![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 7. Аутсорсинг информационных технологий
Исторически IT-аутсорсинг связан с передачей «на сторону» функций внутренних IT-подразделений (вычислительных центров, отделов) и выполняемых ими видов работ (например, ведения бухгалтерской документации). Впоследствии с развитием пакетов IT-услуг аутсорсеру передаются взаимосвязанные функции и сопровождение финансовых бизнес-процессов полностью. Традиционно рынок услуг IT-аутсорсинга развивается вместе с рынком собственно информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Характерным примером является рост объёмов услуг IT-аутсорсинга в конце ХХ века, который исследователи связывают с решением «проблемы –2000». Однако на рубеже ХХ – ХХI вв. экономический спад, усугубившийся в связи с разгулом международного терроризма, оказал негативное воздействие на мировую индустрию информационных технологий. Сложившаяся в мире экономическая ситуация, привела к сокращению в начале столетия затрат на ИКТ. Тем не менее, отдельные регионы, такие, как Восточная Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион и Латинская Америка, продолжали увеличивать расходы на информационные и коммуникационные технологии и по темпам роста этих расходов опередили Северную Америку и Западную Европу. В десятку стран, имеющих самые высокие темпы роста на информационные и коммуникационные технологии, вошли Китай, Вьетнам, Польша, Колумбия, Индия, Словакия, Греция, Румыния и Бразилия. По данным European Information Technology Observatory (EITO, Германия), в 2004 году объем мирового рынка ИКТ составил 2167 млрд. евро, при этом 74% совокупных оборотов пришлось на США, Европу и Японию. Оставшиеся 26% совокупных оборотов формируют, прежде всего, Китай, Индия и Южная Корея[54]. IT-outsourcing – это такой вид услуг, который подразумевает передачу заказчиком своих текущих функций по поддержке IТ систем в специализированную IТ-компанию. При этом исполнитель гарантирует выполнение обозначенных в договоре функций в соответствии с утвержденным уровнем сервиса. Следует отметить, что своё развитие аутсорсинг начал именно с IT-аутсорсинга. Аутсорсинг получил более широкое распространение с развитием Интернета. Это даёт возможность предприятиям также тесно сотрудничать со сторонними организациями, как их собственные подразделения взаимодействуют между собой. Это было предсказано ещё Б.Гейтсом в 90-х годах ушедшего столетия. Сегодня данный прогноз как раз находится на стадии практической реализации. Под понятие IТ-аутсорсинга подпадают одноразовые и долгосрочные работы в области использования информационных технологий. К ним относятся решение административных функций, обслуживание компьютерного сетевого оборудования, консультации в этой области, программное обеспечение и другое. Заметим, что IТ-аутсорсинг выступает: ñ во-первых, как родоначальник современного аутсорсинга; ñ во-вторых, как лидер рынка аутсорсинга. Ведь предприятия, как правило, начинают использование схемы аутсорсинга в первую очередь с IТ-аутсорсинга, лишь затем плавно переходят к остальным видам. Активное развитие IТ-аутсорсинга во всем мире объясняется тем, что в связи со стремительным развитием технологий предприятиям сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их, не имея большого штата технических специалистов. Как правило, предприятиям выгоднее привлекать опытные организации со штатом высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения. Исследования компаний «IDC» и «Technology& Business» показали, что основная отдача от IТ-аутсорсинга состоит в значительном повышении эффективности финансового менеджмента. Средством получения этой отдачи являются богатые технические возможности аутсорсинговых компаний и высокая квалификация персонала, а также наблюдается тенденция роста числа контрактов, заключаемых сразу с несколькими поставщиками с целью дополнительного снижения издержек[55]. Аутсорсинг информационных технологий (IТ-аутсорсинг) – это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями. К услугам аутсорсинга информационных технологий относятся: ñ обслуживание сетевой инфраструктуры; ñ проектирование и планирование автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; ñ системная интеграция; ñ размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний; ñ создание и поддержка публичных web-серверов; ñ управление информационными системами; ñ приобретение в лизинг компьютерного оборудования; ñ оффшорное программирование.
Существуют следующие основные ресурсыIT-аутсорсинга: ñ профессиональный (у аутсорсера есть специалисты лучше, чем у предприятия); ñ производственно-технологический (аутсорсер располагает необходимыми мощностями); ñ финансово-административный (аутсорсер может управлять некоторыми проектами и транзакциями так, чтобы ускорить их выполнение и снизить стоимость); ñ географический (в некоторых регионах работа может стоить дешевле). Аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг) наиболее развитый вид услуг аутсорсинга, что связано, безусловно, с устойчивыми тенденциями к расширению сферы применения информационных технологий во всех областях деятельности современных организаций. Более того, именно передача «третьей стороне» функций сопровождения систем обработки информации породила в бизнес-практике сам термин «аутсорсинг». До сих пор в толковании ряда специалистов аутсорсинг связан именно с использованием информационных технологий в экономике и управлении. Само понятие «информационные потребности организации» охватывает разнообразные по форме и содержанию виды деятельности, связанные с получением, обработкой, хранением, передачей информации, а также широкий спектр сопутствующих консалтинговых услуг. К IT-аутсорсингу относятся также многочисленные услуги в сфере телекоммуникаций (в том числе связь, телефония, мобильные сервисы, обеспечение доступа в Интернет и другие). В настоящее время большинство крупных компаний, специализирующихся в области IT-аутсорсинга, предлагают клиенту широкий спектр услуг, начиная с организации и обработки внутренних и внешних информационных потоков, проектирования и внедрения корпоративных информационных систем и сетей и заканчивая специальным обучением персонала предприятия-клиента. Клиентами IT-аутсорсеров во всем мире являются транснациональные промышленные корпорации, крупные банки, государственные учреждения. Большинство поставщиков услуг IT-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов мирового уровня активно занимаются сбором и высококачественным анализом бизнес-информации, широкими публикациями специализированных отчетов и обзоров рынка, оказывают значительное влияние на формирование и развитие информационной среды международного бизнеса. Среди мировых поставщиков услуг IT-аутсорсинга – крупнейшие производители компьютерных технических и программных средств, сетевых технологий и приложений, систем корпоративного планирования и управления ресурсами. Одной из наиболее существенных тенденций развития мирового рынка ИКТ исследователи считают смещение рыночного «центра тяжести» от аппаратных средств в сторону программного обеспечения и услуг. В условиях снижения темпов роста рынка ИКТ многие компании вынуждены искать новые пути ведения бизнеса, включая аутсорсинг. Несмотря на наметившийся кризис отрасли информационных и коммуникационных технологий в целом, рынок услуг IT-аутсорсинга продолжает расти, причем пик этого роста смещается из США в Западную Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Безусловно, IT-аутсорсинг оказывает значительное влияние на развитие бизнеса. Основными причинами обращения к IT-аутсорсингу большинства предприятий, передающих функции своих IT-подразделений «на сторону» являются причины, типичные для других видов услуг аутсорсинга: ñ необходимость использования высококвалифицированных профессиональных ресурсов поставщика услуг IT-аутсорсинга; ñ стремление сократить постоянные издержки; ñ стремление эффективно распределять IT-бюджеты; ñ стремление повысить основные финансовые показатели; ñ необходимость внедрения передовых технологий управления на основе информационных технологий. Аналитики из американской исследовательской фирмы IDC ведут постоянный мониторинг того, насколько руководящий персонал корпораций-заказчиков удовлетворяют качество и экономический эффект от привлечения IT-аутсорсинга. При этом характерная продолжительность контрактов на аутсорсинговые услуги в области информационных технологий составляет 5-10 лет. Среди услуг, предоставляемых IT-аутсорсерами, иногда выделяют несколько основных групп услуг: ñ поддержка технических и программных средств; ñ разработки и интеграция приложений; ñ консалтинг; ñ обучение и тренинг; ñ управление информационными системами. Среди причин, отражающих недостаточно эффективное использование IT-аутсорсинга крупными компаниями и невысокую отдачу от средств, вкладываемых в освоение информационных технологий, выделяют следующие: ñ недостаточное понимание менеджерами предприятия-заказчика особенностей реализации проектов, связанных с внедрением современных IT; ñ несогласованность между возможностями использования информационных ресурсов аутсорсеров и стратегий развития собственного предприятия. Среди множества видов сервиса в области информационных технологий можно выделить отдельные услуги, оказывающие большее влияние на развитие предприятия. К аутсорсингу прибегают специализирующиеся в информационном бизнесе предприятия, которые, в свою очередь, сами оказывают комплексные IT-услуги клиентам. Это предприятия – производители технических и программных средств, разработчики баз данных, системные интеграторы и сетевые провайдеры, использующие аутсорсинг как инструмент оптимизации собственного бизнеса. Наибольший интерес для менеджмента предприятия представляют услуги в сфере управления, а также аутсорсинг бизнес-процессов на основе передовых информационных технологий, так как именно этот тип услуг IT-аутсорсинга позволяет сделать новый шаг в формировании и развитии современного бизнеса. В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании так называемых логистических информационных систем. В таких информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт – производство – снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток. Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах. В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диапозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков. В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем: ñ возрастает скорость обмена информацией; ñ уменьшается количество ошибок в учёте; ñ уменьшается объём непроизводительной, «бумажной» работы; ñ совмещаются ранее разрозненные информационные блоки. При построении логистической информационной системы необходимо соблюдать определённые принципы: 1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определённой степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определённую функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит: ñ обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления; ñ повысить эффективность функционирования логистических информационных систем; ñ снизить их стоимость; ñ ускорить их построение. 2. Принцип возможности поэтапного создания системы. 3. Принцип чёткого установления «мест стыка». В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики. 4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения. 5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек-машина». Рассматривая необходимость IT-аутсорсинга, заказчик оценивает свои информационные потребности, а также внутренние возможности (ресурсы) для их удовлетворения. В первую очередь речь идёт о тех функциях, которые выполняет или должен выполнять внутренний отдел (подразделение) информационных технологий. Здесь можно говорить о технических возможностях предприятия, квалификации персонала, расширении функций в связи с реорганизацией, сокращении функций вследствие сокращения или реструктуризации предприятия, об отдельных видах работ (например, сборе и анализе внутренней и внешней информации), информационном сопровождении отдельных проектов и других. Обязательным условием при заключении контракта (соглашения) на услуги IT-аутсорсинга является определение чётких границ обслуживания: ñ деловые услуги с поддержкой информационных технологий, такие, как колл-центр; ñ услуги для внутреннего использования в организации, такие, как информационные услуги сети Интернет, предоставляемые пользователю непосредственно на рабочем месте; ñ хранение данных, предоставление доступа к приложениям; ñ поддержка программ реструктуризации; ñ консультации относительно стратегии или управления программой; ñ разработка приложений; ñ тестирование программного обеспечения; ñ услуги по улучшению инфраструктуры, такие, как расширение и обновление телекоммуникационных сетей и средств обслуживания. В современных условиях развивается отдельные виды IT-аутсорсинга – оффшорный IT-аутсорсинг, аутсорсинг корпоративных информационных систем, Copy General Outsoursing. Оффшорный IT-аутсорсинг представляет собой передачу услуг оффшорного программирования программистам из других стран, является одним из основных проявлений всеобщих тенденций экономической глобализации. Отрасли оффшорного программирования развиваются во многих странах. Предлагаемые услуги включают: ñ системную интеграцию; ñ поддержку и модернизацию унаследованных систем; ñ разработку программного обеспечения; ñ пакетную реализацию. Аутсорсинг корпоративных информационных систем связан со следующими основными видами таких систем: ñ BPR – реинжиниринг бизнес-процессов; ñ BPO – аутсорсинг бизнес-процессов; ñ ERP – управление ресурсами предприятия; ñ CRM – управление взаимоотношениями с заказчиком; ñ SCM – управление цепочкой поставок; ñ EAM – управление имуществом предприятия; ñ E-commerce – электронная коммерция; ñ SAP – система автоматизации процессов. Copy General Outsoursing – это комбинация процессов изготовления документов на «сайте» (территории «Заказчика»), нацеленных на создание офисной документации и изготовления документов вне «сайта», позволяющая быстро печатать, создавать более сложные и качественные документы, поставляемые затем одним поставщиком. Услуги на территории/в офисе осуществляются посредством административного оператора. Услуги, которые оказываются не на территории/вне офиса, посредством центров CG, как правило, связанны с выполнением нестандартных задач, неисправностью оборудования на территории «Заказчика», либо с пиковыми объёмами работ, которые невозможно выполнить на оборудовании «сайта». Реализация проектов по аутсорсингу позволяет предприятиям: ñ сфокусировать усилия на процессах, являющихся основными для компании, то есть на тех, которые непосредственно приносят прибыль; ñ избежать увеличения штата компании за счет непрофильных для бизнеса специалистов; ñ сократить расходы на документооборот; ñ обеспечить бесперебойную работу офиса; ñ высвободить средства для инвестиций. Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте сущность управления информацией на предприятии. 2. Дайте характеристику современных информационных систем управления. 3. Дайте понятие аутсорсинга информационных технологий (IT-аутсорсинга). 4. Дайте характеристику видовIT-аутсорсинга. 5. Раскройте сущность оффшорного программирования как разновидности IT-аутсорсинга. 6. Раскройте сущность аутсорсинга корпоративных информационных систем, аутсорсинга хранения данных, аутсорсинга операторских услуг. 7. Охарактеризуйте интегрированные информационные системы. 8. Раскройте сущность логистической информационной системы и обоснуйте принципы её построения.
|