Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности государственного устройства и центральные органы власти Республики Беларусь.






Республика Беларусь – унитарное государство. В соответствии со ст. 6 Конституции вся «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную». Особые виды государственной деятельности обусловливают разнообразие и специфика задач и функций государства, а потому каждый государственный орган наделен государственной властью и государственно-властными полномочиями.

Цель создания государственных органов – реализация задач и функций государства. В процессе развития общества возникает потребность в регулировании общественных отношений, в учете, контроле, защите общества, осуществлении принуждения и т.п., а значит, появляется необходимость существования специального аппарата государства, предназначенного для осуществления перечисленных задач и функций.

Государственный орган характеризуется особыми чертами:

ü Государственный орган – это государственная организация, коллектив людей, коллектив (группа) государственных служащих, определенным образом организованный и юридически оформленный;

ü Основной целью, предназначение такого коллектива служащих является осуществление задач и функций государства, от имени которого он действует;

ü Указанные задачи и функции осуществляются посредством особых видов государственной деятельности (государственного управления, законотворчества, правоохранительной и судебной деятельности;

ü Государственный орган наделен государственной властью, закрепленной в соответствующих властных полномочиях;

ü Государственные органы имеют определенный масштаб деятельности и классифицируются согласно этому признаку;

ü Каждый государственный орган имеет соответствующую внутреннюю структуру;

ü Государственный орган обладает самостоятельностью;

ü Государственный орган учреждается соответствующим образом посредством издания юридически значимого правового акта.

Законодательная власть принадлежит, прежде всего (но не исключительно), парламенту – Национальному Собранию Республики Беларусь, состоящему из Палаты представителей и Совета Республики. Принимаемые ими законы подписываются главой государства – Президентом Республики Беларусь. Таким образом, Глава государства также участвует в законодательной деятельности (см. статьи 90, 91, 100 Конституции), равно как и осуществляет полный контроль над деятельностью исполнительной власти и может оказывать существенное влияние на судебную власть.

Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления, который в своей деятельности подотчетен Президенту и ответственен перед парламентом. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующим местным Советом депутатов.

Судебная деятельность (правосудие) осуществляется системой судов (ст. 109 Конституции, Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13.01.1995г.), в которую входят общие и хозяйственные суды, Конституционный Суд. К общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. В системе хозяйственных судов – Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г.Минска. Конституционный Суд реализует функции контроля над конституционностью нормативных актов (ст. 116 Конституции Республики Беларусь).

В свою очередь прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры, в которую входят прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, г.Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры.

Для каждой системы государственных органов характерны свои юридические формы выражения функций. Парламент принимает законы, общие суды издают приговоры и определения, органы прокуратуры приносят протесты и входят с представлениями, а органы управления, имеющие исполнительно-распорядительный характер, издают управленческие акты, которые подзаконны и могут быть нормативными.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал