Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура здоровья и современные социокультурные процессы
В последние десятилетия и реалии жизни, и результаты многих научных исследований все более свидетельствуют о том, что при сохранении многих позиций, отмеченных выше, формируется также и тенденция значительного усиления интереса к проблемам телесного бытия человека. Это определено несколькими обстоятельствами - как общемирового характера, так и особенностями общественного развития в нашей стране в последние десятилетия. Несомненно, одной из главных причин является собственно неблагополучие состояния здоровья. Однако, интерес к обсуждению, исследованию данных проблем в более широком значении был стимулирован и рядом других причин. Назовем некоторые из них: обострение экологических проблем; стремление к «натурализации», естественности жизни (вспомним о контркультурных движениях 1970-1980-х годов с их пиететом по отношению к Ф. Ницше, с лозунгом «Слушай свое тело!» и т. п.); необычайно быстрое развитие биотехнологий, возможностей создания почти любых искусственных органов, клонирования и иных угроз окончательного превращения тела в артефакт цивилизации; повышение значимости проблем сексуального поведения и сексуальной культуры в условиях современности; развитие феминистского движения, заострившего проблему тела (женского тела, прежде всего) как объекта эксплуатации. Как отмечает известный английский исследователь в области социологии тела Крис Шиллинг, возрастание значимости тела в современной культуре потребления связано также и с приобретением им особого смысла в качестве носителя символической ценности, о чем также упоминал в своих работах один из классиков социально-гуманитарной мысли XX века П. Бурдье. Заметные изменения в области осознания проблем телесности и здоровья (в их социокультурном смысле), как и в «телесно-ориентированном» поведении происходят в связи с трансформациями общественной жизни российского общества (особенно при сравнении с ее доперестроечным периодом). Забота о здоровье традиционно рассматривалась в советском обществе больше как проблема государства, чем как индивидуальная, личная проблема, поскольку и само здоровье провозглашалось общественным достоянием. Лозунги вроде «Тренируй свое тело для военного дела», «Будь готов к труду и обороне» и т. п. были отражением государственной идеологии здоровья. Призывая к выполнению обязанности «быть здоровым» ради успешной деятельности на благо общества, советское государство обеспечивало бесплатность медицинских услуг для индивида, создало достаточно разветвленную здравоохранительную систему, что, несомненно, было определенным социальным достижением. Но, вместе с тем, этот подход формировал и закреплял патерналистские ориентации в сфере сохранения и укрепления здоровья. Имея свои преимущества, они порождали типичное для человека советской эпохи личностно-незаинтересованное отношение к собственному здоровью, весьма низкую в среднем активность по его поддержанию и укреплению. Отсутствовала и экономическая заинтересованность быть здоровым - даже при достаточно небольшом стаже работы, индивид имел право на сохранение 80-100% зарплаты при временной нетрудоспособности, а количество потерянных им дней по болезни в условиях распределительной экономики весьма слабо влияло на карьеру и профессиональный статус. Серьезные изменения в области валеологического сознания и поведения людей вызвали процессы, на первый взгляд, далеко удаленные от рассматриваемой нами области, а именно: постепенное развитие принципов рыночной экономики и широкое использование соответствующих им рычагов управления во всех областях общественной жизни; децентрализация в организации и осуществлении различных видов социальной деятельности; отход от жесткого идеологического регулирования и контроля в общественной жизни (нередко воспринимаемый, к сожалению, как принцип нерегламентируемости вообще); расширение и принципиальное изменение масштаба межкультурных взаимодействий, ведущих к существенному увеличению многообразия, многоликости социокультурного пространства, к новым возможностям и вариантам в процессе самого выбора культурных моделей; развитие массовой культуры со всеми ее атрибутами и особенностями. Эти и другие, связанные с ними, процессы не могли не привести к объективной неизбежности роста заинтересованности в вопросах здоровья, в «окультуривании» собственной телесности, формировании определенного имиджа. Важными социокультурными обстоятельствами, влияющими на характер этих процессов, являются в современной России и такие факторы, как процесс