Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современное информационное общество и информационные технологии управленческого процесса.
Последние три десятилетия характеризуются возрастающими темпами и масштабами иформационно-телекоммуникационной революции, перевернувшей многие традиционные представления о функционировании социальных отношений и экономической деятельности, взаимоотношениях государства и бизнеса. Вот почему термин «информационное общество» занимает сегодня центральное место в лексиконе как зарубежных, так и отечественных социальных и гуманитарных наук. Более того, ЕС уже десять лет назад провозгласила задачу построения информационного общества в качестве одной из приоритетных. Сторонники концепции информационного общества ключевую роль в экономических и социальных процессах отводят информации, которая по своей значимости и весу превзойдет материальную продукцию, энергию и услуги. В конечном итоге самовозрастание информации придет на смену самовозрастанию капитала. Трудно отрицать, что информационная и телекоммуникационная революция в подобном контексте вносит изменения не только в экономику и соц. сферу, но и в систему государственного управления (тем более, что ряд авторов утверждает, что мы уже живем в информационном обществе). Ситуация углубляется тем, что ускорение социальных перемен, ориентированность общества на будущее разрушают традиционные нормы поведения и морали, а информация становится не только главным фактором общественной жизни, но и источником власти. Значение информации в органах государственного управления неуклонно растет, существенно увеличивая рациональность и эффективность последнего. Соответственно, одной из главных задач государства на современном этапе является информационное обеспечение механизмов управленческой деятельности государственного аппарата, что вполне объяснимо. Именно на основе информации, полученной управляющей системой, производится калькуляция имеющихся материальных и финансовых ресурсов, определяются организационные формы, выбираются различные варианты решения вопросов и т.д. В управлении требуется ограниченное единство информации, знаний и опыта. Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационных ресурсов (банков данных), средств, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации, а собственно управленческая информация – это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий. Информацию, используемую в государственном управлении, разделяют на: официальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, по степени доступности, по ее соотношению с временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем). Информация непременно должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности, оперативности, адекватности для принятия соответствующих решений. Цель информационно-аналитического обеспечения процесса государственного управления состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений. Развитие государства на современном этапе на первый план выдвигает решение глобальной социально-управленческой задачи – формирование единого информационно-правового пространства, что обеспечит рациональное и эффективное решение проблемы информационного взаимодействия органов государственной власти, оперативность, обоснованность и корректность их совместной работы. Важнейший аспект информационного обеспечения государственного управления связан с развитием соответствующей технической базы. Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум.
|