Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды управления






В научной литературе управление принято подразделять на виды по различным основаниям. Прежде всего, необходимо отметить, что в данном пособии будет рассматриваться только социальное управление и его виды, в отличие от биологических, механических и других видов управления.

Социальное управление отличается от других видов управления тем, что оно представляет собой форму взаимодействия людей с целью обеспечения нормального функционирования общественных процессов. Связь между элементами социальной системы осуществляется посредством информации, которая передается в виде прямых и обратных сигналов, направленных как на управляемых, так и на управляющих.

Для социального управления в целом характерны следующие особенности:

1. Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Управление организует людей для совместной деятельности.

2. Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы.

3. Социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

4. Социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

5. Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей – участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно – волевое опосредование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда – властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей.

6. Социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенные группы людей, организационно – оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, управомоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой[5].

К числу основных критериев, подразделяющих управление на виды, относится субъект управления. По данному критерию Г.В. Атаманчук выделяет шесть видов управления, которые во многом соотносятся между собой.

1. Государственное управление. Его особенность заключается в том, что основным субъектом здесь является государство. В основе данного вида управления находится целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие всего российского социума в историческом масштабе времени.

2. Местное самоуправление как низовой и особо демократический подвид государственного управления.

3. Менеджмент, который представляет собой управление собственностью со стороны собственника. Собственность может быть частной, долевой, общей, акционерной и т.д.

4. Общественное управление, субъектом которого являются институализированные (юридически оформленные – через законы, уставы) общественные объединения. Таких субъектов в свободном, плюралистическом обществе много и они управляют как внутри своих собственных структур, так и вне их.

5. Групповая (коллективная) саморегуляция, субъектом которой выступают группы людей, которые на каждом шагу общественной жизни свободно (по собственному усмотрению) и в то же время с учетом интересов других и норм культуры и социального общежития управляют совместным поведением и деятельностью.

6. Целесообразное поведение или действие отдельного человека, когда он ставит себе в жизни созидательные, гуманные цели и для их достижения отдает свои знания, силы, время[6].

Н.И. Глазунова выделяет в публичном административном управлении три вида управления, основным критерием считая субъект управления. В частности она указывает, что «если субъект – государственная администрация, органы исполнительной власти и их должностные лица – речь идет о государственно – административном управлении. Если субъект – администрация муниципальных образований и должностные лица районных управ, муниципалитетов – речь идет о муниципальном административном управлении или административном управлении на муниципальном уровне. Если субъект – администрация предприятия и их руководство – речь идет о менеджменте»[7].

В рамках данного исследования интерес представляют виды управления, предложенные Н.И. Глазуновой, так как именно в результате их деятельности могут издаваться (совершаться) правовые акты, т.е. акты, обязательные для управляемых субъектов и исходящие от государства, муниципального образования или отдельной корпорации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал