Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ампир без приставок
Официально родоначальником имперского стиля принято считать Наполеона Бонапарта – адаптировав классицизм под задачи империи, Бонапарт сделал АМПИР официальным государственным стилем Франции. Стиль смело заимствовал античные греческие и римские сюжеты и орнаменты: военная тематика в деталях и декоре, классические элементы, животные мотивы, символизирующие силу – в ход шло все, что могло в наилучшем свете презентовать монархию как на мировой арене, так и в глазах собственных граждан. В России ампир появился во время правления Александра I, когда в стране разгуливала мода на все французское. По иронии этот стиль стал средством выражения национальной гордости за победу в Отечественной войне 1812 года – дитя восстало против собственного отца. В новую советскую идеологию подчеркнуто элитарный имперский стиль не вписался и на время был забыт. Однако позднее был возрожден, став официальным государственным стилем эпохи правления Сталина, хоть и в весьма эволюционировавшем виде. «Ампир во время чумы» Официальной датой чудесного воскрешения ампира в Стране Советов принято считать 28 февраля 1932 года. В этот день было издано постановление, регламентирующее дальнейшую архитектурную жизнь в стране. Во многом его появление было обусловлено тем, что накануне на конкурсе проектов Дворца Советов (самой помпезной задумки Сталина – дворца, который должен был стать символом советского могущества) жюри так и не выбрало угодный вариант. И с этого момента начинается резкое изменение официального стиля и массовый мор всех произвольных (или самовольных – в терминологии времени) эволюционных процессов в архитектуре СССР. Именно тогда архитектура вступила в ряды госслужащих и освоила роль личного PR-менеджера Иосифа Виссарионовича. Государственное искусство, превозносящее молодую, но быстро крепнущую страну стало частью системы управления. И особенно в фаворе ампир оказался в послевоенный период на волне массовой эйфории народа от своей непобедимости. Поэтому и основными атрибутами стиля стало все, что так дорого сердцу советского гражданина – символы страны-победительницы: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий. Звездный час мухинских «Рабочего и колхозницы». В силу вступило высочайшее решение использовать «как новые, так и лучшие приемы классической архитектуры». Приказ Сталина касался буквально всего: собственно стиля; материалов, используемых при строительстве, и даже предполагал новый подход к подбору осваиваемых участков. Теперь творить следовало в первую очередь вдоль главных городских магистралей, создавая торжественные кулисы для театрализованного представления под названием «Страна Советов». Впрочем, прекрасное – это удел избранных и не может быть массовым. Новая «богатая» архитектура должна была обеспечивать комфорт и потребности только высших слоев государственной иерархии. Реальная массовая архитектура была опущена на предельно примитивный уровень, соответствующий запланированной пятилетками жизни населения. И чем хуже обстояли дела в стране, тем торжественнее становились фасады «сталинских высоток». «Ампир во время чумы» – фраза, произнесенная российским литературоведом Борисом Михайловичем Эйхенбаумом в 50-х годах на строительстве дачи одного из политических деятелей, стала квинтэссенцией возрождения большого стиля в эпоху отца народов.
|