Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и особенности органа управления
В учебной и специальной литературе под органом управления, прежде всего, понимается орган государственного управления, который отождествляется с органом исполнительно - распорядительной власти государства. Например, Ю.Н. Старилов считает, что орган государственного управления (исполнительной власти) – это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал[9]. На наш взгляд, управление – понятие более широкое, охватывающее основные стороны государственной, муниципальной и частной сфер жизни общества. Хотя, безусловно, государственный орган является основным системообразующим элементом управления. Для каждого элемента структуры управления должны быть характерны внешние связи и отношения, которые смогли бы обеспечивать: 1. Полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной цели либо функции управления. 2. Сбалансированность целей всех звеньев определенного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня. 3. Комплексность выполнения (взаимосвязанность) всех функций управления, относящихся к реализации каждой поставленной цели, как по вертикали, так и по горизонтали управляющего взаимодействия. 4. Наиболее рациональные разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями аппарата управления с точки зрения выполняемых функций управления, минимизацию их дублирования. 5. Концентрацию прав (полномочий) и ответственности при решении каждой управленческой задачи за счет рационального перераспределения компетенции на каждом уровне управления. 6. Полное соответствие организационно – экономического механизма контроля исполнения объему компетенции в области ответственности и прав (полномочий) принятия решений по каждой управленческой задаче[10]. Все субъекты государственного управления, по мнению Н.И. Глазуновой, обладает рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управления: 1. Выражает интересы определенной социальной общности – народа, класса, социальной группы и т.д. Иерархия интересов, отражающая целостность общества, реально претворяется в жизнь сложной системой субъектов госуправления, преодолевающих возможные противоречия (и существующие) во имя достижения общезначимых социальных целей. 2. Является системно организованным, в этом качестве ему свойственны черты любой социальной системы, прежде всего корреляция в структуре, функциях деятельности – как неизбежный ответ на изменения объекта управления. 3. Имеет присущие ему определенные, отражающие общесистемное разделение труда функции, но во всех случаях выполняет в том или ином наборе такие управленческие функции, как прогнозирование, планирование, организацию, регулирование, контроль. 4. Обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный (структурный) компонент. 5. Занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений[11]. Данные универсальные признаки, в целом, характерны, с учетом специфики, и для муниципального управления и менеджмента. Таким образом, под органом управления следует понимать созданное в определенном порядке учреждение, наделенное государством или муниципальным образованием правом осуществлять юридически – властные функции, обладающее организационным единством, компетенцией и полномочиями.
|