социальной дифференциации, появление новых, стремящихся к утверждению не только своего статуса, но и внешней атрибутики групп; бурное развитие технологий ведения избирательных кампаний, борьбы за политическое реноме; все большее осознание необходимости формирования своего внешне привлекательного облика для успешного «предложения» себя на рынке труда. Все это сделало вопросы поддержания собственного здоровья, создания имиджа, соответствующего социальному запросу (работодателя, избирателя, спонсора и т. п.) существенным моментом социального бытия личности в современном обществе. Необходимость завоевания определенного статуса, адаптации к новым социально-экономическим условиям стимулируют формирование позитивноценностной установки на заботу о собственном здоровье, на понимание здоровья как своего рода «капитала», на рассмотрение своего физического имиджа как весьма значимую в рыночных условиях «визитную карточку» личности. Таким образом, современные тенденции общественного развития, как, впрочем, и длительная история развития «соматического» и валеологического сознания и поведения (более подробно об этом см. [4, гл. 2]), дают нам множество подтверждений того, что феномены здоровья, телесной культуры действительно должны рассматриваться как в значительной степени явления социокультурные, тесно сопряженные с изменениями самых разных характеристик социального и культурного пространства в каждом конкретном обществе. Конечно, рассмотрение этих явлений в общенаучном и общесоциальном плане, это - не то же самое, что собственное осознание (не только вербальное!) здоровья как личной, высоко значимой ценности, как собственного реального и символического капитала. Переход от конкретных валеологических установок к их реализации на поведенческом уровне, в главной степени, обеспечивается созданием необходимых инфраструктурных предпосылок в обществе (экономических, организационных и др., уже упомянутых выше). Однако и при очень ограниченных возможностях всегда существует возможность перевода позитивных валеологических установок — конечно, лишь при их наличии! - на уровень практики (организуя определенным образом свой образ жизни - питание, двигательную активность, режим, общение с природой и т. п.). Осознание культурного смысла такого рода практики, придание ей истинно человеческого наполнения (вспомним приведенные слова В.С.Соловьева, выражающие то, что можно было бы обозначить как идеологию «возвышения телесности») заставит нас пристальнее взглянуть на самих себя как на homo somatis, т. е. как на существ, хотя и телесных, но обладающих при этом еще и человеческим разумом. Быть может, помня об этом, переводя умозрительно признаваемую аксиологию тела в практику повседневной жизни, мы все же сумеем избежать сурового приговора современного острослова: «В здоровом теле -здоровый дух... На самом деле - одно из двух»? Вопросы для самопроверки 1. Чем отличается медицинский, естественно-научный и социально-гуманитарный подход к рассмотрению здоровья? 2. Выделите основные факторы, которые влияют на здоровье человека. 3. Какие основные компоненты входят в явление, которое можно обозначить, как «культура здоровья»? 4. Используя свои знания из истории культуры, назовите культурные эпохи, для которых было характерно: а) понимание здоровья как гармонии души и тела; б) противопоставление, дихотомия души и тела; в) идеология «соматизации» человека. 5. Почему проблемы здоровья тесно связаны с аксиологией человеческой телесности? Проиллюстрируйте это. 6. В чем различие традиций Востока и Запада в области валеологического сознания, телесноориентированных практик? 7. Как вы понимаете слова В.С.Соловьева: «Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение»? 8. Проанализируйте, как современные общественные процессы, появление новых биотехнологий влияют на изменения в области аксиологии здоровья и человеческой телесности. Литература 1. Ананьев В. А., Давиденко Д. Н., Петленко В. П., Хомутов Г. А. Этюды валеологии. СПб., 2001. 2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 3. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек. №1. 1993. 4. Быховская И. М. Homo somaticos. Аксиология человеческой телесности. М.: УРСС, 2001. 5. Леонтьев А. Н. Человек и культура // Проблемы развития психики. М., 1972. 6. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1988. 7. Frank A. For a Sociology of the Body: an analytical review // The Body: Social Process & Cultural Theory. L, 1995. 4.7. Основания и смыслы социокультурного проектирования в контексте современной культурной политики. В. М. Розин (д. филос. н., проф.)
|