Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы поддержки культуры как отраслевой системы
Принцип защиты учреждений культуры. в переходный период общественно-экономического развития учреждения культуры нуждаются в законодательной и административной защите, а также определенной финансовой поддержке. В противном случае они не только используются не по назначению, но и просто перестают существовать. Принцип поддержки культурных инициатив и нововведений. Реализация этого принципа предполагает отслеживание культурных инициатив и создание благоприятствующих условий (например, льготное налогообложение, или специальное финансирование), позволяющих этим инициативам окрепнуть и стать новыми образцами. Принцип модернизации учреждений культуры. Проведение модернизации учреждений культуры в свою очередь должно удовлетворять трем условиям: осуществляться в рамках регионального или локального социокультурного программирования, отвечать современным тенденциям развития учреждений культуры в соответствии с конкретным их типом, обеспечивать удовлетворение культурных потребностей разных слоев населения региона, их вовлечение в культурную активность, создание условий для возрождения аборигенной культуры. Требование проводить модернизацию, подчиняя ее социокультурному программированию территории, означает, что отдельные учреждения культуры или даже их группы рассматриваются как средства подобного программирования, как основа для создания новых типов организаций. Реализованные принципы культурной политики11 Принцип координации. В соответствии с этим принципом, программные мероприятия (политику, проекты, предложения), создаваемые относительно одних подсистем и сред, необходимо согласовывать с программными предложениями, относящимися к другим подсистемам и средам. Так, например, культурная региональная политика должна быть согласована с общей политикой в регионе и с ее отдельными направлениями (образовательным, социальным, экономическим). Принцип инфраструктурного и ресурсного обеспечения. Ресурсы не только выявляются, но и создаются. Говоря об инфраструктурном обеспечении, мы имеем в виду как создание самостоятельных контуров воспроизводства, так и включение культуры в более широкие контуры воспроизводства. Например, культура хантов и манси - это не только самостоятельная культура, но и часть сибирской культуры, а также угро-финской культуры. Отсюда инфраструктурное обеспечение аборигенной культуры может строиться не толь- 11 Основные положения, представленные здесь, изложены в работе В. Л. Глазычева [5]. ко на основе Ханты-Мансийского региона, но и Сибирского региона в целом, а также и контекста всей угро-финской культуры. Принцип интеллектуального и проектного обеспечения. В соответствии с этим принципом, все предложения, направленные на развитие культуры региона, должны опираться на соответствующие исследования и проектные разработки. Характер их мы оговорили выше. Принцип средового обеспечения. Все программные предложения и проекты наряду с другими целями должны обеспечивать улучшение качества окружающей человека среды (архитектурной, природной, технической). Поэтому в состав проектных групп должны входить не только архитекторы, но и дизайнеры, специалисты по ландшафтной архитектуре, инженерной психологии. Принцип поддержки и опоры на культурные элиты. Предполагается включение в процесс культурных нововведений всех заинтересованных субъектов (властей разных уровней, населения, национальных и общественных движений, субъектов хозяйственной деятельности и др.), а также опору на «культурные элиты» (интеллигенцию, работников самой культуры, меценатов, образованные слои населения). Принцип инновационного обеспечения. Для реализации программ социокультурного программирования необходимо создание инновационных групп, а также запуск социокультурного мониторинга. Вопросы для самопроверки 1. В чем специфика социального проектирования в сравнении с другими видами проектирования? 2. Когда возникает социальное проектирование и под влиянием каких социокультурных процессов? 3. Дайте характеристику основных этапов создания социокультурного проекта. 4. Каким требованиям (критериям) должен отвечать социальный проект? 5. Какие культурные основания должны быть приняты во внимание в процессе социального проектирования? 6. В чем объективные и субъективные причины сложностей, возникающих при реализации социальных проектов? 7. Что такое гуманитарная экспертиза проекта? 8. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные принципы региональной культурной политики. Приведите примеры реализации/нереализации этих принципов в известном вам регионе. Литература 1. Верещагин И. Об архитектурной достоевщине и прочем // Современная архитектура. №4. 1928. 2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В б т. Т. 1. М., 1982. 3. Генисаретский О. И., Щедровицкий Г. П. Обособление проектирования: от утопий к социальному институту. Мышление дизайнера. Отчет ВНИИТЭ, 1967. 4. Глазычев В. Л. Язык и метод социального проектирования // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986. 5. Глазычев В. Л. Методические рекомендации по программированию культурного развития города // Социальное проектирование в сфере культуры. М., 1987. 6. Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. М., 1962. 7. Дондурей Д. Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986. 8. Ляхов И. И. Социальное конструирование. М., 1970. 9. Пути выживания народов ханты и манси. Материалы международной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск, 1993. 10. Основные направления сохранения историко-культурного наследия и принципы формирования системы культурного обслуживания Обского региона Ханты-Мансийского автономного округа. Региональная программа / Авт. кол. под ред. М. Б. Гнедовского. М.: Проектное научно-консультативное бюро «Архитектура и культурная политика», 1995. 11. Платон. Государство. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1994. 12. Платон. Законы. Собр. соч.: В 3 т. Т. 4. М., 1994. 13. Социокультурные утопии XX века. Вып. 4. М., 1987. 14. Старх. №1. 1993. С.З. 15. Тодыйбекова Л. Марийская языческая религия и этническое самосознание. М., 1997. 16. Федотова В. Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997. 17. Фуко М. Что такое Просвещение? // Вопросы методологии. №1-2. 1996. 18. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
4.8. Образование как механизм трансляции ценностей культуры. И. М. Быховская (д. филос. н., проф.) Культура и образование во все времена, независимо от характера экономических, политических и прочих социальных обстоятельств (которые, как известно, то благоприятствовали, то препятствовали развитию самих этих видов деятельности), находились в достаточно тесной (хотя далеко не всегда явной, очевидной) связи. Оснований для возникновения ситуации не просто сосуществования, «рядоположенности» образования и культуры, но и для формирования их реальной сопряженности, может быть выявлено немало и по числу, и по самой содержательной сути этих оснований. Кроме возможностей «социальной комбинаторики» - теоретической и вполне бытийной — на эту множественность, несомненно, не может не влиять многообразие и своего рода разножанровость тех интерпретаций, которые сложились к сегодняшнему дню в отношении понятий, подлежащих такого рода анализу, - «культура» и «образование». Констатируя эту позицию и не подвергая ее в данном случае самостоятельному рассмотрению (будем затем обращаться лишь к некоторым срезам этого вопроса), мы выделим для обсуждения те аспекты связки «культура - образование», которые, сохраняя, на наш взгляд, свою «сквозную» (в историко-культурном смысле) значимость, оказались в то же время, безусловно, востребованными обстоятельствами дня сегодняшнего. Прежде всего, к такого рода фундаментальным и одновременно актуализированным позициям, несомненно, может быть отнесено рассмотрение образования в качестве одного из важнейших механизмов трансляции, распространения, укоренения или, напротив риоризации нередко принципиально новых «ходов мысли» и действия). Второе направление — это формирование новой генерации специалистов посредством развития и укрепления такой системы их подготовки и ориентации (теоретической, практически-прикладной, ценностно-мотивационной), которая бы в максимальной степени обеспечивала как потребности культурного развития общества в целом, так и профессиональную адекватность и «профессиональный комфорт» (ощущение способности и готовности к деятельности, ее востребованности и социальной признанности) для каждого отдельного специалиста. Такая поливекторность последствий, обеспечиваемых полноценной и эффективной системой образования, красноречиво сформулирована в Докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, распространенном ЮНЕСКО под названием «Образование: сокрытое сокровище», в котором в качестве основных ориентиров всех уровней и ветвей образования названы такие, как: научиться существовать вместе, научиться приобретать знания, научиться работать, научиться в полном смысле слова жить. Несомненно, что каждая из этих задач непосредственно связана с решением проблем современной культуры, влияет на те возможности, которые в конечном итоге определяют достоинство, благополучие и перспективы развития как любого общества, так и каждого отдельного человека. Вопросы для самопроверки 1. Какое место занимает образование в структуре культуры как целого? 2. Объясните, как вы понимаете положение о том, что образование - это способ формировать «образ человека»? 3. Какие еще механизмы трансляции культуры, помимо образования, вы знаете? 4. Используя знания из истории культуры, покажите, как реализуется трансляционная функция образования по отношению к ценностям культуры той или иной эпохи. 5. Проведите самостоятельный анализ культурологического смысла того вида профессионального образования, которое вы получаете. Литература 1. Довженко О. В. Очерки по философии образования. М., 1995. 2. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. 3. Культура. Традиции. Образование. Вып. 2-7. М., 1993-2001. 4. Нечаев В. Я. Социология образования. М.: изд-во МГУ, 1992. 5. Образование в пространстве культуры. Вып. 1. М., 2004. 6. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989. 7. Философия образования для XXI века. М., 1992. 8. Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Проект № 32-13У28 Основы культурологии: Учебное пособие / Отв. ред. И. М. Быховская. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 496 с. ISBN 5-354-00855-7 В учебном пособии в более развернутом и систематизированном виде, чем это традиционно принято, представлены два важнейших блока культурологического знания - вопросы теоретико-методологического характера и проблемы, связанные с прикладными возможностями культурологии. Достаточно подробно рассмотрены многообразные традиции в изучении культуры - с акцентом на школы и направления ХХ века. Анализ культурных оснований отдельных видов социальных практик (культуроохранной, экономической, художественной, оздоровительной и др.) должен помочь в формировании у студентов представлений о культурных смыслах их будущей профессиональной деятельности. ББК 71
|