохновения. Воплощение получили русские церковные многоярусность и пятиглавие. В целом «московские небоскребы» – своего рода архитектурное эсперанто, в котором воплотилось наследие нескольких эпох и народов: и древнеримская империя, и классическая Европа, и древнерусская церковность.
|